Стратегия и Управление.ru
Jul 20

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



История развития рекламы

Реклама начала появляться еще задолго до нашей эры. Прототипом для появления изобразительной рекламы служили:

  • • древние орнаменты;
  • • рисунки;
  • • татуировки;
  • • источником брендовой рекламы:
  • • клейма, которыми метили скот и рабов;
  • • фирменные метки мастеров;
  • • прообразами политической рекламы являлись:
  • • статуи;
  • • скульптуры знаменитых людей.

Первые рекламные тексты, отдаленно напоминающие современную рекламу, появились еще в Древнем Египте и Древней Греции. Объявления были очень просты и носили в основном информационный характер. Располагали их на стенах домов, а в качестве материала использовали папирус, камни.

Реклама в указанный период отличалась:

  • • бессистемностью; 4 эпизодичностью;
  • • отсутствием правовой регламентации.

В Древнем Риме рекламные объявления стали размещаться на специально выстроенных для этой цели стенах — амбусах (городские власти пытались ограничить написание рекламы на стенах жилых домов). Также для рекламы использовались:

  • • деревянные доски;
  • • медные таблички.

Юлий Цезарь велел вывешивать в публичных местах текущие решения сената, аАвгуст Цезарь распорядился в местах массового скоплений людей регулярно отражать на стенах (амбусах) или специальных досках светскую хронику и помещать объявления частного характеру.

В Средние века появился институт глашатаев и гонцов, некоторые из них могли принимать заявки от населения. Приобрела широкий размах устная реклама:

  • • уличных зазывал;
  • • разносчиков;
  • • бродячих ремесленников;
  • • торговцев;
  • • гонцов.

Данная реклама распространялась в местах постоянного предложения товаров и услуг (базарах, постоялых дворах и т. д.).

Появляется новая профессия — сборщик и разносчик новостей. Позже появляются первые рекламные бюро. Первое информационное бюро появилось в Венеции в 1530 г.

Революционным открытием того времени стал печатный станок Гуттенберга.

В 1630 г. во Франции появилась первая газета «СагеК» в ней в том числе содержалась и рекламная информация.

В Х1-Х11 вв. получила распространение геральдика,.в рамках которой оговаривались принципы и правила использования изображений в знаках и гербах. Нередко споры передавались в суды и даже выносились на королевский уровень. Фактически геральдика стала прообразом современных'товарных знаков. В Западной Европе рекламная лихорадка началась в конце XVIII в. Вначале агентства занимались лишь скупкой и перепродажей рекламных площадей, текст предоставлялся клиентом. Первым агентством, работавшим над текстом рекламного сообщения и проводившим рекламные кампании, считается агентство «Айер и сыновья», основанное в 1890 г. Достижения науки и техники стимулировали развитие индустрии рекламы:

  • • первая реклама по радио вышла в эфир в 1920-е гг.;
  • • первая телереклама — в 1930-е гг. Повсеместное распространение теле- и радиорекламы началось после окончания Второй мировой войны, когда было налажено массовое производство радиоприемников и телевизоров.

В современную эпоху основными источниками рекламы стали:

  • • телевидение;
  • • уличная наглядная реклама;
  • • Интернет.

Традиционные формы рекламы — печатная, радиореклама постепенно теряют свои позиции. Зарождение рекламного дела в Киевской Руси относят к X—XI вв. Русские купцы прибегали к разнообразным приемам предложения своих товаров, широко используя зазывал и коробейников. Получило распространение производство лубков — листов с определенной информацией, переданной в картинках. Центром «лубочной культуры» стал Великий Новгород.

Первая российская печатная реклама появилась в «Ведомостях» Петра 1. Рекламные тексты того времени носили справочный, деловой характер.

В XIX в. реклама в России вышла за рамки печатных изданий. Ее стали размещать:

  • на круглых тумбах, установленных в различных частях города;
  • на конках;
  • в трамваях.

Получила широкое распространение «голосовая реклама», осуществляемая, как правило, подростками, которые громко на перекрестках и других людных местах выкрикивали названия и цены товаров, а также последние новости.

Начинают появляться специализированные конторы, бюро. Наиболее авторитетным рекламным агентством была центральная контора объявлений торгового дома «Метцель и К0», появившаяся в 1870 г.

После 1917 г. реклама была монополизирована государством.

Появляются централизованные рекламные агентства:

  • • «Рекламтранс»;
  • • «Связь»;
  • • «Промреклама»;
  • • «Мосторгреклама».

В конце 20-х — 30-е гг. советская реклама фактически слилась с пропагандой. Большинство плакатов, иных рекламных продуктов, адресованных к массовому потребителю, стали содержать в себе идеологические черты. Данная ситуация продолжалась вплоть до конца 50-х — начала 60-х гг.

В 60-80-е гг. советская реклама постепенно стала приближаться к принятым в то время мировым стандартам. При этом ее отличительными чертами были:

  • • меньшая, чем в странах Запада, распространенность;
  • • практическое отсутствие коммерческой и телевизионной рекламы;
  • • простота;
  • • использование старых, традиционных форм:
  • • плакатов;
  • • буклетов;
  • • газет;
  • • рекламных:объявлений в общественном транспорте.

Существенной проблемой рекламного дела 1980-х гг. была сложность внедрения новых рекламных продуктов. Чтобы запустить рекламу нового товара, необходимо было собрать подписи многих инстанций. Это очень затрудняло развитие рекламы в СССР, способствовало ее отставанию от рекламы развитых стран Запада. С 1991 г. начался стремительный рост рекламного бизнеса в России. Объем рекламы в СМИ быстро увеличивается, с 1995 г. наблюдается также бурный рост региональных рекламных рынков. Начинают появляться специализированные издания по рекламе, профессиональные агентства. Увеличивается спрос на специалистов такого профиля.

В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (ред. от 02.11.2004), призванный регулировать отношения на рынке рекламы. С момента принятия Закона прошло уже около 10 лет. В связи с тем что рынок рекламы постоянно развивается, возникает необходимость все большего совершенствования рекламного законодательства.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру