Стратегия и Управление.ru
Jul 26

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Понятие производственной функции, масштаб производства

Любая фирма, которая ведет производственно-хозяйствен­ную деятельность, важной задачей ставит осуществление полного контроля над процессом производства, а также над количеством ресурсов, которые необходимы для создания определенного вида продукции. Считается, что фирма наибо­лее эффективна только в том случае, когда она может добиться наибольшего объема выпуска при минимальных издержках и затратах факторов производства.

Таким образом, производственная функция дает математиче­ское выражение взаимосвязи факторов производства и количе­ства затраченных в производственном процессе ресурсов с мас­штабами производства и номенклатурой выпускаемых товаров и услуг. Данный показатель позволяет определить наибольший объем производства той или иной продукции при наличии опре­деленного, строго ограниченного количества ресурсов. Анало­гично можно сказать, что производственная функция служит определяющим моментом для производственного процесса, поскольку показывает минимум количества ресурсов, необхо­димый для его осуществления:

Q = f (x1,x2,…….xn)

где Q — совокупный выпуск товаров определенного ассорти­мента в соответствии с номенклатурой производства; f — соответствующие затраты ресурсов, которые фирма должна понести, чтобы произвести необходимые обществу блага.

Для организации производственного процесса непремен­ным условием является взаимодействие всех факторов произ­водства и ресурсов, что обеспечивает его целостность и непре­рывность. Среди таких факторов выделяют землю, капитал (материальный, воплощенный в зданиях, сооружениях и фон­дах организации, и финансовый в виде инвестирования), предпринимательский ресурс и, самое главное, — труд. Имен­но трудовая деятельность работников организации считается определяющим условием производительности и интенсивно­сти производственных операций.

Самыми главными производственными факторами явля­ются трудовой (совокупность рабочих рук, рабочих усилий) и капитальный (денежный, основные фонды и пр.). Таким образом, производственную функцию можно представить как функцию зависимости результатов производства от соответ­ствующих ресурсных затрат:

Q = f (L x K).

Для того чтобы данная функция имела полное практиче­ское значение, необходимо определить роль эффекта масшта­ба и определить возможные варианты его отдачи. Фирма всег­да функционирует в определенном масштабе, и при желании она может его либо увеличить, либо уменьшить в зависимости от того, какой курс был взят на развитие производства. Таким образом, отдача от масштаба производства характеризуется соотношением масштабов производства или ресурсных рамок, в пределах которых осуществляется изготовление готовой про­дукции, с непосредственными конечными данными, которые могут быть достигнуты в результате такой политики. Данный показатель может иметь три различные формы в зависимости от того, в какой пропорции находятся затраты и результаты производства.

1. Постоянная отдача от масштаба характерна для такого про­изводства, когда фирма с увеличением используемого количе­ства факторов производства одновременно достигает более высоких результатов деятельности. Иными словами, соблюда­ется определенная пропорция, что позволяет расширить пред­ложение на рынке, не увеличивая издержек. Если считать, что Q — первоначальный объем производства, тогда:

Q1 = nQ = (nL; nK)

где n — это коэффициент пропорционального увеличения.

2. Возрастающая отдача от масштаба может быть отмечена в том случае, когда результаты растут несоизмеримыми с зат­ратами темпами. Иными словами, увеличивая затраты факто­ров производства и материальных ресурсов в несколько раз, фирма производит больший объем товаров и услуг (более чем в несколько раз) по сравнению с первоначальным, т. е. Q1 > nQ. Практической основой такого случая может явиться тех­нологическая развитость организации, когда оборудование позволяет экономить ресурсы и затраты рабочей силы. Самые крупные фирмы могут создать специальные отделы рекламы, по работе с персоналом, отделы стратегического планирова­ния и т. д.

3. Убывающая отдача от масштаба возникает тогда, когда рост объемов производства, его конечный результат, увеличивается более низкими темпами, чем вовлекаемые ресурсы: т. е. Q1 < nQ. Получается, фирма несет дополнитель­ные издержки, что может быть связано как с неразвитостью технологий и несовершенным оборудованием, так и с нераци­ональным и неэффективным использованием факторов про­изводства и иных ресурсов.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру