Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Фактор «труд» в постиндустриальной экономике: основные тенденции развития и противоречия

В постиндустриальной экономике возрастает роль не только вещественных факторов производства (земли и капитала), но за счет стимулирующих возможностей научно-технического прогресса (НТП), особое значение приобретает возрастание роли человека (труда и предпринимательства) в системе общественного воспроизводства.

Дело в том, что научно-технический прогресс связан с качественными изменениями в трудовых ресурсах и их состава. В этих условиях по-иному встает вопрос о роли индивида во всех фазах производства и обслуживания, во все большей неразделенности функционирования новейшей и сложной техники и деятельности человека.

Классический тезис о решающей роли труда в экономическом развитии стал ныне одним из наиболее популярных в экономической литературе. «Производительность – от человека», рабочая сила – «главный источник достижений в области качества и продуктивности», подчеркивают американские экономисты Т. Питерс и Р. Уотермен.

Начало широкому развитию исследований роли человека в современной экономике было положено в экономической науке около четырех десятилетий назад выдвижением концепции «инвестиций в человеческий капитал». Знаменательно то, что, хотя сама идея вложений в человека известна уже с первых шагов экономической теории, первые постановки проблемы в начале 60-х годов XX века оказались неожиданными для большинства экономистов.

Как свидетельствовал американский специалист Ф. Велг в 1960 году во время доклада Т. Шульца на конференции американской экономической ассоциации «Инвестиции в человеческий капитал» присутствующие недоумевающе переспрашивали друг друга: «Инвестиции… во что?».

Поворот экономической науки к разработке некоторых проблем воспроизводства рабочей силы был вынужденной необходимостью изучения новых экономических процессов НТР. Например, вызванные ею крупные отраслевые структурные сдвиги и очевидный рост квалификационных требований.

В развитии различных концепций формирования «человеческого капитала» в западной экономической науке можно все же проследить две тенденции. Для первой характерен упор на позитивное экономическое значение накопления «человеческого капитала», подчеркивание глубины сдвигов в экономическом значении рабочей силы на современном этапе вплоть до выдвижения тезиса о происходящей «революции в рабочей силе». Наряду с этим направлением с самого начала в противовес ему появился ряд работ противоположной тональности. В них настойчиво выдвигаются теории, авторы которых вообще отрицают всякую экономическую роль образования, кроме функции так называемого фильтра или «средства сортировки» людей по их природным способностям и личным качествам (П. Таубман, Л. Туроу, К. Эрроу, П. Уэльс, А. Берг).

Таким образом, обобщая различные подходы, можно проследить, что в основном они в разрозненном виде отражают разные объективные качественные свойства человека как работника и процесса его формирования: образования, переподготовки и повышения квалификации, накопления опыта, личных качеств людей.

Так, в современных условиях повышается значение широты профиля современного специалиста, его способности быстро осваиваться с ситуацией, действовать в условиях противоречивого процесса: с одной стороны дифференциации, а с другой – интеграции областей профессиональной компетентности, отраслей производства, научных знаний. Те решения, которые принимают сегодня научно-исследовательский и средний управленческий персонал, программисты, наладчики или операторы, могут оказать влияние на деятельность предприятия в целом. Поэтому, в современных условиях, ключевым элементом конкуренции становится качество человеческих ресурсов. Подготовка, привлечение, непрерывное повышение квалификации персонала требует не меньших, а иногда и больших затрат, чем вложения в средства производства. Так, например, американская компания «Bell sistems» ежегодно тратит на подготовку и переподготовку кадров 800 млн долл. В ней постоянно заняты 7 тысяч преподавателей, ведущих несколько сотен различных курсов и программ. Это, в частности, связано с тем, что разрыв в индивидуальной отдаче специалистов, труд которых включает творческие элементы, может достигать десятков раз, в то время как максимальное различие производительности труда рабочих-станочников не превышает 2 – 3 раз. В результате меняются требования ко всей сфере образования, включая систему переподготовки и повышения квалификации кадров. Образование, благодаря развитию НТП, все более становится ведущей сферой экономики — и по значению, и по расходам на ее развитие.

Все вышеназванные обстоятельства приводят к изменению роли работника в общественном воспроизводстве. По каким же направлениям происходят эти изменения, которые приводят к возрастанию роли индивида под определяющим воздействием научно-технического прогресса?

Прежде всего, в условиях постиндустриального общества, доминирующую роль играет качество труда работника.

Особый интерес и громадное экономическое значение имеет повышение качества труда, действующего в техническом развитии и производстве (труда производственно-технического). Это качество проявляется, прежде всего, в широте мышления как в области конструирования и проектирования технических средств, так и в области организации и  ведения производственных процессов. Любая задача, как бы узка по своему содержанию она ни была, осмысливается с пониманием и учетом ее необходимости для какой-то общей цели. Дело в том, что труд в каждом производственном процессе представляет собой работу на какого-то потребителя (т. е. на последующее звено), который использует изготовленный для него продукт или полупродукт для дальнейшей «доработки» монтажа и т. п. В условиях нормально действующего рынка, не стесненного монополизацией, которая в состоянии исключить возможность конкуренции или, по крайней мере, ослабить ее, передача с одного звена на последующее или от одного специалиста-исполнителя к потребляющему и дорабатывающему или использующему осуществляется посредством купли и продажи. При этом, если качество продукта не удовлетворяет потребителя, если цена высока, то потребитель просто отказывается от покупки и приобретает необходимое изделие у другой фирмы. При действии рыночного механизма по такой схеме и при достаточной широте понимания каждым работником собственных интересов и конечных задач своего труда естественно возрастает личная ответственность (ответственность – есть стимулирование) каждого работника. Так, конструктор, создающий какое-нибудь техническое средство, прежде всего, знакомится с тем, какими качественными показателями обладают и с какими издержками изготовляются подобные средства в конкурирующих фирмах. Он, конечно, будет стремиться к созданию чего-то более высококачественного и вместе с тем более дешевого. Мастер, изготовляющий детали или другие изделия, будет стараться повышать их качество и сокращать всякие потери, связанные с их производством. Так, в условиях рыночной конкуренции, под стимулирующим воздействием НТП, растет качество труда и продукта.

Таким образом, роль человеческого фактора претерпевает ряд модификаций. В условиях конвейерной системы объемы получаемой продукции все в большей степени зависели от применяемой техники и все меньше определялись индивидуальностью работника. В этих условиях работник терял свою активную функцию, превращался в придаток машины, рабочие функции нивелировались, роль индивидуальности производителя терялась. В условиях НТП, комплексной автоматизации производства работник становится не столько элементом машинной системы, сколько созидателем. Реализация этой функции во многом определяет результаты производства, т. к. изменяется само содержание труда в связи с увеличением удельного веса умственного и уменьшением доли физического труда. Таким образом, уже сами по себе изменения в производительных силах ставят в прямую зависимость результаты производства от его участника как личности, т. е. создают условия для стимулирования.

В настоящее время целый ряд работ доказывает прямую зависимость восприимчивости к научно- техническому прогрессу от уровня образования. Это еще раз подчеркивает стимулирующее воздействие НТП, в частности стремление работников повысить свой образовательный уровень.

И, наконец, еще одна причина, которая ведет к изменению роли человека – меняется характеристика совокупного работника.

Стремительные экономические и организационные перемены последних десятилетий показали, что именно разнородность, сложная системность состава и качества труда работников являются одним из стимулирующих факторов экономического развития. Вследствие этого при анализе и самого человеческого фактора, и всех воспроизводственных процессов нельзя ограничиваться такими понятиями, как численность работников или занятость. Тем более нельзя сводить анализ экономических проблем к рабочей силе материального производства, производственному потенциалу. Только совокупная рабочая сила, охватывающая работников сфер материального и нематериального производства, связанных между собой разделением труда, соответствует содержанию понятия человеческий фактор.

Акцент на исследования всей совокупной рабочей силы порождает важные следствия.

Во-первых, центр внимания в теории и практике перемещается с затратного аспекта – объемов и интенсивности труда и стоимости продукции, на поиск конкретного выражения результатов труда, его конечной значимости с точки зрения государственного предприятия или частной фирмы.

Во-вторых, в течение последних десятилетий стало обычным связывать экономическое развитие с приращениями (или изменением темпов динамики) различных процессов: расходов на технический прогресс (или его ускорение), на образование, наращивание фондов и т. д.

В-третьих, резко возросла значимость конкретного содержания труда различных категорий работников.

Ключевая роль, придаваемая всестороннему анализу трудовых функций, стала общепринятым положением, например, менеджмента. В этом выразилась первостепенная важность высоких стандартов профессионализма в выполнении трудовых функций каждым человеком, который занимает одно из ограниченного числа рабочих мест в хозяйстве страны: в производстве, обслуживании, науке, управленческом аппарате. Профессиональность выполнения трудовых функций работников лежит в основе темпа и экономической обоснованности научно-технического прогресса, начиная от фундаментальных открытий и, кончая качеством исполнения технически сложной наукоемкой продукции, способной выдержать конкуренцию на рынке.

Фактор «труд» в его расширенной современной трактовке рассматривается не просто как фактор производства, а как комплексный сквозной субъект всех стадий воспроизводственной цепи. Не останавливаясь на «послепроизводственных» стадиях – обмене, распределении и потреблении, которые давно уже выделились в обособленные народнохозяйственные сферы, подчеркнем роль человека за их пределами. Во-первых, человек – ведущая производительная сила «предпроизводственных» отраслей: НИОКР, образования. Во- вторых, он – носитель общественных потребностей и в этом качестве выполняет функцию целеполагания, объективно порождает и субъективно задает стратегические и тактические цели развития экономики.

Таким образом, все рассмотренные выше явления ведут к тому, что роль работника не просто меняется, а возрастает. Следовательно, поскольку возрастает роль данного фактора, то возрастает и стимулирующая роль научно-технического прогресса.

Отметим, что стимулирование носит всеобщий характер, т. е. охватывает все сферы воспроизводственного процесса. Но, одновременно, оно является всегда конкретным, субъектным, т. е. адресным. Применительно к стимулированию посредством научно-технического прогресса, в зависимости от субъекта и его интересов, НТП играет избирательную роль. Здесь проявляются особенности стимулирующего воздействия на различные категории и группы людей (включая половозрастные), на различные виды производства, его структуры, на крупный и мелкий бизнес, а также на производственную и экономическую инфраструктуру, организацию и содержание труда. Таким образом, также как и стимулирование в целом, научно-технический прогресс проявляет себя, свои стимулирующие возможности во всех фазах воспроизводства, а в производстве, воздействует на все его факторы. Стимулирование работников посредством НТП имеет ряд особенностей. Остановимся на наиболее важных из них, и, прежде всего, на трудовой деятельности самого работника.

Взаимосвязь смены поколений людей и поколений машин исследовал известный отечественный исследователь Э. Араб-Оглы. Он пришел к выводу, что смена поколений техники в прошлом происходила одновременно со сменой поколений непосредственных производителей – людей (на протяжении столетия сменяются три поколения людей, на протяжении тысячелетия – 30). «В непрерывный процесс обновления предметно-вещественного и субъективно-личностного компонентов производительных сил общества НТР внесла беспрецедентную инверсию: впервые в экономической истории человечества темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Теперь уже в интервале одного поколения людей на протяжении активной трудовой деятельности человека, возросшей почти до 40 лет, в передовых отраслях производства происходит смена нескольких поколений техники». Вместе с тем заметно ускорился процесс старения знаний: период, в течение которого знания, квалификация работника наполовину обесцениваются, составляет теперь от 5 – 7 лет, в наиболее быстро развивающихся научных направлениях и до 15 лет по некоторым прикладным знаниям и инженерно-техническим специальностям.

Отмеченные тенденции характеризуют взаимосвязанное развитие и обновление поколений работников и накопленных знаний. Вместе с тем приведенные количественные оценки нуждаются в уточнениях. Периодичность смены поколений меняется в разные эпохи: вряд ли стоит полагать ее неизменной в течение тысячелетия (хотя в прошлые эпохи и приступали к труду гораздо раньше, чем сейчас, но средняя продолжительность жизни была гораздо короче), да и частота обновления поколений машин не переменилась так скачкообразно как в XX веке. Однако правилен главный вывод — теперь на протяжении жизненного цикла одного поколения людей происходит смена нескольких поколений техники, и это выдвигает проблему периодического радикального обновления знаний каждого работника. Здесь проявляются стимулирующие возможности научно-технического прогресса. Он стимулирует, при прочих равных условиях, приобретение знаний работником, повышение квалификации. Но это далеко не простой вопрос. Все зависит от общественных, технических и технологических условий производства, экономической конъюнктуры и т. п. Таким образом, скачкообразное изменение НТП (с первой половины XX века по настоящее время) ведет к аналогичному изменению машин и техники. Речь идет о том, что смена поколения машин тоже происходит скачкообразно. Перемены носят революционный характер, особенно в последней четверти XX века. Следовательно, особенности НТР имеют универсальный характер, они охватывают все сферы, но процесс перехода к новым поколениям происходит во времени. Научно-технические циклы неразрывно связаны с изменением требований к уровню и характеру подготовки работников, их общим и профессиональным знаниям и навыкам, что ведет к переменам в системе образования. Когда происходит переход к новому поколению или направлению техники (например, к станкам с числовым программным управлением, робототехническим комплексам, биотехнологическим процессам), это вызывает необходимость в формировании новых профессий или изменении характера и подготовки людей. Здесь стимулирующий характер научно-технический прогресса проявляется в том, что он охватывает все общество, приводя к коренным, качественным изменениям в системе общей и профессиональной подготовки кадров, ее содержании, структуре, методах и технике обучения. Научно-технический прогресс приводит к появлению долгосрочных образовательных циклов.

Следующей важнейшей особенностью стимулирующего воздействия НТП является его влияние на воспроизводство трудовых ресурсов.

При сохранении режима воспроизводства населения и достигнутом уровне занятости его трудоспособной части, повышение динамики трудовых ресурсов становится практически невозможным. Определенную роль может сыграть более широкое привлечение к труду лиц пенсионного возраста; однако этот резерв весьма ограничен. Вместе с тем, действуют социально-экономические факторы, ведущие к снижению уровня занятости.

Во-первых, увеличивается продолжительность обучения с отрывом от производства. Во-вторых, с повышением уровня экономического развития, под стимулирующим воздействием научно-технического прогресса, появляются возможности улучшения условий воспитания и материального обеспечения детей.

Названные факторы в своей совокупности способны внести значительные изменения в динамику трудовых ресурсов, а при определенных условиях – привести к абсолютному снижению численности работников, занятых в народном хозяйстве. Конечно, недостаточные масштабы экономии труда могут замедлить осуществление таких сдвигов, но социальные и экономические потери будут в таком случае не меньше, чем результаты повышенной занятости населения.

Говоря об особенностях воспроизводства трудовых ресурсов, следует отметить их зависимость от изменений в отраслевой структуре занятых. Помимо других факторов, на эту структуру влияют различия в самом характере труда в разных отраслях, разные объективные возможности его автоматизации, а значит, повышения производительности труда.

Рассматривая структурные сдвиги в занятости с точки зрения стимулирующего воздействия научно- технического прогресса в целом, можно констатировать, что если снижение доли сельского хозяйства эквивалентно притоку в народное хозяйство дополнительной рабочей силы, то повышение доли производственной инфраструктуры и непроизводственной сферы делает процесс воспроизводства трудовых ресурсов внутренне более напряженным. Все это сказывается, в конечном счете, на замедлении роста трудовых ресурсов в главных индустриальных секторах экономики – в промышленности и строительстве. Те отрасли, которые обеспечивали свое развитие в значительной мере за счет увеличения затрат живого труда, теперь должны «потесниться» и перейти в этом отношении к режиму суженного воспроизводства.

В таких условиях реальной и единственной альтернативой дальнейшему увеличению численности занятых в базовых отраслях является их высвобождение, перераспределение и переобучение. И чем напряженнее будет складываться под воздействием демографических и экономических факторов общий баланс работников, тем мобильнее – физически и профессионально – должна становиться рабочая сила.

Следовательно, научно-технический прогресс как многоплановое явление, с точки зрения его стимулирующих возможностей, прямо связан с мобильностью населения.

О масштабах такой мобильности можно судить по следующим условным оценкам. Известно, что часть безработицы (так называемая структурная безработица) является объективным выражением требований

научно-технического прогресса и физической мобильности рабочей силы. Норма такой безработицы
эмпирически оценивается примерно в 4%, а ее продолжительность – до 15 недель, т. е. ежегодно должны менять место своей работы (из-за структурного фактора) примерно 15% занятых.

Что касается обновления знаний и опыта, то о его интенсивности можно судить по примерному удвоению объема знаний каждые 10 лет. При равномерном их нарастании это означает необходимость затрат на переобучение и переквалификацию не менее 5% стоимости специального образовательного потенциала.

Поэтому главным выражением интенсивного воспроизводства трудовых ресурсов в условиях научно-

технической революции должно стать повышение их мобильности. Структурная (физическая) мобильность, связанная со сменой места работы, а иногда и места жительства, создает необходимость не только формирования соответствующей системы высвобождения и перераспределения рабочей силы, о чем уже говорилось выше, но и образования резервов жилья и других элементов социальной инфраструктуры. Очевидно, что неизбежное увеличение масштабов движения рабочей силы должно ограничиваться (имеется в виду государственное регулирование); большая часть этого увеличения может происходить за счет сокращения неконтролируемой текучести кадров. Перераспределение рабочей силы значительно эффективнее ее стихийного движения, поскольку позволит уменьшить встречные потоки трудовых ресурсов и использовать временный перерыв в работе для переподготовки кадров, повышения их квалификации.

Масштабы профессиональной мобильности работников зависят от развития системы базового и дополнительного образования. Чем выше уровень базового образования, тем выше приспособляемость людей к меняющимся условиям производства, к новой технике. Поэтому главным фактором повышения профессиональной мобильности становится рост уровня общего образования.

Среди других причин мобильного поведения населения, кроме уровня образования и квалификации, выступают противоречия между уровнем развития индивида, его потребностями и условиями их удовлетворения. Все более преобладают не только внешние по отношению к мигранту факторы (например, нехватка рабочих мест), но и внутренние – стремление к реализации при помощи эмиграции потребностей в развитии личности. Данный вывод не противоречит мнению об определяющей роли трудовой детерминанты в миграциях; просто труд в данном случае рассматривается шире, чем просто источник заработка, в нем (в первую очередь под стимулирующим воздействием НТП) обнаруживается способ самореализации и самоутверждения личности.

Данные социологических обследований подтверждают, что в основе нынешней волны миграции населения в странах Западной Европы, на первое место выходят именно вышеназванные причины. Так, согласно социологическим опросам, каждый третий француз, среди множества причин выделил именно те, которые были связаны с гуманизацией производства. От 60 до 80% опрошенных в Голландии и Германии считают, что они будут иметь лучшие условия для воспитания детей, проведения свободного времени, получения образования и реализации профессиональных устремлений.

Таким образом, мобильность населения в современных условиях в большей степени связана с гуманистическими последствиями в производстве, вызванными научно-техническим прогрессом. В этой связи, необходимо заметить, что проблемы мобильности связаны также с половозрастными и психологическими характеристиками людей.

Как известно, производство представляет собой сложный процесс. В нем переплетены, т. е. одновременно сосуществуют сложный и простой труд, автоматизированный и рутинный труд, физический и умственный труд. Различные категории и группы людей выполняют все эти виды труда. И, в зависимости от субъекта, выполняющего тот или иной вид труда (как мы уже отмечали выше) научно-технический прогресс играет избирательную роль. Там, где преобладает рутинный труд, он, разумеется, окажет стимулирующее воздействие. Хотя, например, люди в предпенсионном или пенсионном возрасте могут с неохотой воспринять НТП. Это связано, во-первых, с тем, что сложились определенные навыки, во-вторых, работникам этой категории придется повысить свой образовательный уровень, квалификацию, что потребует от них определенных умственных, физических и материальных затрат. В-третьих, необходимо учитывать психологический фактор.

Вместе с тем для других групп людей, в особенности молодых и предприимчивых (независимо от возраста) научно-технический прогресс является важным источником их выгоды. Именно применение новейших технологий, новых методов организации производства и управления им (маркетинг и менеджмент) стимулирует данную группу людей постоянно к самосовершенствованию, накоплению знаний, и, следовательно, к изменению содержания и условий своего труда.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру