Стратегия и Управление.ru
Sep 19

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Теория потребительского выбора

Как рациональный экономический субъект потребитель основной целью своей хозяйственной деятельности ставит максимизацию полезности потребления в условиях ограни­ченности ресурсов, в том числе и дохода. Он всегда стремится получить как можно больше благ для собственного потребле­ния, имея при этом минимальные издержки. Рациональный выбор потребления — основа потребительской теории.

При реализации принятого решения, касающегося состава потре­бительской корзины, экономический субъект всегда обращает внимание на современную рыночную ситуацию, поэтому руководствуется следующими факторами.

1. Потребительские предпочтения. Покупатель в своем выбо­ре прежде всего опирается на собственные предпочтения, вку­сы и желания, поскольку именно они в первую очередь опре­деляют состав его потребительской корзины. Однако такая встроенная структура рынка, как реклама, способна вызывать искусственные потребности. В результате этого экономический субъект приобретает те товары, в которых он совсем не нужда­ется, но которые активно рекламируются с лучшей стороны на телевидении и в СМИ.

2. Рациональность выбора. Потребитель на рынке стремит­ся к покупке такого набора благ, полезность от потребления которых была бы максимальной. Это может быть достигнуто в том случае, когда потребитель делает свой выбор осознанно, при этом учитывая возможную полезность различных альтер­нативных благ.

3. Бюджетные ограничения. Субъект и его выбор всегда огра­ничен величиной дохода, которым он располагает на определен­ный момент времени. Именно в этих рамках за вычетом денеж­ной суммы на сбережения он и приобретает те или иные блага. Иными словами, по первому экономическому закону доход всегда ограничен, а потребности человека имеют свойство бес­конечного роста, поэтому покупатель вынужден ограничиваться в своих желаниях.

4. Относительность цен. На совершенном рынке непремен­ным условием получения предпринимателем его прибыли являются цены на товары и услуги, установленные в результа­те соотношения спроса и предложения. Цены являются опре­деляющим фактором осуществления потребительского выбо­ра, поэтому также оказывают большое влияние на величину рыночного спроса. Особенно важна система относительных цен, иными словами, потребитель выберет из всех качествен­ных товаров более дешевый, из однородных по цене — более качественный. Этим определяется рациональность потребите­ля, его желание осуществить максимально полезный выбор.

Два товара по-разному удовлетворяют потребности, поэто­му их всевозможные комбинации (одинаково полезные) фор­мируют кривую безразличия. Отказывая себе в потреблении одного товара, субъект может компенсировать это потребле­нием исключительно другого в большем количестве. Следова­тельно, покупателю безразлично, какую комбинацию товаров он получит, главное, чтобы их полезность была одинакова. Все кривые безразличия, наложенные на одну плоскость, дают нам карту кривых безразличия, посредством чего находятся все возможные комбинации благ.

Равновесие потребителя достигается в том случае, когда он может получить наибольшую полезность от потребления при заданной величине дохода, рыночных цен и иных рыночных характеристиках экономики. Правило максимизации полез­ности гласит: последний рубль, затраченный на один вид про­дукта, должен по своей полезности быть равным рублю, затра­ченному на приобретение другого товара.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру