О проблемах экономического развития нефтедобывающей отрасли Ставропольского края

    Значительная доля поступлений в бюджеты всех уровней страны обеспечивается деятельностью по разработке месторождений полезных ископаемых, среди которых нефтяная промышленность занимает главенствующее положение. Мероприятия по увеличению объема добычи и уменьшения её себестоимости, как правило, увеличивают налогооблагаемую базу предприятия и, в конечном итоге, величину налоговых поступлений.

    Как отмечают многие исследователи состояние нефтедобывающей отрасли сейчас таково, что для подъема её экономики необходимы инвестиции, как прямые, так и через стимулирующее (льготное) налогообложение особенно при эксплуатации залежей на заключительной стадии, когда требуется применение новых технологий. Необходимы изменения налоговой политики, учитывающие как технологические особенности добычи полезных ископаемых, так и монопольное право собственности государства на недра.

    Основные принципы изменения налоговой политики добывающих отраслей по результатам исследований можно объединить в два противоположных направления. Первое - это высокие налоговые ставки, максимальное отчисление в бюджет, но раннюю ликвидацию залежей и соответствующую социальную напряженность в нефтедобывающих районах. Второе - снижение размеров налогов вплоть до полной их отмены, при этом налоговые эффекты могут достигаться через косвенные налоги, сохранение занятости нефтяников, налогообложение доходов предприятий, работающих по заказам нефтяников и их обслуживающих, а также более полное и рациональное расходование запасов природных ископаемых. Эти направления косвенно подтверждают необходимость изменения налоговой политики в процессе разработки залежи. На начальных стадиях разработки залежи, когда высоки объемы добычи нефти, налоговые ставки могут быть высокими. На заключительных стадиях разработки месторождения при низком пластовом давлении, высокой обводненности и изношенном технологическом оборудовании издержки производства резко возрастают, запасы переходят в разряд трудноизвлекаемых, налоговые ставки должны снижаться. Государство, как владелец недр, заинтересованное в полном извлечении запасов, должно своими действиями через регулирующие и законотворческие налоговые отношения экономически максимально стимулировать разработку залежей. По нашему мнению стратегии налогообложения можно классифицировать так:

    1. Смена лицензиата права добычи полезного ископаемого - СтН 0,

    2. Сохранение существующих ставок налогов - СтН 1,

    3. Ежегодно снижающая налоговая нагрузка - СтН 2,

    4. Рассчитываемая на короткий период налоговая льгота, достаточная для интенсификации добычи - СтН 3.

    Смысл каждой стратегии.

    Первая стратегия заключается в том, что в практике нефтедобычи встречаются случаи, когда предприятие, имеющее лицензию, на протяжении длительного периода времени не выполняет условия лицензионного соглашения, не обеспечивает заданный уровень разработки и соответственно поступления налогов в бюджеты всех уровней. Такое состояние заканчивается лишением предприятия лицензии, объявлением конкурса на право пользования недрами этого месторождения и выбора нового лицензиата.

    Стратегия налогообложения СтН 1 обеспечивает сохранение действующих налоговых ставок.

    Третья стратегия СтН 2 - предусматривает постепенное снижение налоговой нагрузки с момента, когда добыча нефти становится нерентабельной и подлежит ликвидации. Главное при этом - определение момента ликвидации залежи, для этого необходимо иметь экспертное заключение Министерства природных ресурсов и Министерства РФ по налогам и сборам.

    Стратегия СтН 3 - предлагает налоговые льготы, обеспечивающие проведение геолого-технических мероприятий (ГТМ) по повышению нефтеотдачи скважин. По своему характеру она соответствует налоговой ссуде нефтедобывающему предприятию на определенный период и предоставляется в сумме, недостающей предприятию для осуществления ГТМ. В расчетах налоговой льготы должен учитываться рост налоговой базы после проведения ГТМ. Эффективность стратегии краткосрочных налоговых льгот для проведения мероприятий интенсификации притока нефти, как показали наши расчеты для конкретных залежей Ставрополья, самая высокая, юридическое оформление соответствующих нормативных актов достаточно сложно, так как должно учитывать конкретные географические, геологические, климатические и многие другие особенности района добычи, свойства нефти и пластовых вод, характер применяемой технологии добычи.

    Последовательность применения стратегий может быть следующей:

    С начала эксплуатации используется стратегия СтН 1, обеспечивающая простоту исчисления налогов и сохранение высокой налоговой нагрузки. К моменту ликвидации скважин по экономических показателям применять стратегию СтН 3, чтобы продлить высокоэффективную работу предприятия и отдалить момент ликвидации. В момент ликвидации использовать стратегию СтН 2.

    Выполненные расчеты показывают, что дополнительные налоговые поступления при применении стратегий налогообложения СтН 2 и СтН 3 составят около 2 % налоговых доходов края.

    Применение методики льготного налогообложения по оценке экономического состояния залежи требует разработки соответствующей нормативной базы, детальных экономических расчетов и их государственной экспертизы. Законом «О недрах» предусмотрена налоговая льгота при разработке трудноизвлекаемых природных ресурсов, однако она просто декларирована. В конце 1999 г. введено Постановление правительства Российской Федерации № 1213 «О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся на консервации скважин на нефтяных месторождениях», в котором предусматривается освобождение от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в отношении нефти, добытой из простаивающих скважин. С 2001 г. введена ст. 183 части 2 Налогового Кодекса РФ, которая освобождает от акцизов реализации нефти, добываемой из аналогичных скважин.

    Льгота по указанным нормативным актам вводится по заявлению добывающего предприятия с представлением необходимых геологических и промысловых обоснований Министерству природных ресурсов РФ, а контрольные функции должны осуществлять органы Госгортехнадзора России и Министерства РФ по налогам и сборам.

    Вносимые предложения не бесспорны, требуют глубокой проработки, создания алгоритма расчета налоговой льготы, однако они являются, по нашему мнению, ориентиром в конкретных действиях по реформированию налогообложения значительной для народного хозяйства отрасли.

    © StrategPlann 2009