Стратегия и Управление.ru
Feb 28

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности

Основной целью потребителя является максимизация полез­ности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода. Сам термин «полезность» был сформулирован английским философом Иеремией Бентамом. Полезность — способность товаров удовлетворять определенные потребности. Таким обра­зом, это субъективное понятие, поскольку одни и те же товары по-разному полезны для каждого отдельно взятого индивида.

Экономический субъект всегда, выбирая для потребления те или иные блага, со своей точки зрения оценивает пользу, которую они могут принести, и насколько хорошо и полно смогут удовлетворить его насущные потребности. В то же вре­мя, регулярно осуществляя процесс потребления, мы посте­пенно начинаем понимать, что прежние товары не приносят такого же удовольствия, как прежде. Иными словами, мы получаем все меньшее удовлетворение от каждой последую­щей единицы потребленного блага. Такая закономерность в нау­ке представлена в виде закона убывающей предельной полез­ности.

Предельная полезность как экономическая категория показывает дополнительную полезность каждой дополнитель­ной единицы товара. Данное понятие имеет практическую основу. Ведь полезность сама по себе характеризует одинако­вую величину одно и того же блага независимо от его объема, можно сказать, это средняя полезность, или полезность одной единицы. А предельная полезность дает возможность опреде­лить оптимальный объем потребляемых благ с учетом задан­ной величины дохода определенной степени потребности. Закон убывающей предельной полезности был открыт Генрихом Госсеном. Он представляет собой зависимость величины полезности от текущего потребления каждой дополнительной единицы блага, т. е. при повторном акте потребления полез­ность продукта оказывается уже значительно ниже по сравне­нию с первоначальной.

Например, пусть в роли блага будет булочка. Когда мы едим первую из них, получаем глубокое удовлетворение, осо­бенно если в этом была острая потребность. Постепенно нае­даясь, экономический субъект перестает ее потреблять, и полез­ность ее начинает падать, пока не достигнет нуля, когда процесс потребления прекращается. Иными словами, закон убываю — щей предельной полезности можно представить на плоскости в виде наклонной кривой, выпуклой к центру осей Х и Y подобно кривой спроса.

С данным законом тесно связано понятие максимизации полезности. Чтобы получить наибольшую общую полезность от всего набора потребляемых товаров и услуг в условиях ограни­ченного дохода, времени и других факторов, необходимо каж­дое из этих благ потреблять строго в таком количестве, чтобы их предельные полезности по отношению к ценам составляли одну и ту же величину. Иными словами:

MU1/PJ1 = MU2/P2 =… = MU n/Pn,

где MU — предельная полезность каждого блага;

Р — их цены.

Получается, что последний рубль, который потребитель платит за покупку, например мяса, должен составлять точно такую же полезность, как и рубль, затраченный на приобрете­ние хлеба или другого товара потребительской корзины. Ина­че правило максимизации полезности называется условием равновесия потребителя. Получается, что от всех благ, кото­рые экономический субъект потребляет, он остается одинако­во удовлетворен. В этом случае покупатель наиболее рацио­нально использует денежные средства собственного бюджета и максимизирует выгоду от своего потребительского выбора.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру