Стратегические направления развития компаний в условиях посткризисного развития экономики

    За прошедшие три года стратегии поведения российских компаний кардинальным образом изменились в сторону интенсификации развития бизнеса и захвата новых рынков. Каковы главные приоритетные задачи, стоящие перед руководителями малого бизнеса? Как изменилось соотношение менеджеров российских предприятий к вопросам развития бизнеса за последние три года? 

    В течение трех лет подряд ответы на эти вопросы задавались Ассоциацией менеджеров России и международной консалтинговой компанией Ernst & Young, проводившими исследование как среди  руководителей компаний всех ключевых отраслей и регионов России, так и среди руководителей малого и среднего бизнеса.  Сравнение задач крупного бизнеса и малых предприятий еще три года назад существенно отличались.

    Наиболее актуальной задачей крупного бизнеса три года назад было создание сплоченной управленческой команды, в то время как для малого бизнеса стояла задача выживания в сложной посткризисной ситуации.

    Второй задачей в ранге приоритетов у крупного бизнеса три года назад стояла задача контроля и сокращения затрат. В настоящее время она отошла на третье место, а для руководителей малых предприятий вышла на второе.

    Сегодня приоритет номер один у руководителей компаний – рост доли компании на рынке. Захват рыночной доли – всегда одна из важнейших задач развития и функционирования бизнеса. Российская специфика  настоящего момента особенно актуализирует этот вопрос, ведь на растущих рынках на волне увеличения спроса и продаж это делать легче, так что эта задача особенно важна.

    Задача создания сплоченной управленческой команды для крупных предприятий в настоящее время  отошла на пятое место, а для малого бизнеса вышла на третье. Однако в то же время возросла важность задачи по привлечению менеджеров среднего звена и квалифицированных специалистов – данная задача по важности выходит на второе место. Как говорилось выше - по сравнению с 1999 годом вопрос контроля и сокращения затрат стал меньше волновать руководителей – третье место в шкале приоритетов. Хотя ранее, в посткризисный период, когда резко снизился платежеспособный спрос, сокращение затрат было особо важным для сохранения бизнеса.

    Наоборот, задача повышения качества обслуживания клиентов поднялась с пятого на четвертое место. Это связано с увеличением конкуренции во всех отраслях, а также с приходом западных компаний с международными стандартами качества, поэтому российским компаниям, особенно предприятиям малого бизнеса, приходится больше внимания уделять качеству. Тот факт, что привлечение долгосрочных стратегических инвестиций занимает низкое восьмое место, говорит о неготовности российских бизнесменов делиться контролем над предприятием со сторонними инвесторами. Экономическая статистика дает подтверждение этому факту – российские компании, и в первую очередь, малый бизнес, в своем развитии опираются на внутренние источники инвестиций. В то же время анализ по отдельным отраслям экономики показывает актуальность привлечения стратегических инвестиций, особенно там, где происходит стремительное старение основных фондов. А в связи с тем, что доля основных фондов в малом бизнесе достаточно мала,  проблема поиска внешних источников инвестиций пока отошла на восьмое место.

    Итак, в настоящее время для крупного и среднего бизнеса сложилась следующая шкала приоритетов:

    • увеличение доли компании на рынке;
    • привлечение и удержание квалифицированных специалистов;
    • контроль и сокращение затрат;
    • повышение качества обслуживания клиентов;
    • создание сплоченной управленческой команды;
    • внедрение новых информационных технологий в управление компанией;
    • развитие корпоративной культуры и эффективной системы обмена информацией внутри компании;
    • привлечение долгосрочных стратегических инвестиций;
    • изменение типа, уровня и интенсивности конкуренции;
    • активное участие в политической жизни как представителя делового сообщества.

    Если проследить динамику соотношения приоритетов крупного и малого бизнеса за прошедшие три года, то можно надеяться, что в ближайшее время эти приоритеты будут основными и для малого бизнеса.

    Однако было бы не корректно говорить об однозначности приоритетов для всего бизнеса, и для малого бизнеса в частности.  Известно, что предприятия малого бизнеса в   основном функционируют в сфере сервиса – сфере, охватывающей все отрасли экономики. Поэтому, для более детального анализа приоритетов, объединим отрасли в стабильные группы по критерию важных задач, стоящих перед ними. На мой взгляд, можно выделить пять групп отраслей экономики:

    • группа 1: профессиональные услуги, машиностроение, пищевая промышленность, сельское хозяйство, легкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность;
    • группа 2: финансовый сектор, телекоммуникации, сервис;
    • группа 3: строительство, электроэнергетика;
    • группа 4: топливный комплекс, химическая промышленность, черная металлургия;
    • группа 5: торговля, транспорт.

    Стратегию экспансии с помощью увеличения доли компании на рынке могут выбрать приоритетной предприятия группы 1. Несмотря на значительные различия в их производственной деятельности, совпадение приоритетов может быть обусловлено схожестью проблем и условий, в которых развиваются отрасли – их внешняя среда характеризуется жесткой конкуренцией между отечественными производителями, консолидацией предприятий в холдинги, наличием потенциала для быстрого роста объема производства и возможностью применения эффекта «экономии на масштабах» при производстве и реализации продукции. Этим фактом как раз и можно объяснить происходящее в настоящее время весьма интенсивное объединение предприятий в крупные холдинги, которые за счет увеличения объема выпуска продукции позволяют снизить издержки на единицу продукции. Такие холдинги с успехом функционируют в лесной, кондитерской. Легкой промышленности и среди предприятий, оказывающих профессиональные услуги.

    Для предприятий второй группы первостепенной задачей является повышение качества обслуживания клиентов. Объединяет эти предприятия ориентация на оказание услуг и обострение конкуренции во всех трех отраслях. К особенностям их бизнеса можно также отнести прямую зависимость финансовой эффективности предприятия от степени удовлетворенности клиента полученными услугами и от эффективности PR политики. Поэтому предприятия этой группы вынуждены активизировать свою деятельность по привлечению и повышению качества обслуживания клиентов.

    Для предприятий третьей группы – строительство и энергетика – главным приоритетом является привлечение долгосрочных инвестиций. Такие отрасли всегда испытывают определенный дефицит финансирования по причине старения основных фондов, их высокой стоимости и длительного срока возврата инвестиций. Другими словами, в строительстве и энергетике привлечение внешних инвестиций является важным условием нормального функционирования бизнеса. Поэтому не исключено появление в скором времени на фондовом рынке ценных бумаг крупных строительных компаний.

    Для предприятий четвертой группы приоритетной является задача контроля и сокращения затрат. Зависимость этих отраслей от сокращения издержек связана с невозможностью увеличения цены на отпускаемую продукцию, ограниченной емкостью рынков сбыта, регулирующей ролью государства и ограниченностью западных рынков сбыта. Это побуждает компании четвертой группы обращать внимание на достижение максимальной эффективности деятельности при минимальных издержках.

    Для предприятий торговли и транспорта поиск и удержание квалифицированных кадров является главной задачей. В современной экономике сбыт не менее важен, чем производство.  Грамотной и квалифицированной  организации требует бесперебойная доставка продукции, фрахт грузового транспорта, работа хранилищ и портовых терминалов и многое другое.  В этих отраслях как нигде пренебрежение квалифицированными кадрами повышает издержки производства и снижает норму прибыли.

    Итак, для предприятий малого бизнеса, функционирующих в различных отраслях экономики в настоящее время можно выделить несколько приоритетных задач их развития – экспансия ( увеличение доли компании на рынке), качество ( повышение качества обслуживания клиентов), финансы ( привлечение внешних инвестиций, контроль и сокращение затрат), люди ( привлечение и удержание квалифицированных специалистов). Остальные задачи тоже являются актуальными, однако в значительно меньшей степени, чем пять рассмотренных выше. Однако, ясно просматривается тенденция того, что если еще недавно главным вопросом для менеджера было «сохранить» бизнес, то сегодня на первом месте стоят задачи по его развитию.

    © StrategPlann 2009