Проблемы и недостатки организации государственного финансового контроля в Российской Федерации

    Потребность в эффективном государственном финансовом контроле (ГФК) вызывается тем обстоятельством, что контроль обеспечивает не­обходимую в экономике обратную связь, система­тическую сверку планов и фактических результа­тов.

    Обобщая большинство высказываний ведущих экономистов в этой области (И. А. Белобжецкого, Ю.А. Данилевского, Л.Н. Овсянникова, Н.Д. Погосяна, Ю.В. Петровой, В. В. Бурцева, В. А. Жукова, В. Ф. Палия и др.), можно отметить крайнюю оза­боченность по поводу отсутствия полноценной системы государственного контроля в России.

    Выделим главные проблемы и недостат­ки, стоящие перед ГФК в настоящее время:

    - отсутствие четкой и полной нормативной и правовой базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, отсутствуют об­щие для всех контрольных органов правила кон­троля, не регламентирована его периодичность;

    - контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявленным требовани­ям сегодняшнего дня, существующая система от­четности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;

    - имеет место нерациональное разделение обя­занностей между субъектами контроля;

    - неэффективность системы ГФК.

    В рамках выделенных недостатков организа­ции ГФК в России необходимо произвести более детальное их описание.

    Так, говоря об отсутствии четкой нормативно-правовой базы, необходимо отметить, что основ­ные идеи заключаются в создании единой концепции, правовой базы и системы органов го­сударственного контроля.

    Нынешнее состояние института государствен­ного финансового контроля, когда отсутствует единое понимание самого понятия «государствен­ный финансовый контроль», когда существует си­стема контролирующих органов, объединенных одной целью, но тем не менее имеющих разную правовую основу и пересекающихся и порой ду­блирующих направления деятельности, не может удовлетворить потребности общества в эффек­тивной реализации задач хозяйственной деятель­ности.

    Вместе с тем распространено мнение, что основ­ные проблемы нормативно-правового регулиро­вания государственного финансового контроля решены Бюджетным кодексом РФ. На самом деле положения Кодекса в отношении контроля далеко не совершенны. К тому же текст Кодекса излишне часто изменяется и дополняется, что приводит к появлению новых неясностей и упущений, все эти изменения можно узнать при чтении самых свежих новости со всего мира.

    Главный же недостаток контрольной состав­ляющей Бюджетного кодекса РФ в том, что до­кумент фактически ставит знак равенства между бюджетным контролем и ГФК. Бюджетный кон­троль - основная, но не исчерпывающая и не ис­ключительная сфера деятельности органов фи­нансового контроля. Между тем в Бюджетном кодексе РФ нет содержательного определения ни государственного, ни бюджетного контроля, не сформулированы их задачи. Уже только поэтому контроль должен регламентироваться самостоя­тельным законодательным актом. Также следует учесть, что интересы государства в области фи­нансов не ограничиваются лишь бюджетом, кон­трольная деятельность касается также налоговой, таможенной, банковской сферы.

    В рамках второго выделенного недостатка ор­ганизации ГФК (не соответствие на сегодняшний день предъявленным требованиям) можно выде­лить следующие проблемы – не приведены к еди­нообразию отчеты отдельно взятых контрольных органов, не упорядочены правила оценки их эф­фективности, нет сводной отчетности ГФК.

    Большинство существующих контрольных органов использует только метод последующего контроля, то есть какое-либо событие уже произо­шло, допущены нарушения, ресурсы растрачены, время упущено, и только после этого контроль­ные органы изучают проблему и предлагают меры наказания. Контрольные органы не отвеча­ют за конкретные результаты. Создание же науч­но обоснованной системы государственного контроля позволит решить крупную экономическую проблему — превратить формальный контроль в созидательный контроль.

    Третий недостаток – нерациональное разде­ление обязанностей между субъектами контроля проявляется в следующем. В настоящее время в России существует не столько система, сколько совокупность контрольных органов и регламен­тирующих их деятельность правовых актов. Эта совокупность характеризуется избыточностью и органов, и правовых актов, нередко параллелиз­мом и дублированием и, как следствие, недоста­точно высокой эффективностью деятельности.

    Системным же недостатком действующей си­стемы государственного финансового контроля является ориентация на прошлое. Основным ин­струментарием проверок является методология бухгалтерского учета и аудита, которая повернута в прошлое. Современные методы, позволяющие прогнозировать и конструировать будущее, как, например, управленческий учет, практически не используются. Созидательный контроль ориен­тирован на будущие события, а не только на про­шедшие. Созидательный контроль направляет внимание руководителей на достижение заплани­рованной цели в изменяющихся условиях.

    И, наконец, говоря об основной проблеме не­эффективности системы финансового контроля необходимо сказать, что до сих пор нет достаточ­но четкого определения места и роли каждого контрольного органа, отсутствует четкое разгра­ничение сфер их деятельности, имеет место не­рациональное разделение обязанностей между субъектами контроля.

    Таким образом, развитие рыночных отношений в России и несовершенство системы межбюджет­ных отношений требует коренной реорганизации системы органов финансового контроля.

    © StrategPlann 2009