Пути совершенствования налоговой системы аграрных форм хозяйствования

    Классическим стимулом к налоговым реформам всегда служило стремление правительства превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые препятствия на пути экономического роста. Стимулом налоговых реформ также является потребность в упрощении налогового законодательства.

    Для стран с развитой рыночной экономикой считается, что кардинальные налоговые преобразования целесообразно проводить по истечению 5 - 7 лет и каждые 2 - 3 года следует делать глубокий анализ рациональности действующих налоговых реформ. В странах с переходной экономикой налоговые преобразования идут постепенно от одного налогового эксперимента к другому.

    Одним из налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, является земельный налог. Данный налог относится к группе имущественных налогов.

    Земельный налог зависит от назначения земли и площади земельного участка, но не от того, насколько ценен участок. Законодательство в этой сфере действует с 1991 года и не может отвечать требованиям происходящих радикальных социально-экономических перемен.

    В качестве одного из направлений налоговой реформы в I - II кварталах 2005 года предусмотрен переход на налогообложение земельных участков, исходя из их кадастровой стоимости.

    В соответствии с законопроектом, плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую промышленную переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, составляет не менее 70%.

    Не в праве перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, организации, имеющие филиалы и представительства.

    Объектом налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу признаются доходы, уменьшенные на сумму расходов налогоплательщиков в текущем налоговом периоде. Налоговая ставка установлена в размере 6%. В качестве налогового периода определен календарный год.

    Законопроектом предусмотрен порядок распределения сумм единого сельскохозяйственного налога по уровням бюджетной системы путем внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджетный кодекс РФ.

    Законопроектом установлено поэтапная дифференциация налоговых ставок по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не соответствующих критериям перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога.

    Уплата единого сельскохозяйственного налога должна заменить собой уплату налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц (за исключением имущества жилого назначения), транспортного налога и налога на добавленную стоимость.

    В принятом ранее варианте закона практически все сельскохозяйственные товаропроизводители могли перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, в новой редакции данного закона плательщиками единого сельскохозяйственного налога не могут быть производители подакцизной продукции, плательщики единого налога на вмененный доход, организации, имеющие обособленные подразделения и филиалы.

    Наиболее отвечающим налоговым принципам налогообложения в части субъектов (налогоплательщиков) является ранее принятая глава 26.1 НК РФ «Система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей» (единый сельскохозяйственный налог), т.к. соблюдается принцип всеобщности налогообложения - все сельхозтоваропроизводители могли применять одну систему налогообложения. Объектом налогообложения признаются земельные угодия, находящиеся в собственности во владении и (или) пользовании. В новом законе объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на фактические расходы налогоплательщика.

    Земельные угодия находятся на учете в земельном комитете и налоговых органах, т. к. являются объектом налогообложения земельным налогом. Доходы и расходы налогоплательщик учитывает самостоятельно и возможности «укрытия» от налогообложения при этой системе достаточно шире.

    Для обеспечения реализации принципа удобства платежа в системе единого сельскохозяйственного налога предлагается налоговым периодом считать календарный год, так как в связи с сезонностью производства сельскохозяйственной продукции для сельскохозяйственных товаропроизводителей удобно уплачивать налог после уборки урожая и его реализации.

    © StrategPlann 2009