Потребность в эффективном государственном финансовом контроле (ГФК) вызывается тем обстоятельством, что контроль обеспечивает необходимую в экономике обратную связь, систематическую сверку планов и фактических результатов.
Обобщая большинство высказываний ведущих экономистов в этой области (И. А. Белобжецкого, Ю.А. Данилевского, Л.Н. Овсянникова, Н.Д. Погосяна, Ю.В. Петровой, В. В. Бурцева, В. А. Жукова, В. Ф. Палия и др.), можно отметить крайнюю озабоченность по поводу отсутствия полноценной системы государственного контроля в России.
Выделим главные проблемы и недостатки, стоящие перед ГФК в настоящее время:
- отсутствие четкой и полной нормативной и правовой базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, отсутствуют общие для всех контрольных органов правила контроля, не регламентирована его периодичность;
- контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявленным требованиям сегодняшнего дня, существующая система отчетности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;
- имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля;
- неэффективность системы ГФК.
В рамках выделенных недостатков организации ГФК в России необходимо произвести более детальное их описание.
Так, говоря об отсутствии четкой нормативно-правовой базы, необходимо отметить, что основные идеи заключаются в создании единой концепции, правовой базы и системы органов государственного контроля.
Нынешнее состояние института государственного финансового контроля, когда отсутствует единое понимание самого понятия «государственный финансовый контроль», когда существует система контролирующих органов, объединенных одной целью, но тем не менее имеющих разную правовую основу и пересекающихся и порой дублирующих направления деятельности, не может удовлетворить потребности общества в эффективной реализации задач хозяйственной деятельности.
Вместе с тем распространено мнение, что основные проблемы нормативно-правового регулирования государственного финансового контроля решены Бюджетным кодексом РФ. На самом деле положения Кодекса в отношении контроля далеко не совершенны. К тому же текст Кодекса излишне часто изменяется и дополняется, что приводит к появлению новых неясностей и упущений, все эти изменения можно узнать при чтении самых свежих новости со всего мира.
Главный же недостаток контрольной составляющей Бюджетного кодекса РФ в том, что документ фактически ставит знак равенства между бюджетным контролем и ГФК. Бюджетный контроль - основная, но не исчерпывающая и не исключительная сфера деятельности органов финансового контроля. Между тем в Бюджетном кодексе РФ нет содержательного определения ни государственного, ни бюджетного контроля, не сформулированы их задачи. Уже только поэтому контроль должен регламентироваться самостоятельным законодательным актом. Также следует учесть, что интересы государства в области финансов не ограничиваются лишь бюджетом, контрольная деятельность касается также налоговой, таможенной, банковской сферы.
В рамках второго выделенного недостатка организации ГФК (не соответствие на сегодняшний день предъявленным требованиям) можно выделить следующие проблемы – не приведены к единообразию отчеты отдельно взятых контрольных органов, не упорядочены правила оценки их эффективности, нет сводной отчетности ГФК.
Большинство существующих контрольных органов использует только метод последующего контроля, то есть какое-либо событие уже произошло, допущены нарушения, ресурсы растрачены, время упущено, и только после этого контрольные органы изучают проблему и предлагают меры наказания. Контрольные органы не отвечают за конкретные результаты. Создание же научно обоснованной системы государственного контроля позволит решить крупную экономическую проблему — превратить формальный контроль в созидательный контроль.
Третий недостаток – нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля проявляется в следующем. В настоящее время в России существует не столько система, сколько совокупность контрольных органов и регламентирующих их деятельность правовых актов. Эта совокупность характеризуется избыточностью и органов, и правовых актов, нередко параллелизмом и дублированием и, как следствие, недостаточно высокой эффективностью деятельности.
Системным же недостатком действующей системы государственного финансового контроля является ориентация на прошлое. Основным инструментарием проверок является методология бухгалтерского учета и аудита, которая повернута в прошлое. Современные методы, позволяющие прогнозировать и конструировать будущее, как, например, управленческий учет, практически не используются. Созидательный контроль ориентирован на будущие события, а не только на прошедшие. Созидательный контроль направляет внимание руководителей на достижение запланированной цели в изменяющихся условиях.
И, наконец, говоря об основной проблеме неэффективности системы финансового контроля необходимо сказать, что до сих пор нет достаточно четкого определения места и роли каждого контрольного органа, отсутствует четкое разграничение сфер их деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля.
Таким образом, развитие рыночных отношений в России и несовершенство системы межбюджетных отношений требует коренной реорганизации системы органов финансового контроля.