Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Зарождение предпринимательства

История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры пред­ставляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию полу­чать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей при­нимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко, будучи собственниками средств производства, предприниматели и сами трудились на своих фабриках или заводах.

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, органи­зуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. — голландская Ост-Индская компа­ния, в 1670 г. — Компания Гудзонова залива. В дальнейшем ак­ционерная форма хозяйствования проникала и в другие отрасли экономики.

В конце XVII в. возникли первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. — Банк Шотландии. В конце XVIII — начале XIX в. акцио­нерная форма организации банковского дела получила широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее су­ществовавших крупных семейных фирм начала распадаться на сот­ни, тысячи паев вкладчиков — владельцев акций. Все более расши­рялась пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких усло­виях мелким фирмам становилось все труднее выживать, им оказывались не под силу нововведения, зато широкое развитие по­лучали средние и крупные фирмы.

Все чаще звучит идея получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия: менеджер — руководитель, ор­ганизатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специали­зированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и со­средоточившийся на руководстве и организации производства.

В России предпринимательство зародилось еще в Киевской Ру­си, в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринима­телями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наи­большее развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689—1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развивается горная, оружейная, суконная, полотняная про­мышленность. Известнейшим представителем династии предпри­нимателей в промышленности в ту пору стала семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось суще­ствованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительство железных дорог, реорганизация тяже­лой промышленности, оживление акционерной деятельности. Раз­витию и переустройству промышленности способствовал иностран­ный капитал.

В 1890-е годы в России окончательно сложилась индустриаль­ная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательст­во было уже массовым явлением в России. Предприниматель фор­мировался как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства оставалось значительным.

В этот период создавался рынок рабочей силы, развивалась ак- ционерно-паевая форма предпринимательства, открывались част­ные акционерные банки: Коммерческий, Земельный и др. К началу XX в. в российской экономике две трети всей промышленной про­дукции производилось предприятиями коллективной формы собст­венности — акционерных, паевых, и лишь треть приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобель и др.

К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской — началась ликвидация рыночных экономических связей. Были на­ционализированы все крупные предприятия, экспроприированы сред­ства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика — нэп (1921 — 1926). Однако с конца 1920-х годов предпринимательство вновь было свернуто, и лишь в 1990-е годы началось его возрождение в России. В октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. — Закон РСФСР «О предприятиях и предпринима­тельской деятельности». С того момента, как частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.

Говоря о современном, третьем этапе в развитии предприни­мательства (с 1970-х годов прошлого столетия и до наших дней), А. О. Блинов и И. Н. Шапкин выделяют пять характерных тенденций.

  1. Рост платежеспособного спроса населения промышленно раз­витых стран, приведший к «индивидуализации» потребления, что в свою очередь ведет к сокращению массового и росту мелкосерий­ного производства. В этих условиях малое предприятие, должным образом оснащенное, становится не менее конкурентоспособным, чем крупное производство.
  2. Современные технологии, оказывающие серьезное воздействие на размер предприятия. Гибкие производственно-технологические системы, созданные на основе новейшей технологии, уже не предъ­являют жестких требований к размерам предприятия и численности занятых на нем работников. Вместе с тем относительное удешевле­ние современных средств производства существенно снижает инве­стиционный барьер для создания и начального этапа развития но­вого предприятия.
  3. Существенное изменение роли малого предпринимательства в инновационной сфере. Из субъекта, успешно осваивающего пере­довую технику, малый бизнес превратился в не менее успешного разработчика современных технологий и средств производства. Этому способствуют высокий уровень специализации производства, гибкие, неформализованные структуры управления, наличие твор­ческой атмосферы в коллективе единомышленников, отсутствие необходимости поддерживать выпуск устаревшей продукции. В ус­ловиях малого бизнеса весь цикл изобретение—освоение—готовый коммерческий продукт существенно сокращается по сравнению с циклом крупных компаний (в среднем — в 1,5—2 раза).
  4. Радикальное изменение государственного. подхода к малому бизнесу. Его развитие воспринимается как основа социальной и политической стабильности. Одной из основных причин упрочения положения малого и среднего бизнеса в последние десятилетия стала политика государства, направленная на его поддержку и развитие.
  5. Интернационализация и транснационализация малого и средне­го бизнеса. Крупный транснациональный капитал стал практико­вать вынос вспомогательных операций или завершающих стадий за рубеж, где имеется реальная возможность экономии на стоимо­сти рабочей силы, природоохранных издержках, транспортных рас­ходах и др.

Наблюдается рост сотрудничества крупного бизнеса с малыми и средними компаниями в рамках различного рода договорных отно­шений. Особенно это получило развитие в деятельности японских и немецких компаний, где непрерывно растет доля мелких поставщи­ков комплектующих деталей и изделий в стоимости готовой продук­ции крупных предприятий. Определенную роль сыграло и развитие системы франчайзинга, о чем подробно будет рассказано ниже.

За последние годы наблюдается последовательный рост удельного веса частных предприятий и организаций в общем их числе. Так, ес­ли на начало 1995 г. доля частных предприятий и организаций со­ставляла 62,5%, в 2000 г. — 74,6, то на 1 января 2004 г. их удельный вес в общем числе предприятий и организаций составил 78,1%.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру