К вопросу формирования эффективного механизма трансформации сбережений населения в инвестиции

    Банковская система является неотъемлемым элементом рыночной экономики, необходимым базисом ее роста и стабильности. Ключевые макроэкономические функции, свойственные банковским системам стран с рыночной экономикой - обеспечение межотраслевого перелива капитала, поддержание равновесия между денежным спросом и предложением, трансформация сбережений в инвестиции.

    Развитие национальной банковской системы в настоящее время обусловлено сложными и противоречивыми процессами, происходящими в мировой финансовой системе. Во-первых, открытые банковские системы с высоким уровнем присутствия иностранных банков сталкиваются с проблемой сокращения темпов и объемов кредитования. Во-вторых, развитие национальных банковских систем обусловлено процессом консолидации мелких банков с их более крупными конкурентами. В-третьих, кредитные организации сталкиваются с проблемой долгосрочной ликвидности вследствие сокращения возможности получения кредита на внешних рынках заемного капитала - процентные ставки по зарубежным заимствованиям выросли, а требования к заемщикам ужесточились. В-четвертых, недостаточная капитальная база, растущие операционные издержки, неустойчивость пассивов, сопутствующее высоким темпам роста активов аккумулирование рискового потенциала и подверженность риску потери ликвидности ставят перед российскими коммерческими банками задачу поиска портфельных и стратегических инвесторов.

    В условиях изменившейся экономической ситуации эффективное функционирование национальной банковской системы определяется двумя условиями: поиском и привлечением дополнительных ресурсов, преимущественно за счет внутренних резервов национальной экономики, а также активизацией функционирования рынка сбережений.

    Проблема вовлечения сбережений населения имеет ключевое значение для национальной экономики, поскольку в сфере сберегательных отношений возникают и переплетаются многообразные связи: воспроизводственные, в качестве основного компонента расширенного воспроизводства; денежно-финансовые, связанные с оборотом сбережений населения и развитием на этой основе финансово-банковского сектора экономики национальной экономики, подъема уровня жизни и малого бизнеса; амортизационные, как основы воспроизводства капитала домашних хозяйств, при создании долгосрочных финансовых накоплений в результате формирования активов населения в банковском секторе экономики, на рынке ценных бумаг, в страховых и других фондах.

    Повышая гибкость отношений с вкладчиками, финансово-кредитные институты не только сохраняют клиентскую базу, но и значительно ее расширяют, увеличивают объем привлеченных средств, улучшают структуру ресурсной базы с точки зрения ее стоимости и ликвидности, повышают стабильность своей ресурсной базы, что благоприятно сказывается на устойчивости и инвестиционной деятельности финансовых посредников.

    Механизм трансформации сбережений населения в инвестиции консолидирует разрозненные сбережения домашних хозяйств и превращает их в важнейший источник инвестиций. Трансформируя сбережения в материальные, нематериальные и финансовые активы, население увеличивает свое собственное богатство. Инвестиционные ресурсы, созданные с участием населения, используются для роста и развития производства, увеличивая национальный доход, повышая благосостояние населения и качество его жизни. Вовлекаемое в инвестиционный процесс через свои сбережения население все в большей степени становится сопричастным процессам социально-экономического развития страны, одновременно воспринимая его результаты.

    Однако современный механизм трансформации сбережений населения в инвестиции характеризуется следующими особенностями - в то время как хозяйствующие субъекты ведут поиск доступных источников финансирования инвестиций, значительная часть сбережений населения тезаврируется в форме наличной национальной и иностранной валюты.

    Таким образом проблема ликвидности коммерческих банков и активизации их деятельности в национальной экономике возникает не в связи с отсутствием средств, а по причине неразвитости эффективного механизма трансформации финансовых ресурсов в инвестиции, обеспечивающего мобилизацию внутренних источников экономического роста.

    Важное значение в формировании эффективного механизма трансформации сбережений населения в России имеет, в первую очередь, деятельность государства, направленная на:

    • обеспечение последовательности в проведении пенсионной реформы;
    • создание благоприятных условий для развития институциональных инвесторов; совершенствование налогового механизма;
    • разработка и принятие законов, способствующих функциональному и институциональному развитию банковской системы; развитие фондового рынка.

    Определяющим фактором активизации процесса вовлечения внутренних ресурсов в реальный сектор национальной экономики является его институционализация. Формирование и развитие институтов инвестирования, соответствующих задачам экономического развития не менее важно, чем наличие и концентрация денежных ресурсов. Данные институты выступают, во-первых, как необходимая форма разрешения противоречия между потребностью в дополнительных инвестиционных ресурсах и ограниченностью их предложения и, во-вторых, как основа формирования разнообразных хозяйственных механизмов, способствующих не только аккумуляции необходимых ресурсов, но и их рациональному размещению,а если Вы хотите узнать о каком либо фильме и стоит ли его смотреть, то блог о кино всегда будет полезен Вам.

    Дальнейшее формирование институциональной среды обусловлено усилением конкуренции за средства вкладчиков между коммерческими банками и небанковскими финансовыми институтами (инвестиционные фонды, включая паевые инвестиционные фонды; страховые компании; ипотечно- строительные компании, негосударственные пенсионные фонды, лизинговые компании и центры микрофинансирования). Данные институты предлагают альтернативные банковским, продукты и услуги, и демонстрируют более высокие темпы роста аккумулируемых средств в сравнении с кредитными организациями, что значительно расширяет возможности для активизации инвестиционного процесса.

    Тем не менее основным институтом инвестиционной инфраструктуры в регионах России по- прежнему является банковская система. Поэтому основным направлением воздействия коммерческих банков на экономику страны должная стать их переориентация с чисто коммерческой на инвестиционную деятельность посредством расширения долгосрочного кредитования реального сектора экономики, участия в решении социальных задач. В этой связи для банков должны быть созданы необходимые условия: льготный налоговый режим для банков-участников инвестиционных проектов; комплексное решение вопросов, направленных на рост капитализации коммерческих банков. Кроме того, необходимо дальнейшее совершенствование пруденциального регулирования деятельности банков, нацеленного на стабилизацию и повышение устойчивости банковской системы; развитие и укрепление механизма гарантирования вкладов населения (по данным НАФИ, лишь 18% вкладчиков хорошо знакомы с функционированием системы страхования вкладов).

    Равномерное развитие рынка банковских депозитов невозможно без целенаправленной политики государства по формированию адекватной потребностям хозяйствующих субъектов и населения информационной среды и повышению нормы сбережений в экономике, стимулирующих их инвестиционную активность. Участники рынка заинтересованы в том, чтобы уровень восприятия банковских продуктов населением менялся, поэтому перед банковским сообществом должна стоять задача обучения и образования потенциальных клиентов, продвижения самого понятия «банковская услуга».

    Еще одним ограничением развития механизма трансформации является несоответствие технологий финансового обслуживания потребностям населения. Развитие современных технологий в работе с финансовыми инструментами придают гибкость процессу трансформации финансовых ресурсов в инвестиции, учитывают в большей степени разнообразные потребности и предпочтения хозяйствующих субъектов и населения. Технологическое перевооружение финансовых рынков на основе информационных технологий расширяет доступ к инвестиционным инструментам, увеличивает возможности инвестиционного использования сбережений вне зависимости от национальных границ. Кроме того, необходимо качественное совершенствование предлагаемых банковских продуктов; реализация банками адекватной тарифной политики, соответствующей положениям социально-ориентированной экономики; развитие комплексных продуктов, позволяющих совершать одновременно как дебетовые, так и кредитовые операции, т.е. банковский депозит из стандартного средства сбережения должен стать инструментом управления семейным бюджетом. Так, кредитные организации стали развивать продукты, которые позиционируются как гибрид депозита с более доходными инструментами. Одним из таких инструментов являются ОФБУ - общие фонды банковского управления, представляющие собой универсальные фонды, которые размещают средства преимущественно в традиционные инструменты, и консервативные фонды, нацеленные на доходность чуть большую, чем по банковским депозитам. Однако данный механизм инвестирования недостаточно востребован у населения по причине низкой осведомленности потенциальных инвесторов о возможностях данного инструмента, а также недостаточного уровня развития нормативно-правовой базы по ОФБУ.

    Следует отметить, что расширение линейки банковских продуктов, их усложнение обусловливают необходимость качественного улучшения финансовой грамотности населения.

    Однако учитывая узость российского фондового рынка и его повышенную волатильность, а также традиционную для населения настороженность к финансовым инновациям, можно предполагать, что процессы трансформации сбережений домашних хозяйств будут протекать на эволюционной основе. Дальнейшее развития рынка сбережений в значительной степени будут определяться государственной стратегией в данном сегменте. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», возможны три варианта дальнейшего развития рынка, напрямую связанные с государственной политикой по стимулированию частных сбережений.

    Пессимистичный сценарий предполагает, что государство фактически принимает пассивную стра­тегию поддержки рынка сбережений, ограничивая свою роль макроэкономическим регулированием (по­давление инфляции, поддержка реального сектора) и постепенным повышением страховой суммы. Со­гласно первому сценарию, к 2010 г. объем рынка составит только 6,9 млрд. руб., а к 2015 г. сможет до­стигнуть уровня не выше 19,5 млрд. руб.

    При реалистичном сценарии государство осуществляет частичную поддержку рынка, решая наи­более острые макроэкономические проблемы и стимулируя рынок в основном за счет использования вмененных сбережений, внедрения безотзывных депозитов, развития пенсионной системы и сдержива­ния роста потребительского кредитования. В этом случае ожидается более активный рост рынка после устранения последствий финансового кризиса: к началу 2010 г. объем рынка составит 7,3 трлн. руб., а последующий ежегодный прирост составит 24-28%, что позволит рынку вырасти до 23, 8 трлн. руб. к 2015 году.

    Оптимистичный сценарий предполагает, что усилия государственных органов будут системными, а поддержка эффективной и полноценной. Тогда, по прогнозам, объем рынка на 1.01.2010 составит 7,5 трлн. руб. После 2010 г. темпы прироста достаточно быстро достигнут уровня в 27-30%, в результате чего к 2015 г. рынок прирастет почти в 3,5 раза до 26 трлн. руб.

    © StrategPlann 2009