Сильные и слабые стороны организации

    Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

    Дж. Пирсом и Р. Робинсоном (Реагсе and Robinson, p. 186-187) был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее слабых и сильных сторонах. Ниже приводится перечень этих факторов и ключевых вопросов для их анализа.

    Анализ сильных и слабых сторон организации

    Кадры

    Факторы:

    • Управленческий персонал;
    • Мораль и квалификация сотрудников;
    • Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли;
    • Кадровая политика;
    • Использование стимулов для мотивирования выполнения работы;
    • Возможность контролировать циклы найма рабочей силы;
    • Текучесть кадров и прогулы;
    • Особая квалификация сотрудников;
    • Опыт.

    Вопросы для анализа:

    • Какой стиль управления использует высшее руководство;
    • Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства;
    • Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации;
    • Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества;
    • Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам;
    • Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации;
    • Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля.

    Организация общего управления

    Факторы:

    • Организационная структура;
    • Престиж и имидж фирмы;
    • Организация системы коммуникаций;
    • Общая для всей организации система контроля эффективность и использование);
    • Организационный климат, культура;
    • Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений;
    • Квалификация, способности и интересы высшего руководства;
    • Система стратегического планирования;
    • Внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм).

    Вопросы для анализа:

    • Четко ли распределены в организации права и обязанности;
    • Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек;
    • Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения целей организации.

    Производство

    Факторы:

    • Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками;
    • Система контроля запасов, оборот запасов;
    • Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей;
    • Экономия от масштаба производства;
    • Техническая эффективность мощностей и их загруженность;
    • Использование системы субконтрактирования;
    • Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль;
    • Отдача от использования оборудования;
    • Контроль за процессом изготовления продукта;
    • Проектирование, составление графика работы;
    • Закупка;
    • Контроль качества;
    • Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек;
    • Исследования и разработки, инновации;
    • Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.

    Вопросы для анализа:

    • Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели;
    • Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы;
    • Какова отдача от исследований и разработок;
    • Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов.

    Маркетинг

    Факторы:

    • Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения;
    • Жизненный цикл основных продуктов;
    • Каналы распределения: число, охват и контроль;
    • Организация сбыта: знание потребностей покупателей;
    • Имидж, репутация и качество товара (услуги);
    • Продвижение товаров на рынок и их реклама;
    • Ценовая политика;
    • Процедуры установления обратной связи с рынком;
    • Развитие новых продуктов, услуг и рынков;
    • Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара;
    • Отношение к марке.

    Вопросы для анализа:

    • Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем;  Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка;
    • Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков;
    • Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей.

    Финансы и учет

    Факторы:

    • Возможность привлечения краткосрочного капитала;
    • Возможность привлечения долгосрочного капитала;
    • Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов;  Отношение к налогам;
    • Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам;
    • Возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
    • ".Рабочий" капитал: гибкость структуры капитала;
    • Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек;
    • Система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли.

    Вопросы для анализа:

    • Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации;
    • Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями;
    • Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности;
    • Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации;
    • Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику.
    © StrategPlann 2009