Стратегия и Управление.ru
Feb 28

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Функции полезности. Количественная и порядковая полезность

Полезность — это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согла­сился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура полезностей, но и потребности, для удовлетворения которых на рынке осуществляются про­цессы купли-продажи. В рамках маржиналистской теории существуют два основных подхода к измерению полезности: количественный и ординалистский.

Количественный подход, иначе кардиналистский. Представи­телями данной теории полезности являются У. Джеванс, К. Менгер и Л. Вальрас. Они предположили, что полезность благ может быть измерена количественно в неких абсолютных единицах, называемых ютилями (или утилями). Таким образом, общая полезность от потребления набора благ есть функция от полезностей отдельных товаров и благ:

U = f (x1,x2, …,xn)

С одной стороны данный метод, казалось бы, позволяет достаточно легко и быстро определить полезность любого товара или его единицы. Ведь крайне удобно выразить полез­ность через конкретные величины — посредством этого мож­но легко сравнить полезности по всем наборам благ и выде­лить оптимальную величину потребления.

Однако количественный подход имеет несколько значи­тельных недостатков, которые не позволяют использовать его в качестве стандартного и экономически верного. Дело в том, что невозможно ранжировать все вещи, товары и услуги по величине полезности. Ютиль — это нестандартная единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать, чему он равен и как устанавливается, т. е. отсутствует сам механизм соотнесения. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность.

Кроме того, как можно рассчитывать общую полезность благ, если она сама по себе различается по всем общественным группам и на уровне индивида. То, что может быть удобно одно­му человеку, что полностью удовлетворяет его потребности, не может быть применимо к другим. Дело в том, что потребности носят различный характер, дифференцированную структуру и удовлетворяются каждым экономическим субъектом по-раз­ному.

Порядковый подход, или ординалистский. Основными идео­логами данной концепции являются итальянский ученый Вильфредо Парето, Джон Ричард Хикс, ученик Дж. М. Кейнса и русский экономист Е. Слуцкий. Здесь полезность предста­вляет собой функцию от набора из двух благ и подразумевает их попарное сравнение:

U = f (X,Y)

где X и Y — сравнимые товары.

На базе этого, основными принципами данного подхода являются следующие:

1) выбор потребителя зависит только от качества, количе­ства и цены товаров и услуг, т. е. воздействие любых внеш­них эффектов полностью исключается. Это соответственно противоречит теории о том, что определяющим фактором потребления является величина дохода. Таким образом, мы видим, насколько противоположны взгляды рассматрива­емых нами подходов;

2) потребитель способен упорядочить все возможные ком­бинации благ;

3) потребительское предпочтение носит транзитивный характер. Например, если полезность товара А больше полез­ности товара В, а В — больше С, то покупатель, осуществляя свой выбор, предпочтет благу С благо А. Соответственно, если полезность А = В, а В = С, то А = С. Это значит, что полезности двух благ (А и С) совпадают, следовательно, потребителю все равно какое благо выбрать, ведь самое глав­ное — то, чтобы потребность была удовлетворена;

4) потребитель всегда предпочитает больший набор благ меньшему.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру