Стратегия и Управление.ru
Apr 25

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Принцип системного управления

Как исходный (главный) принцип системного управления, так и все общие, а также общесистемные и специальные принципы предопределяют сочетание в СУ линейного, целевого, функционального и обеспечивающего управления. В соответствии с этим в СУ, как правило, целесообразно наличие следующих взаимосвязанных между собой подсистем управления: общей линейной, целевых, функциональных и обеспечивающих.

В подсистеме общего линейного управления осуществляется вся общая управленческая деятельность руководителей организации, которые имеют право принимать окончательные решения по отношению к своему подчиненному персоналу и за результаты деятельности которых они должны нести ответственность. В этой подсистеме можно выделить четыре уровня управления:

  • 0-й — высший предпринимательский организационно-целевой (высшее звено предпринимательского управления, включающие предпринимателей — членов высших органов управления);
  • 1-й — высший организационно-целевой исполнительный (высшее исполнительное звено);
  • 2-й — координационно-контрольный исполнительный (среднее звено управления);
  • 3-й — технико-операционный исполнительный (низовое исполнительное звено управления).

В составе целевых подсистем осуществляется управление по достижению основных целей деятельности организации, которые обеспечивают выполнение миссии организации и ее главной (генеральной) цели. Конкретный состав целевых подсистем во многом зависит от предназначения и целей организации, но в любом случае целесообразно иметь в составе целевых подсистем СУ подсистему УК продукции (услуг).

В функциональных подсистемах управления осуществляется специализированная управленческая деятельность, которая обособилась в результате кооперации и разделения труда. Их состав зависит от выполняемых конкретных функций управления и применительно к производственной организации можно сгруппировать в комплексные функциональные подсистемы (технического руководства, экономического руководства и др.).

Двухмерная структурная функционально-целевая модель системы управления промышленным предприятием:

Целевые подсистемы:

  1. управление качеством;
  2. управление выполнением плана производства и поставок продукции;
  3. регулирование затрат и управление ресурсами;
  4. управление развитием производства и совершенствованием управления;
  5. управление социальным развитием коллектива;
  6. управление охраной окружающей среды.

Комплексные функциональные подсистемы:

  1. производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством);
  2. технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции);
  3. экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ);
  4. руководства внешнехозяйственными связями (материально-техническое снабжение; сбыт продукции);
  5. руководства капитальным строительством (собственное и подрядное);
  6. руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).

Обеспечивающие подсистемы:

  1. оснащения техническими средствами и оргтехникой;
  2. делопроизводства;
  3. организации и ведения нормативного хозяйства;
  4. информационного обеспечения управления;
  5. правового обеспечения;
  6. хозяйственного обслуживания.

Общие функции управления в подсистемах системы управления:

  1. прогнозирование и планирование;
  2. организация и координация работ;
  3. мотивация (активизация и стимулирование);
  4. выполнение работ;
  5. регулирование;
  6. контроль;
  7. учет;
  8. анализ.

Состав обеспечивающих подсистем (подсистем обеспечения) определяется необходимостью эффективного обеспечения общего линейного, целевого и функционального управления. Главное, что при этом должны быть созданы условия и обеспечиваться правомочность, обоснованность, достоверность, рациональность, своевременность и действенность всей СУ.

В производственной подсистеме системы организации, например, для промышленного предприятия, с учетом «продуктового» подхода может формироваться и функционировать следующий состав субподсистем:

  • основная «продуктовая» заготовительная субподсистема;
  • основная «продуктовая» обрабатывающая субподсистема;
  • основная «продуктовая» сборочная субподсистема;
  • обеспечивающая «продуктовая» энергетическая субподсистема;
  • обеспечивающая «продуктовая» ремонтно-техническая (в том числе электроремонтная) субподсистема;
  • обеспечивающая «продуктовая» инструментальная субподсистема;
  • обеспечивающая «продуктовая» метрологическая субподсистема;
  • обеспечивающая «продуктовая» транспортная субподсистема;
  • обеспечивающая «продуктовая» складская субподсистема.

Следует отметить, что в 70-80-е годы в СССР на основе исследований и обобщения опыта системного управления в экспериментальном порядке был апробирован комплекс стандартов на управление промышленными предприятиями. В этот комплекс вошли стандарты, регламентирующие построение и функционирование системы управления предприятием и ее подсистем. Состав подсистем СУ, представленный выше, во многом идентичен тем, которые рекомендовались стандартами для использования.

Внедрение СУ на основе стандартизации способствовало некоторому улучшению технико-экономических показателей работы данных предприятий, получению более высокого экономического эффекта их деятельности.

Большинство внедрявших такие СУ предприятий признавали, что:

  • упорядочивалась деятельность управленческих работ;
  • рационально распределялся состав функций управления среди подразделений;
  • исключалось дублирование деятельности в аппарате управления;
  • в ряде случаев позитивно изменялась ОСУ;
  • повышалась творческая активность и расширялись демократические начала в управлении предприятием;
  • повышалась ответственность работников управления и дисциплина труда, улучшалась исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требований стандартов.

К основным недостаткам и трудностям при внедрении и функционировании СУ на основе стандартизации относили:

  • непонимание многими специалистами необходимости создания таких систем;
  • недостаточную активность руководителей предприятий;
  • существование «психологического барьера», мешавшего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления;
  • недостаточную управленческую подготовку специалистов и руководителей;
  • отсутствие в подавляющем большинстве специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации). Только на 28 процентах предприятий от общего количества внедрявших системы эта работа поручалась специализированным подразделениям по вопросам совершенствования управления, а в остальных случаях данными работами занимались подразделения, косвенно относящиеся решению проблем управления;
  • сложность существующего административного порядка изменения на предприятии ОСУ;
  • отсутствие в административно-командной системе заинтересованности и существенных стимулов у работников в работах по совершенствованию управления.

Главными же недостатками были те, которые присущи централизованной планово-распределительной экономике. В целом же необходимо признать, что основные положения и требования, закрепленные в комплексе государственных стандартов на управление предприятием, явились существенным научным и практическим вкладом в методологию и методику исследования и совершенствования СУ.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру