Таможенная пошлина - один из элементов таможенного тарифа

    Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны - сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.

    Оно постепенно переходит от прямого, активного участия во внешнеторговых операциях в сторону укрепления регулирования данного процесса. Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры.

    Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.

    Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия не является исключением) составляют ввозные пошлины, основной функцией которых является защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

    Вывозная пошлина служит в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом - также для пополнения доходной части бюджета.

    В целевой программе развитие таможенной службы РФ на 2004 - 2008 годы основными ориентирами работы с ввозной таможенной пошлины отмечены следующие:

    - повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки товара с учетом нынешней и оптимальной структуры российской экономики;

    - поэтапная либерализация ввоза товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;

    - либерализация тарифа на импортные товары, аналоги которых в России не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения экономических издержек.

    Между тем ввозные таможенные пошлины играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования.

    Так, за август текущего года ФТС России перечислила доходную часть бюджета 109,23 млрд. рублей, из них 30 % составляют таможенные пошлины.

    Рассмотрим вопрос влияния импортных пошлин на комплектующие для производства автомобилей. На сегодняшний день это является актуальным, поэтому решать его необходимо с учетом интересов отечественной промышленности. Департамент промышленности Минпромэнерго России считает, что отмена ввозных пошлин на импортные комплектующие для производства автомобилей опасна для российской автомобильной промышленности. Эксперты предупреждают, что если изготовление основных автомобильных комплектующих будет сосредоточено в руках зарубежных производителей, то это приведет к окончательному разрушению существующего в России производства автокомпонентов, сокращению рабочих мест, налогооблагаемой базы и снижению налоговых поступлений в бюджет всех уровней. Необходим дифференцированный подход к тарифному регулированию импорта комплектующих для производства автомобильной техники, это стимулирует создание высокотехнологичных производств разовых агрегатов, узлов и комплектующих внутри страны, что приведет к увеличению объемов продаж и производства автомобилей российских марок.

    Значительные поступления в российский бюджет обеспечивают сырьевые отрасли, в первую очередь нефтяная и газовая.

    Но невозможно не заметить в последние годы обнадеживающих тенденций роста экспорта и в других отраслях промышленности, например, в мебельной промышленности, где также возникают проблемы. Снижение или отмена таможенной пошлины на оборудование для производства мебели, на первый взгляд, может привести к существенным потерям бюджета. Это предположение можно опровергнуть следующим примером: если стоимость станка составляет 1 млн. долларов, ставка пошлины - 10 %, то сумма пошлины будет равна 100 тыс. долларов, которая в течение первых 3-х месяцев будет отработана при условии производства продукции в среднем на 0,5 - 1,5 млн. долларов в месяц. Следовательно, необходимо дифференцировать ставки пошлин в зависимости от развития отраслей экономики.

    При пересмотре пошлин нужно найти оптимальное решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, с другой стороны, не приводило бы к вытеснению их с внутреннего рынка.

    Повышение эффективности национальной экономики требует высокого уровня качественного анализа и применение математических вычислений при решении практических вопросов, возникающих при пересмотре пошлин на конкретные товары. Эффективность системы ввозных пошлин определяется по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного производства соответствующих отраслей, доходов от внешней торговли и динамики внутренних цен.

    © StrategPlann 2009