Дело в том, что сходство это не столь в определении сколько в осуществлении самих этих явлений, в этом их похожесть. В этом и состоит большая ошбка в стратегии борьбы с взяточничеством и соответственно с коррупцией в целом. Любые коррупционные действия (как в целом и предприниматеьство) направленны на получение в первую очередь материальной выгоды (а в чем она выраженна, это уже частности). Только с пониманием этого аспекта можно говорить о возможности борьбы с данным явлением.
Соответственно и бороться необходимо не по пронципу обычного совершенного преступления: только ловить преступников, а скорее как с явлением экономическим: прозрачностью законов, устранением административных препонов для осуществления любой экономической деятельности, а так же прозрачностью и подотчетностью любых дествий государственных служащих. Такая борьба начнет доказывать свою эффективность хотя бы исходя из возрастающего противодействия любым попыткам как либо освятить их деятельность государством и обществом со стороны государственных служащих.
Таким образом видно, что стандартные средства борьбы против коррупции бессильны, так как коррупция — это в своем роде извращенное предпринимательство, на уровне организации проституции или продажи наркотиков (с которыми, к слову, человечество борется веками, без особого вреда для оных). Одними законодательными и правовыми мерами победить невозможно, необходима еще всеобъемлющая поддержка общества (именно общества, а не общественных объединений новой формации деятельность которых ангажированна в пользу разлиных правящих кругов или групп).
В Псковской Судной Грамоте (1467 г.) есть интересная статья Ст 48. «А кто почнет на волостелях посула сачить, да и портище соймет, или конь сведеть, а молвить так: в посуле есми снял, или конь свел, ино быти ему в грабежи, хто в посули снял, или коня свел.». Волостель, повинный в вымогательстве, т. е. в неправом суде, находился под реальной угрозой расправы со стороны людей. Эта расправа, очевидно, столь не распространена, как и сами вымогательства, но псковский закон пытается защитить волостеля от возмездия со стороны его «подопечных», готовых отнять у него коня или иное имущество. Таким образом иск к волостелю - действие, вероятно привычное и опирающееся на свою традицию, теперь отрицаемую феодальным законом.
Эта старинная традиция могла бы воплотиться в современную норму права, конечно в изменненном и облагороженном виде. Ясно, что житель города Ставрополя например, гораздо лучше проверяющих из Москвы знает кто из чиновников, с которыми он по долгу службы или в силу жизненных обстоятельств сталкивается, берет взятки а кто нет. И вполне может помочь с вычислением нечестных государственных служащих государству, главное что бы это не было выраженно в форме различных анонимных доносов (такое уже было, ни к чему хорошему это не привело).
Так как коррупция, это способ получения материальной выгоды, то и меры с экономической составляющей будут наиболее эффективны. Из уголовного права это в первую очередь конфискация и возмещение ущерба, а так же штраф.
Эффективны меры по повышению прозрачности совершения государственных закупок и размещения госзаказа (одна из самых доходных частей коррупционного бизнеса). Так же по повышению прозрачности и отчетности перед населением о принятых решениях руководителей различных рангов. Каждое решение государственного руководителя любого ранга должно быть понятно и разъяснено гражданам, тогда невозможно будет размещение заказа на дорогую машину (более 2,5 млн рублей) для Института прикладной астрономии и других подобных «заказов» от не в меру ретивых госслужащих.
Хорошей идеет было заставить государственных служащих отчитываться о своих доходах. Но все же без совокупности остальных мер это бесполезное занятие. Дело в том, что большинство денежных средств большей части государственных служащих (как и большинства бизнесменов) оформленно на супругу(а), детей, родителей и других людей, которым можно доверять. Это делается для невозможности изъятия имущества в случае наступления неблагоприятных последствий противозаконной деятельности служащего, ну и для совершенно пустых налоговых отчетов, предоставляемых государству.
Стоит только пресечь саму возможность получения какой либо прибыли от коррупционных взамо- отношений как корупция сама собой исчезнет.
При выявлении фактов коррупции как правило прослеживается связь с предоставлением режима наибольшего благоприятствования нелегального рынка товаров и услуг. Значительное количество данных преступлений совершается при выдаче лицензий, сертификатов, разрешений и т.д. на право торговли и оказания услуг, предоставления мест для торговли. Особой проблемой является рост числа фактов коммерческого подкупа с одной стороны и прямого вымогательства надзорными и разрешительными службами, директорами рынков, торговых комплексов с предпринимателей за предоставление права торговли, оказания услуг, или наоборот благоприятствующего бездействия со стороны оных.
Для дальнейшего развития государства и общества и для возможности вернуться в клуб сильнейших мировых государств необходимо сделать многое, но очень важно суметь победить коррупцию. Не может быть речи о эффективном развитии чего либо, когда затраты превышают вдвое (а то и более) необходимый уровень.
Поэтому важна координация усилий общества и государства в данном вопросе, принятие новых законодательных актов и изменение уже действующих в рамках отчетности власти, а так же ограничение госслужащих в принятии неподконтрольных решений.
Активное реформирование уголовного судопроизводства, масштабная реформа МВД, создание Следственного Комитета существенным образом отразились на деятельности прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Все эти преобразования, порой поспешные и не всегда обдуманные, вызвали значительные недостатки правовой регламентации деятельности прокурора в уголовном процессе, что отмечается в настоящее время многими учеными- процессуалистами. Стало очевидно, что существующая схема правового регулирования деятельности прокурора в досудебном производстве не соответствует современной правовой действительности, в связи с чем назрела необходимость поиска и анализа возможной перспективной модели деятельности прокурора в российских досудебных стадиях уголовного процесса с учетом зарубежного опыта.
Прокурор занимает особое место среди субъектов уголовного судопроизводства. В его деятельности выражается баланс между государством, личностью и обществом. Это обусловлено тем, что прокурор является не обычной стороной в деле, а представителем государства, призванным оберегать общество путем защиты как конкретной отдельно взятой личности, так общества и государства в целом. Именно в деятельности прокурора выражаются взятые на себя государством обязанности по защите потерпевших от преступлений и защите личности от незаконного и необоснованного уголовного преследования, по обеспечению справедливого уголовного процесса. Такой подход заложен в международных нормативно-правовых актах и воспринят в правовых системах всех европейских государств. В связи с этим европейские правовые модели деятельности прокурора в досудебном производстве по своей сути схожи, имеют общие цели и задачи, направленные на поддержание баланса между личностью, обществом и государством, на защиту прав и законных интересов личности во всех случаях, вне зависимости от ее процессуального статуса. В силу такого подхода к деятельности прокурора в уголовном процессе, в некоторых государствах (например, Германия) прокурор не рассматривается как сторона в уголовном судопроизводстве, а считается лицом, содействующим в обеспечении справедливого правосудия. Специфика деятельности прокурора заключается в том, что он защищает права личности и общества, осуществляя право государства на привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Этим обуславливается то, что осуществление уголовного преследования является априори присуще прокурору в уголовном процессе.
Зарубежный опыт правового регулирования досудебного производства и определение роли прокурора в нем показывают, что в независимости от типа уголовного судопроизводства и от правовой системы имеются общие единые направления развития - государства признают необходимость и целесообразность упрощенного досудебного производства в форме прокурорского дознания с главенствующей ролью прокурора в осуществлении государственного уголовного преследования и широкими контрольными полномочиями суда. Ярким примером тому может служить Германия, в которой досудебное производство осуществляется лишь в форме прокурорского дознания, при которой прокурор либо самостоятельно производит расследование, либо производит его путем руководства деятельностью органов дознания, являясь при этом единственным лицом, уполномоченным осуществлять уголовное преследование. И даже Франция - родоначальница и практически последний оплот судебных следователей, отказывается от данного института в пользу прокурорского дознания, что нашло свое отражение в проекте нового Уголовно-процессуального кодекса Франции, представленном на обсуждение в марте 2010 года.
Простые таблицы и шаблоны для расчета бизнес-планов в Excel. Шаблоны бизнес-планов в Эксель скачать.