Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Условия развития предпринимательства

Для формирования предпринимательства необходимы опреде­ленные условия: экономические, социальные, правовые и др.

Экономические условия — это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти по­купки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т. е. на их воз­можности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестирован­ный капитал, а также сумма заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели мо­гут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции: банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг; по­ставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профес­сиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и другие; средства связи и передачи информации.

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вку­сам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Сущест­венную роль в этом играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуу­ма к работе, что в свою очередь определяет его отношение к разме­ру заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От предпринимательской деятельности предприниматель дол­жен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и т. д.

Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобу­чение персонала, стажировка в развитых странах; организация под­готовки и переподготовки преподавательского персонала для обу­чения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию персонала предпринимательского сектора, и др.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет созда­ние необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и соз­дающих наиболее благоприятные условия для развития предпри­нимательства: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государст­венного бюрократизма; совершенствование налогового законода­тельства в направлении мотивации производственной предприни­мательской деятельности, развития совместной деятельности оте­чественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринима­тельства, усовершенствование методов учета и форм статистиче­ской отчетности. Важную роль играет также подготовка законода­тельных инициатив по вопросам правовых гарантий предпринима­тельской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Примером может служить складывающаяся в течение многих лет система законов, действующих в сфере предпринимательства в США. Некоторые из них приведены в табл. 1.1.

Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Ф. Котлер указывает три ос­новные причины, в силу которых появились те или иные законода­тельные акты.

1. Необходимость защитить фирмы друг от друга.

«Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрали­зовать ее».

Таблица 1.

Закон

Основные положения

Антитрестовский закон Шермана (1890)

Запрещение (а) «монополий или попыток монополи­зации», а также (б) «договоров, разного рода объе­динений и сговоров, направленных на ограничение торговли» между штатами или внешней торговли

Закон о доброка­чественности пищевых про­дуктов и меди­цинских препа­ратов (1906)

Запрещение производства, продажи или транспор­тировки фальсифицированных или неправильно маркированных продуктов или лекарств в рамках межштатовой торговли. В 1938 г. заменен Федераль­ным законом о пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах. В 1958 и 1962 гг. в него внесены ужесточающие поправки

Закон об учреж­дении Федераль­ной торговой комиссии (1914)

Учреждение Комиссии — специализированного ор­гана с широкими полномочиями по расследованию и пресечению действий, подпадающих под юрисдик­цию ст. 5, которая провозглашает, что недобросо­вестные методы конкуренции в торговле незаконны

Закон Клейтона (1914)

Дополнение к Закону Шермана, запрещающее от­дельные виды практической деятельности (опреде­ленные разновидности ценовой дискриминации, включение в соглашения пунктов, ограничивающих действия партнера, использование ограничительной практики сбыта, владение акциями других корпора­ций и установление совместных директоратов)

Закон Уилера Ли (1938)

Запрещение недобросовестных и обманных дейст­вий и приемов независимо от того, наносится ли при этом ущерб конкуренции; учреждение юрис­дикции Федеральной торговой комиссии над рек­ламой пищевых продуктов и медикаментов

Закон об отраже­нии истины на упаковке и в мар­кировке товаров (1966)

Введение правил на упаковку и маркировку потре­бительских товаров обязало производителей указы­вать имя изготовителя, точное количество и качест­во содержимого

Закон о безопас­ности потреби­тельских товаров (1972)

Учреждение комиссии по проблемам безопасности потребительских товаров и наделение ее правом введения стандартов безопасности на товары широ­кого потребления и санкций за несоблюдение этих стандартов

Закон о добросо­вестной практике взимания долгов (1978)

Объявление незаконным докучливого преследова­ния или жесткого обращения с людьми, распро­странения лживых заявлений или использования недобросовестных методов при сборе долгов

Это дало основание принять законы, предотвращающие прояв­ление «недобросовестной конкуренции».

2. Необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Поэтому законы направлены против тех фирм, которые, остаьшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение надписями на упа­ковке и уровнем цен.

3. Необходимость защиты высших интересов общества от разнуз­данности предпринимателей. Как осторожно замечает Ф. Котлер:

  • «предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни».

В условиях рыночных отношений в России «разнузданность» нередко проявляется в очень жестких формах. В предприниматель­ской сфере России система законов только упорядочивается.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру