Стратегия и Управление.ru
Dec 3

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Зачем Лукашенко нужен Китай?

О Китае в Белоруссии говорят много. Китай в Белоруссии часто хвалят. Больше говорят разве только о России, но гораздо меньше хвалят. Не удивительно. Россия на протяжении последних 17 лет активно помогала Белоруссии нефтью, газом, рублем и словом. Сегодня Москва требует от Минска более прагматических, рыночных отношений. Кредит доверия Кремля заметно потрепался практикой построения Таможенного союза и Союзного государства.

Белорусские власти надеются, что с Китаем их геополитический и экономический роман только начинается. В свое время Александр Лукашенко талантливо сыграл на постимперском, геополитическом комплексе вины Кремля. Сейчас он думает, что предлагает Китаю сделку, от которой сложно отказаться. Расчет делается на то, что Китай движим геополитическими амбициями, что ему снится мировое господство и статус первой супердержавы. Второе предположение заключается в том, что Китаю срочно нужна некая страновая платформа для экспансии в Европу, а если с нее можно еще зайти на рынок России, то ценность партнерства существенно возрастает. Третье предположение основано на том, что Китай накопил столько долларовых резервов, что в условиях неопределенной монетарной политики США он пытается снизить риски и вложить как можно больше кэша в проекты по всему миру. Так почему бы не в Белоруссию?

Белорусско-китайские торговые связи

Если понимать стратегию Китая по отношению к Беларуси как «медленно запрягает, но быстро поедет», то пока Поднебесная застряла на первой стадии. Доля китайских инвестиций в общем объеме прямых иностранных инвестиций не превышает 2%.

Что же касается торгового сотрудничества, то интенсификация разговоров о стратегическом партнерстве Минска и Пекина идет на фоне снижения доли Китая в белорусском экспорте. Так, в 2006 году на Китай приходилось 2% экспорта Белоруссии. Этот показатель снизился до рекордно низкого 0,8% в 2009 году, чтобы вырасти до 1,9% в 2010 году. За I полугодие 2011 года экспорт Белоруссии в Китай составил $251 млн, что на 5,8% меньше, чем за аналогичный период 2010 года. Доля Китая в товарном экспорте Белоруссии составила 1,4%. Так что ни о каком прорыве Белоруссии на китайский рынок речи быть не может. Белорусских товаров среди более чем триллионного импорта Китая почти не видно.

Динамика по китайскому импорту в Белоруссии несколько иная. За первое полугодие 2011 года импорт из Китая превысил $1 млрд, что в условиях валютного кризиса на 52% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее это всего 4,4% общего объема товарного импорта Беларуси. Если посмотреть динамику, то в 2006 году доля товарного импорта из Китая составляла 2,5% и постоянно росла вплоть до 2010 года, когда она достигла 4,8%. Снижение доли импорта в первом полугодии происходит при открытой 15-миллиардной (в USD) линии связанных кредитов, которая была предоставлена белорусским властям. Очевидно, что белорусское правительство и доминирующие в экономике госпредприятия не спешат воспользоваться китайской щедростью.

Если посмотреть на торговые отношения двух стран в более длительной перспективе, то заметно прослеживается тренд на увеличение импорта и достижение некоего предела в экспорте Белоруссии в Китай в рамках существующей экономической модели. В 1995 году импорт товаров в Белоруссию из Китая составлял всего $20,6 млн, или 1% от общего объема импорта. В 2000 году китайцы продали белорусам товаров уже на $49,4 млн (2% импорта Беларуси). В 2010 году мы купили в Китае товаров на $1,68 млрд, что  соответствует 4,8% белорусского товарного импорта. Получается, что за первую декаду XXI века китайцы увеличили стоимостной объем импорта в Белоруссию в 34 раза. Для сравнения: экспорт в Китай в 2010 году составил $474 млн, или 1,9% всего товарного экспорта страны. Из этой суммы более 70% приходится на калийные и азотные удобрения. В 1995 году экспорт в Китай составлял $31,1млн, в 2000 — $148,4 млн. Таким образом, в период с 2000-го по 2010 год наш экспорт вырос всего в 3,2 раза.

Белорусско-китайский бизнес: дела и обещания

Белорусскому правительству очень нужна валюта, чтобы обеспечить макроэкономическую стабильность и обеспечить выход на единый курс белорусского рубля. Нацбанк РБ хотел бы получить где-то $5 млрд, чтобы спать спокойно. Однако Китай такого рода поддержку не оказывает. Он заинтересован в чиновничьем бизнесе на рыночных условиях, без идеологической риторики о плацдарме для европейской и российской экспансии.

Белорусские власти понимают, что единственный способ диалога с Китаем — это вовлечение его в бизнес: «Авось, если мы их втянем, они будут более сговорчивыми по другим вопросам?» Они хотят сделать то, что не удавалось ни одной другой стране мира. Пока же коммерческие проекты Китая в Беларуси реализуются на кредиты китайского правительства. Все предельно прагматично, с минимизацией рисков и четким определением интересов чиновниками и бизнесменами обеих стран.

Экспортно-импортный банк Китая планирует финансировать строительство завода по производству кальцинированной соды в Мозырьском районе Гомельской области. Деньги в объеме около $800 млн пойдут китайской компании CNCEC. Сроки реализации проекта пока не установлены.

Белорусское правительство предоставило гарантии Госбанку развития Китая по кредиту на $189 млн. Он выдается на 15 лет с льготным периодом 5 лет под строительство Витебской ГЭС на реке Западная Двина. Проект реализуется под ключ Китайской национальной корпорацией по электрооборудованию (CNEEC). Контакт был подписал в декабре 2010 года. При оценочном сроке окупаемости проекта в 20 лет понятно, что о рисках здесь не думают ни белорусские, ни китайские чиновники.

Еще белорусское правительство предложило Китаю поучаствовать в строительстве угольной электростанции в Зельвенском районе Гродненской области. Этот проект собирался делать польский миллиардер Ян Кульчик, но что-то у него не сложилось.

Первым совместным реализованным проектом Китая в Белоруссии была реконструкция минской ТЭЦ-2 на $50 млн. Второй завершенный проект — ветроустановка мощностью 1,5 МВт от компании Heag Huayi Electric на кредиты на сумму $50 млн. Сегодня в энергосистеме Белоруссии реализуется 4 инвестиционных проекта с участием китайских поставщиков оборудования. Один из них — включение ПГУ-400 на Минской ТЭЦ-5. Этот проект на сумму $260 млн реализуется под ключ Китайской национальной корпорацией по зарубежному экономическому сотрудничеству. Деньги дает Государственный банк развития Китая.

Китайская машиностроительная инжиниринговая корпорация (СМЕС) работает над проектной документацией для строительства ПГУ-400 на Березовской и Лукомльской ГРЭС. Это крупнейшие электростанции Белоруссии. Еще Китайская национальная корпорация по электрооборудованию (CNEEC) в конце 2010 года подписала контракт на строительство Витебской ГЭС стоимостью $189 млн. Во всех этих случаях кредитование происходит на 10–15 лет с льготным периодом в течение первых 5 лет. Министерство энергетики Белоруссии рассчитывает на то, что китайская компания Gezhouba заинвестирует в строительство каскада из шести ГЭС более $500 млн. По оценке белорусского правительства, общий объем льготного финансирования из КНР составляет $1,25 млрд.

Вполне вероятно, что на дальнейшую модернизацию белорусской энергетики будет использована большая часть обещанного в сентябре 2011 года $1-миллиардного кредита. Эти деньги планируется потратить на совместные проекты, а размер безвозмездного гранта в придачу составил чуть больше $10 млн. Эти ресурсы наверняка будут учтены в стоимости машин, оборудования и рабочей силы. Если дойдет до конкретного дела, китайские кредитные деньги могут быть использованы для создания спутника связи, строительства целлюлозно-бумажного завода и пятизвездной гостиницы «Пекин» в Минске. Торжественное открытие ее строительства уже состоялось.

Очередным бенефициаром китайского правительства может быть китайская же компания Huawei Technologies. Она работает с Государственным комитетом по науке и технологиям Белоруссии и старается выкачать максимум полезного и ценного из белорусских «мозгов». Китайская компания Geely (владелец Volvo) ведет переговоры по поводу производства легковых автомобилей. С целью реализации проекта уже создано белорусское ООО «Китайские автомобили». Пока проект буксует, но, если будут льготные китайские кредиты, все может быть. Еще один китайский проект — новая технологическая линия на Кричевском цементном заводе. Сегодня происходит монтаж оборудования. Стоимость проекта — $73 млн. В небольшом районном городе Кричеве вскоре появится первый в стране Чайна-таун на 700 человек.

Притирка интересов и личных связей между белорусскими и китайскими чиновниками продолжается. Вряд ли в руководстве Китая созрел план китаизации Белоруссии. На деньги Поднебесной Белоруссия может обновить часть инфраструктуры, построить пару-тройку новых заводов и гостиниц, но проблемы структурных дисбалансов, неконкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках китайские товарищи за белорусов не решат.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру