О средних веках и развитии экономических учений в то вре­мя известно намного больше, чем об экономической мысли в древние века. В качестве примера можно взять «Салическую правду».

    Ученые считают, что Европа вошла в средневековую стадию натурально-хозяйственных отношений в V—XI вв., т. е. значи­тельно позже, чем восточные государства, у которых подобные отношения зародились в III—VIII вв. В средние века экономика еще не существовала как самостоятельная наука, а являлась до­полнением к предмету о правильном ведении домашнего (фео­дального) хозяйства. Поскольку при феодальном строе вся земля принадлежала феодалам, крестьяне создавали прибавочный про­дукт и не могли стать участниками экономических отношений. Тем самым тормозилось развитие экономических отношений и страны вообще.

    Ибн-Халдун (1332—1406) — величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетво­рения своих естественных потребностей. Именно желание удов­летворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это раз­вивает общество в целом посредством большего спроса на това­ры. Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок — это двигатель прогресса и перспективного развития общества. Част­ная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше.

    Фома Аквинский (1225—1274) — философ, итальянский мо­нах, экономический мыслитель. Он оказал огромное влияние на становление экономических взглядов своего времени, хотя и строил свои учения в большей степени на религиозной почве. Фома Аквинский полагал, что при рождении не все люди равны, поэтому не все люди равны в обладании собственностью. По сло­вам Аквинского, все мы обладаем вещами лишь в этой жизни, по­этому бедным не стоит сильно печалиться, а богатым радоваться. Также Фома Аквинский порицал воровство и предлагал правите­лям очень жестоко за это наказывать. Идеальным он назвал госу­дарство, в котором все государи Европы строго подчинены Папе Римскому, а народ, в свою очередь, ни в чем не перечит государю, пока он стоит на стороне церкви. Поэтому Фома Аквинский до­пускал мысль о том, что народ способен поднять восстание, если государи перестанут всецело подчиняться римской церкви.

    Томас Мор (1478—1535) — английский мыслитель, политиче­ский и экономический деятель. Известен как автор эпиграмм, политических стихотворений, автобиографического произведе­ния «Апология», «Диалога об угнетении против невзгод», произ­ведения «Утопия» (1515—1516). Его сочинение «Утопия» поло­жило начало огромному количеству утопической литературы, авторы которой пытались нарисовать идеальное общество. Воз­можно, название «Утопия» образовано от двух греческих слов «нет» и «место», поэтому говорит само за себя. Томас Мор отри­цал частную собственность вообще. Он считал, что все должно быть общественным и что все должны трудиться всего лишь по шесть часов в день.

    О развитии экономического учения у наших предков мы знаем не так много. Одним из наиболее известных примеров яв­ляется «Русская Правда».

    «Русская Правда» — это сборник русских законов во времена феодального строя. Этот сборник основан на таких документах, как «Правда» Ярослава Мудрого, «Правда» Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, некоторые нормы из «Закона Русского» и т. д. Этот документ отражает развитие экономической жизни в России того времени, раскрывает нам нормы взаимоотношений крестьян относительно получения наследства или использования собственности. Здесь также говорится о возращении долгов и компенсации за их использование. В «Русской Правде» описы­вается, как и за что могут быть наказаны крестьяне. Особенно страшными могут быть наказания за воровство, вплоть до убий­ства человека, который решился на кражу.

    © StrategPlann 2009