Стратегия и Управление.ru
Mar 28

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Открытая экономика

К внешнеторговой политике обычно относят самостоя­тельное направление бюджетно-налоговой политики прави­тельства, тесно связанной с государственным регулированием объемов импорта и экспорта с помощью субсидий, налогов, прямых ограничений импорта и экспорта.

Основные методы регулирования внешней торговли можно разделить на следующие группы.

  • Пошлины. Это акцизный налог на импортируемые това­ры, вводятся они, как правило, с целью получения государ­ством доходов или для защиты внутренних производителей. Фискальные пошлины применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин низкие, так как их целью является не регулирование конкуренции, а обеспечение федерального бюджета налого­выми поступлениями.
  • Протекционистские пошлины. Основное назначение про­текционистских пошлин — это защита национальных произ­водителей от иностранной конкуренции. Однако протекцио­нистские пошлины не делают столь высокими, чтобы импорт полностью прекратился, но они все же ставят импортера в не­выгодное положение при торговле на внутреннем рынке.
  • Импортные квоты. При помощи импортных квот вводят ограничение на максимальный объем товаров, который может быть импортирован за какой-либо временной интервал. За­частую импортные квоты являются более эффективным сред­ством сдерживания международной торговли, чем пошлины. То есть при высоких пошлинах, товар может импортироваться, но низкие импортные квоты запрещают импорт товара сверх определенного количества.
  • Нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами под­разумевают систему лицензирования, создания стандартов ка­чества продукции, его безопасности или просто запреты в та­моженных процедурах. Так, многие страны Запада требуют от импортеров получения лицензий. Введя ограничение коли­чества лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.
  • Добровольные экспортные ограничения. Это инструмент ограничения экспорта на добровольных началах. К такому ме­тоду прибегают, если хотят избежать жестких барьеров.
  • Экспортные субсидии и компенсационные пошлины. Это инструменты торговой политики, относящиеся к нетарифным. Введением экспортных субсидий симулируется экспорт с по­мощью государственных дотаций и льгот.
  • Антидемпинговые мероприятия. Демпингом обычно назы­вают инструмент проведения протекционистской политики посредством международной ценовой дискриминации.

Проводят такую политику в случае, когда рассматриваемая отрасль не в состоянии реализовать всю созданную продук­цию на внутреннем рынке, например ввиду снижения спроса. В таком случае отрасль продает часть продукции за рубеж по заниженным ценам, тем самым подрывая производство там и стабилизируя свое положение. Посредством демпинга нару­шаются принципы свободной торговли в случае, когда с по­мощью временного установления более низких цен происходит вытеснение конкурента с рассматриваемого рынка. После ухода конкурента уровень цен восстанавливают или повы­шают. Также существует долговременный демпинг. Он имеет место тогда, когда низкие цены формируются в результате дей­ствия принципа сравнительных преимуществ. Однако и в этом случае зачастую вводят антидемпинговые пошлины. Они вы­нуждают импортера еще больше снижать цену. Противостоять действию долговременного демпинга может только структур­ная перестройка экономики на основе принципа сравнитель­ных преимуществ.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру