Стратегия и Управление.ru
Oct 20

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Теоретические аспекты государственного регулирования функционирования учреждений среднего профессионального образования в современной России

Государство осуществляет все виды регулирования функционирования учреждений среднего профессионального образования — организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

Высшая форма регулятивной деятельности — это выработка и проведение образовательной политики в системе среднего профессионального образования, управление образовательной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения образовательной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для деятельности учреждений среднего профессионального образования.

Механизм реализации государственной образовательной политики — это система адекватны данной политике организационно-управленческих (менеджерских) кадров, структур и мероприятий по обнародованию пропаганде, нормативно-методическому и мотивационному обеспечению, мониторингу и контролю практического внедрения политических установок государства в системе образования, в том числе и среднего профессионального образования.

К организационным факторам государственного регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования относятся:

— государственная поддержка деятельности учреждений среднего профессионального образования, включенных в федеральные и региональные программы;

— содействие развитию учреждений среднего профессионального образования, кадровая поддержка образовательной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих образовательную деятельность в системе среднего профессионального образования;

— моральное стимулирование образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования (присвоение званий);

— информационная поддержка образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в системе среднего профессионального образования;

— содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в системе среднего профессионального образования, развитию международного сотрудничества в этой области и др.

К экономическим факторам государственного регулирования функционирования учреждений среднего профессионального образования в современной России, относятся:

— развитие рыночных отношений в образовательной сфере;

— проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих развитию учреждений среднего профессионального образования,

— создание выгодных налоговых условий для развития учреждений среднего профессионального образования,

— обеспечение эффективной занятости в образовательной сфере,

— расширение спроса на образовательные услуги, предоставляемые учреждениями среднего профессионального образования,

— предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским учреждениям среднего профессионального образования,

— содействие модернизации материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования,

— пресечение недобросовестной конкуренции в системе среднего профессионального образования и др.

К финансовым факторам государственного регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования можно отнести:

— проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование деятельности учреждений среднего профессионального образования,

— направление в систему среднего образования государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

— выделение прямых государственных инвестиций для реализации программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

— предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в деятельности учреждений среднего профессионального образования,

— снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования учреждений среднего профессионального образования.

К нормативно-правовым факторам государственного регулирования функционирования учреждений среднего профессионального образования в современной России относятся:

— установление правовых основ взаимоотношений субъектов системы среднего профессионального образования,

— гарантирование соблюдения прав и интересов субъектов образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Экономический механизм функционирования учреждений среднего профессионального образования состоит из следующих элементов:

1) Механизм бюджетного финансирования учреждений среднего профессионального образования, основывающийся на действующих законах об образовании, который основываться на:

— объеме средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов;

— установлении контрольных цифр бесплатного приема на уровне, соответствующем объемам финансирования из государственного бюджета;

— финансировании учреждений среднего профессионального образования по единым сметам доходов и расходов;

— финансировании учреждений среднего профессионального образования на основе бюджетных трансфертов, а не смет расходов;

— привлечении региональных бюджетов для финансирования региональных и межрегиональных программ развития учреждений среднего профессионального образования.

2) Механизм внебюджетного финансирования учреждений среднего профессионального образования, которые включает в себя:

— увеличение доли внебюджетных источников финансирования учреждений среднего профессионального образования до уровня, достаточного для их стабильного функционирования;

— создание централизованных фондов внебюджетных средств Министерства для финансирования программ, направленных на развитие учреждений среднего профессионального образования;

— составление единой финансовой сметы доходов и расходов по всем видам деятельности (учебной, научной, производственной т. д., в которой учитываются бюджетные ассигнования из федерального и региональных бюджетов, внебюджетные средства, а также устанавливаются направления их использования, независимо от источника средств. Указанная смета (плановая и отчетная) подлежит обязательному утверждению коллективным органом управления учреждений среднего профессионального образования;

— уточнение места и роли негосударственных учреждений среднего профессионального образования;

— исключительно внебюджетное финансирование по непрофильным для государственных учреждений среднего профессионального образования специальностям.

Основными источниками внебюджетных средств учреждений среднего профессионального образования являются: плата за обучение; арендная плата; поступления из внешнеэкономических источников; проценты и дивиденды по ценным бумагам; доходы от реализации товаров, работ и услуг; дары и пожертвования; прочие внебюджетные доходы.

Основными источниками централизованных внебюджетных средств Министерства могут быть: отчисления в централизованные фонды Министерства от внебюджетных средств учреждений среднего профессионального образования в соответствии с заключенными договорами; ресурсы залогового фонда Министерства, в том числе в денежной форме; кредитные ресурсы под гарантию Правительства; плата за дополнительные услуги Министерства, а также за лицензирование, аккредитацию, стандартизацию и аттестацию; доходы от капитализации временно свободных внебюджетных средств Министерства; арендная плата; поступления из внешнеэкономических источников; дары и пожертвования; доходы от совместных проектов (проценты по кредитам, платежи из прибыли и т. п.); отчисления от прибыли отраслевых пенсионного и страхового фондов; прочие внебюджетные доходы.

Механизм государственного управления федеральной собственностью на основе оформления права собственности учредителя на федеральное имущество и передачи его в оперативное управление учебными заведениями среднего профессионального образования на договорной основе.

Государственное регулирование и контроль со стороны Министерства за деятельностью учебных заведений среднего профессионального образования, который осуществляется посредством:

— финансирования учреждений среднего профессионального образования из федерального бюджета в пределах установленных Министерством контрольных цифр;

— управления федеральной собственностью;

— лицензирования, аккредитации и аттестации и стандартизации

— финансирования из централизованных фондов денежных средств Министерства;

— предоставления кредитов;

— гарантирования кредитов, предоставляемых учреждениям среднего профессионального образования коммерческими банками;

— установления и регулирования цен на услуги Министерства (платы за лицензирование, аккредитацию и стандартизацию и т. д.);

— привлечения учреждений среднего профессионального образования к реализации разработанных Министерством научно-исследовательских и иных программ и проектов, финансируемых из федерального бюджета, внебюджетных средств Министерства или внешнеэкономических источников;

— оказания консультационных и информационных услуг в экономической сфере деятельности учреждений среднего профессионального образования;

— предоставления финансовой помощи в укреплении экономики учреждений среднего профессионального образования, в том числе социального характера.

Нормативно-правовые основы управления средними профессиональными образовательными учреждениями представляют собой упорядоченную четырехуровневую систему законодательства об образовании:

— 1 уровень (международно-правовой), к которому относятся ратифицированные Россией международные документы в области образования;

— 2 уровень (федеральные законы), в частности, Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 24 октября 2007 г.);

— 3 уровень (законы субъектов РФ);

— 4 уровень (подзаконный), к которому относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

— 5 уровень (ведомственный), который образуют приказы Министерства образования и науки РФ;

— 6 уровень (локальный), который образуют уставы и другие нормативные акты образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Рассматривая финансовое регулирование деятельности учреждений среднего профессионального образования, отметим, что финансирование образования — важнейшая материальная гарантия реализации конституционного права на образование.

Расходы на среднее образование — весомая часть государственных расходов федерального бюджета. Если еще несколько лет назад на повестке дня в качестве первоочередной, одной из самых острых и животрепещущих проблем стояла проблема хронического недофинансирования, то сейчас акцент переносится на проблемы эффективности государственных расходов на среднее образование, обеспечения прозрачности механизма финансирования и осуществления аудита эффективности государственных расходов на образование. Новые задачи, стоящие перед системой среднего профессионального образования в части совершенствования механизма его финансирования, требуют их скорейшего осмысления, отражения в правовой доктрине, а также в действующем законодательстве Российской Федерации — как финансовом, так и образовательном.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.

Таким образом, рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования деятельности учреждений среднего профессионального образования, а именно особенности организационного, экономического, финансового и нормативно-правового регулирования в России. Для наиболее полного охвата исследуемой темы имеет смысл обратиться к изучению национальных систем среднего профессионального образования за рубежом.

Прежде чем отправиться на прогулку, советую посмотреть погоду в Смоленске на ближайшее время.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру