К вопросу реализации региональной стратегии развития

    Стратегия развития региона в широком смысле означает, во-первых, - определение приоритетных направлений и областей деятельности региона в долгосрочной перспективе и, во-вторых, - определение способов и путей достижения поставленных целей. Вторая составляющая стратегии не менее важна, чем первая.

    Основная проблема при этом заключается в том, чтобы довести стратегию до реализации, объединив отдельные элементы в единую систему управления, а затем непрерывно контролировать этот процесс. Необходимо иметь представление о том, в каком направлении осуществляется развитие региона и его рост, как соотносятся получаемые результаты со стратегическими целями.

    В качестве механизма, переводящего стратегию развития в плоскость реальных задач и критериев, может использоваться BSC (Balanced ScoreCard). Впервые эта система была предложена в 1992 году Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном для согласования краткосрочных целей деятельности компании с ее миссией и стратегией. При этом цели и показатели рассматривались в рамках четырех взаимосвязанных основных перспектив: финансовая деятельность, организация внутренних бизнес-процессов, отношения с потребителями, обучение и развитие. Эти перспективы связывались между собой прямыми и обратными стратегическими причинно-следственными связями.
    По нашему мнению, данную концепцию можно применить для реализации стратегических целей и на уровне региона.

    Концепция регионального сбалансированного развития подразумевает следующие элементы:

    - воплощение видения развития региона в реальность;

    - соединение стратегии с оперативной деятельностью;

    - соединение стратегии со стоимостными факторами;

    - формирование философии, в которой развитие и изменения становятся нормальным явлением;

    - формирование обратной связи.

    Концепция основывается на направлениях, которые охватывают все наиболее значимые области деятельности региона. Прежде всего, это финансовая деятельность и оценка основных достижений в этой области. Результаты финансовой деятельности характеризуют интенсивность денежных потоков региона, соотношение между потреблением и накоплением, определение добавленной стоимости. Финансовые результаты относятся к прошлому периоду времени и характеризуют имеющиеся средства, которые могут быть привлечены на повышение привлекательности региона, а также на повышение жизненного уровня населения.

    Однако в процессе развития региона одной финансовой информации недостаточно, требуется информация об изменениях на рынках сбыта, в том числе во внешнеэкономической и межрегиональной деятельности, а также на внутреннем потребительском рынке. Требуется информация об эффективности производственной деятельности региона, в том числе о наиболее конкурентоспособных производствах. Деятельность в области рынков сбыта и производства позволяет оценить текущее восприятие преимуществ региона для партнеров, инвесторов и жителей региона, а также преимуществ в структуре созданных производств и бизнес-процессов. Это направление имеет целью укрепить конкурентные преимущества региона, от него зависят и финансовые результаты, определенные предыдущим направлением. Выбор конкурентоспособных производств, приоритетных межрегиональных связей и направлений внешнеэкономической деятельности должен осуществляться с позиции не только текущей, но и перспективной эффективности.

    Успешное развитие региона в долгосрочной перспективе не ограничивается достигнутыми финансовыми показателями, несмотря на всю их важность. Не менее важны нефинансовые показатели, отражающие инновации, обучение, увеличение интеллектуальных активов. Поэтому еще одно направление региональной деятельности, определяющее условия выполнения предыдущих направлений и его стратегию - это развитие потенциала региона. В его рамках необходимо предусмотреть инвестирование средств в развитие инфраструктуры, в повышение качества человеческих ресурсов, информационных систем и организационных процедур.

    Выбранные направления деятельности региона необходимо связать с основными областями деятельности региона. По нашему мнению, в качестве основных областей деятельности могут быть следующие:

    - деятельность органов управления регионом (администрация региона);

    - деятельность производителей на территории региона (предприятия и организации, производящие продукцию, работы и услуги);

    - деятельность потребителей (рынки сбыта, клиентская составляющая: местные, зарубежные и российские потребители).

    В таблице 1, предлагаемая концепция, рассматривается с точки зрения системного подхода через определение показателей деятельности.

    Таблица 1 - Исходное состояние и итоговый результат деятельности региона

    Области деятельности

    Показатели

    Предприятия, организации

    Рынки сбыта, ВЭД

    Органы управления регионом

    Исходное состояние

    Достигнутые финансовые результаты

    Достигнутые финансовые результаты

    Сформированный бюджет и имеющиеся ресурсы

    Итоговый результат

    Ориентация на конкурентоспособность предприятия, увеличение объемов производства.

    Ориентация на увеличение финансового результата при сохранении экономической безопасности региона.

    Ориентация на конкурентоспособное развитие региона, его рост, развитие региональных преимуществ.

    Как видно из характеристик, представленных в таблице, они отражают как финансовую, так и нефинансовую информацию. В этом также заключается преимущество BSC.

    Определение связей между основными областями деятельности можно начинать с определения направления их региональной деятельности.

    В таблице 2 представлены области и направления деятельности, которые могут быть взяты за основу для определения критериев регионального развития, а также существенных связей и зависимостей в основных перспективах развития.

    Таблица 2 - Направления деятельности региона

    Области и направления деятельности

    Предприятия, организации

    Рынки сбыта

    Органы управления регионом

    Внутренняя среда региона

    Поддержание конкурентоспособног о производства. Увеличение объемов производства

    Импорт Внутреннее потребление

    Ориентация на создание региональных преимуществ. Взаимоотношения с предприятиями, организациями, населением

    Внешняя среда региона

    Продажи, логистика, маркетинг

    Экспорт

    Ориентация на народ- нохозяйственные цели, конкурентоспособность региона. Взаимоотношения с федеральным центром, зарубежными партнерами, другими регионами

    Направления деятельности должны соответствовать региональной стратегии. Сбалансировать необходимо основные составляющие, которые, на наш взгляд, и составляют систему региона: региональную финансовую деятельность, бизнес-процессы в различных отраслях, внешнеэкономическую и межрегиональную деятельность, а также развитие региональной деятельности через повышение потенциала, обучение и инновации.
    © StrategPlann 2009