Жизненный цикл продукта

    Каждый продукт проходит определенные стадии жизненного цикла. Анализ общего характера жизненного цикла продукта, изучение его отдельных фаз, выяснение того, в какой фазе жизненного цикла находится продукт и т.п., являются очень важными моментами выработки стратегии фирмы относительно производимого ею продукта.

    Первоначальные исследования факта прохождения продуктом отдельных фаз жизненного цикла относятся к 50-60-м гг. (Dean, 1950; Forrester, 1959; Clifford, 1965; Levitt, 1965). В работах этих, а впоследствии и других авторов были исследованы общие характеристики жизненного цикла продукта, закономерности его прохождения, соотношение затрат и доходов на отдельных фазах.

    Несмотря на то что для отдельных групп продуктов существуют различные по общей продолжительности и по соотношению фаз жизненные циклы, можно выделить некие их общие характеристики (Wind, p. 46-49):

    - всякий продукт имеет ограниченное время жизни на рынке;

    - жизненный цикл продукта состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой в определенном порядке;

    - каждая физа требует соответствующего подхода к продукту и соответствующей стратегии, так как для каждой фазы характерна особая роль, которую продукт играет в жизни фирмы.

    В практике бизнеса

    Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) по праву считался символом отечественного автомобилестроения. Вступивший в строй в 1932 г., он всегда прочно занимал одно их лидирующих мест в производстве грузового и легкового автотранспорта. За шестидесятилетний период своей работы завод выпустил 3,5 млн легковых автомобилей и 15 млн грузовиков. Известен этот завод также как производитель армейской бронетехники. Еще одной важной особенностью ГАЗа было то, что он являлся "кузницей кадров высшего государственного уровня". Это, равно как и бывшие военные заказы, создавало заводу существенные дополнительные преимущества. Особую известность ГАЗу принесли выпускаемые им автомобиль престижной марки "Волга" и автомобиль для высшего уровня государственного управления - "Чайка". Из-за того, что "Волга" находилась на обслуживании государственного чиновничества высокого ранга и в очень небольшом количестве попадала в личную собственность граждан, в СССР этот автомобиль был самым престижным, указывающим на элитный статус его владельца. Поэтому автозавод десятилетиями практически не производил в "Волге" никаких изменений. Не было необходимости этого делать, так как всегда "Волга" была в почете и спрос на нее во много раз превышал производственные возможности завода.

    Благополучному существованию завода пришел конец в начале 90-х гг., с переходом к рынку и конверсией военного производства. На российский рынок пришли западные автомобили, изменился профиль потребности на грузовики, а военные заказы ГАЗа стали резко сокращаться и, наконец, упали до нуля. "Волга" потеряла свое исключительное положение, которое она занимала на ранее закрытом для иностранных автомобилей рынке, и спрос на нее существенно снизился. Автозавод должен был предпринимать какие-то серьезные шаги, чтобы переломить сложившуюся негативную ситуацию.

    К 1992 г. в связи с падением спроса на 3-4-тонные грузовики и явно наметившейся на рынке тенденцией к увеличению спроса на машины меньшей грузоподъемности на ГАЗе было принято решение начать производство новой модели - 1,5-тонного грузовика ГАЗ-3302. Много лет назад ГАЗ выпускал полуторатонки, однако прекратил их производство в 1953 г. Когда на ГАЗе принималось решение о выпуске 1,5-тонного грузовика, самыми маленькими были автомашины грузоподъемностью 2,5 т, хотя рынок настоятельно требовал машины гораздо меньшей грузоподъемности. При планировании программы производства грузовика была заложена возможность выпуска на его базе целого семейства автомобилей: микроавтобуса, авторефрижератора, машины для фермеров, грузового фургона и т.п.

    В подготовке выпуска первой модели принимало участие свыше 50 предприятий из различных стран СНГ. В производстве грузовика участвуют 85 заводов России, поставляющих для него различные комплектующие. На грузовике установлен тот же двигатель, который устанавливается на автомашину "Волга" ГАЗ-31029. В перспективе этот двигатель будет заменен более современным. Выпуск грузовиков ГАЗ-3302 начался в июле 1994 г. Автозавод запланировал выйти на уровень производства 65-70 тыс. автомобилей в год. На то время оценка общей по стране потребности в автомобилях с малой грузоподъемностью (до 1,5 т) составила примерно 1 млн шт. Руководство ГАЗа рассчитывало на то, что автомобили нового типа ожидает довольно устойчивый спрос. Их ожидания оправдались. "Газель" - так назвали новый автомобиль - нашла своего покупателя.

    © StrategPlann 2009