Стратегия и Управление.ru
Dec 6

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Совершенствование организационно-экономических механизмов управления развитием учреждения среднего профессионального образования

Основная идея совершенствования организационно-экономических механизмов управления развитием в сфере среднего профессионального образования (далее СПО) состоит в приведении их (механизмов) в соответствие с запросами и ресурсными возможностями современного общества, а также обеспечении связи системы СПО с экономической средой, имеющей рыночный характер. Однако при этом организационно-экономические механизмы управления развитием учреждения СПО не являются преимущественно рыночными.

Сформулируем основные направления совершенствования организационно-экономических механизмов управления развитием в сфере СПО:

— увеличение бюджетных ассигнований на СПО, обеспечение доступности бесплатного образования для всех слоев населения и предоставление социальных гарантий для учащихся и работников системы среднего профессионального образования;

— создание благоприятных условий для привлечения в систему СПО дополнительных внебюджетных ресурсов, в том числе при помощи налоговых льгот, а также льготных образовательных кредитов и страхования;

— усиление целенаправленности бюджетного финансирования системы СПО и формирование стимулов для повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств образовательными учреждениями, а также формирование материально-технической базы учебных заведений;

— стимулирование увеличения расходов на систему СПО в бюджетах субъектов Российской Федерации на основе целевых федеральных трансфертов.

Основным условием повышения эффективности системы управления СПО является формирование и реализация отраслевых и региональных программ развития среднего профессионального образования, что также способствует развитию взаимодействия между органами управления образованием федерального и регионального уровней в части среднего профессионального образования. Таким образом, все перечисленные направления касаются в основном совершенствования механизма государственной поддержки среднего профессионального образования.

Задача совершенствования организационно-экономических отношений в системе СПО требует научной проработки путей формирования современного механизма финансирования затрат и использования полученных средств. Первоочередной задачей в области совершенствования организационно-экономических отношений является улучшение финансирования системы СПО. Дополнительное бюджетное финансирование образования должно осуществляться, прежде всего, из региональных и местных бюджетов. Наряду с этим важным источником обеспечения расширения подготовки специалистов, поддержания и развития материально-технической и учебно-методической базы учебных заведений должно стать привлечение внебюджетных средств. Другим направлением улучшения ресурсного обеспечения образования является повышение эффективности использования средств: за счет внедрения новых образовательных технологий, совместного пользования ресурсами, в том числе информационными, несколькими учебными заведениями и т. д. Проблемы в области финансирования образовательных учреждений связаны также с организационными аспектами.

Кроме механизма государственного регулирования и развития СПО существует ряд других, направленных на решение вопросов управления в системе среднего профессионального образования. Так, в формировании организационно-экономического механизма управления образовательным учреждением СПО большую роль играет развитие автономии образовательных учреждений СПО, которая может быть укреплена, в частности, при помощи создания действенной системы гарантий против вмешательства учредителей в организационные или финансовые решения руководителей и в вопросы использования учредителями материальных фондов учреждений образования в каких-либо собственных интересах; Автономия представляет собой институциональную форму академической свободы, необходимую для осуществления задач среднего профессионального образования.

Структура управления учреждением СПО, методы и механизмы управления должны быть достаточно полными и универсальными.

Отсутствие многих должностей в типовом штатном расписании приводит к тому, что учебные заведения самостоятельно разрабатывают нормативные документы, обеспечивающие правовую основу деятельности новых структурных подразделений, что может привести к разночтению содержания управленческого процесса. Существующая система приводит к противоречивости, неоднозначности и отсутствию единообразия в руководстве образовательными учреждениями среднего профессионального образования, что требует в дальнейшем упорядочения нормативной базы по функционированию образовательных учреждений системы СПО.

Одновременное централизованное и индивидуальное регулирование отношений в образовательном учреждении СПО является важным правовым инструментом обеспечения свободы и самостоятельности в среднем профессиональном образовании, с одной стороны, и государственного контроля деятельности учреждений СПО — с другой. Однако по ряду аспектов (особенно в области финансирования, налогообложения) законодательство, касающееся образовательной сферы, имеет противоречивый характер, что затрудняет регулирование деятельности образовательных учреждений. Вызывает серьезную озабоченность отсутствие целостной правовой базы, регулирующей функционирование и развитие среднего профессионального образования, приводящее к значительному ухудшению условий образовательной и хозяйственной деятельности средних специальных учебных заведений.

Еще один из важнейших механизмов развития среднего профессионального образования — маркетинговая служба предоставляемых услуг.

Использование маркетинга в образовательном учреждении СПО сегодня актуально, так как оно способствует «завоеванию» потребителя (обучающихся и их родителей) посредством оказания дифференцированных образовательных услуг; росту профессионального мастерства педагогов, мотивированных на качество образовательного процесса; совершенствованию образовательной среды, обслуживаемой учреждением образования, наполняемой выявленными и «выращенными» потребностями заказчиков. Организация деятельности по предоставлению платных образовательных услуг населению, предприятиям, учреждениям и организациям в сфере СПО сопряжена с некоторыми трудностями, в числе которых можно назвать наличие невысокого платежеспособного спроса со стороны населения на данные услуги, падение престижа среднего профессионального образования в обществе и другие. Тем не менее, следует констатировать тот факт, что в настоящее время уже сложился рынок образовательных услуг, а значит, существует и конкурентная борьба за абитуриента между образовательными учреждениями среднего профессионального образования, что обуславливает значимость маркетинговых исследований, которые способны обеспечить, во-первых, связь между производителями и потребителями образовательных услуг; во-вторых, надежную диагностику происходящих процессов (например, изменение реального спроса на образовательные услуги, сложившуюся ситуацию в системе СПО, пробелы в подготовке специалистов данного уровня и др.).

Специфика услуг как продукта образовательных учреждений вызывает необходимость у их руководителей больше внимания уделять следующим вопросам:

  1. согласование спроса и предложения. Здесь выступают основным инструментом маркетинговые исследования.
  2. создание имиджа образовательного учреждения среднего профессионального образования.

Затрагивая такую задачу, как формирование имиджа образовательного учреждения СПО, имеет смысл говорить о таком рыночном инструменте как профессиональном менеджменте формирования имиджа образовательного учреждения, который состоит в создании системы формирования имиджа, обеспечивающею в первую очередь определение ответственных за его реализацию служб и во вторую — механизмов, способов и средств реализации составляющих имиджа.

На рис. 1 приведена примерная схема рекламного менеджмента образовательного учреждения среднего профессионального образования, посредством которого возможно решение задач формирования желаемого имиджа.

27958965890

Рис.1 Схема рекламного менеджмента в образовательной организации среднего профессионального образования

С целью определения основных путей совершенствования организационно-экономических механизмов управления развитием учреждения среднего профессионального образования и исходя из принципа первичности цели и вторичности средства, и с позиции менеджмента организации, преследующей коммерческие цели, а также структуры приоритетов образовательного учреждения СПО предложим следующую схему управления развитием учреждения среднего профессионального образования (см. рис. 2).

5690532578

Рис. 2 Схема управления развитием учреждения среднего профессионального образования

Исходя из трех логик (рынка, социальной политики и системы образования) можно говорить о трех важных результатах деятельности руководителя по управлению образовательным учреждением:

  1. с позиции рынка: с точки зрения руководства образовательного учреждения СПО главный результат его деятельности по управлению организацией, преследующей коммерческие цели, состоит в получении прибыли, дающей возможность организации занимать стабильные рыночные позиции и иметь оптимистичные перспективы экономического роста;
  2. с позиции социальной политики главный приоритет принадлежит повышению доступности среднего профессионального образования;
  3. с позиции системы СПО: повышение качества обучения.

Таким образом, автором уточнена система целей развития образовательного учреждения СПО, в том числе и с позиции рынка, а также определены механизмы для их достижения.

Для совершенствования организационно-экономических механизмов управления развитием учреждения СПО автору представляется необходимым разработать рекомендации институционального характера, формирующие действия по достижению поставленных целей. Так как результативность функционирования образовательного учреждения СПО во многом зависят от осознанности и четкости постановки целей применения каждого из рассмотренных механизмов развития.

В данном случае следует говорить о стратегии развития образовательного учреждения среднего профессионального образования. Под стратегией автор понимает искусство планирования руководства, основанного на правильных, далеко идущих прогнозах; она определяет направление развития образовательного учреждения.

Поскольку стратегия представляет собой, образно говоря, конструируемое будущее, естественно, что и сам контур будущего (хотя бы в виде его параметров), и механизмы его построения чаще всего не имеют линейного, однозначного, жесткого выражения, что определяет их эластичность либо вообще вариантность.

Сегодня идет становление новой модели ССУЗов, в основе которой лежит концепция предпринимательского образовательного учреждения, отличительная особенность которого — в его гибкости, активной, инновационной политике, сориентированной на упреждающие действия на рынке образовательных услуг.

На взгляд автора, совершенствование организационно-экономических механизмов управления развитием учреждения среднего профессионального образования возможно при обеспечении следующих условий:

— обеспечение академической автономии;

— наличие экономической самостоятельности образовательного учреждения как хозяйственного субъекта;

— соответствие спроса и предложения;

— процессная ориентация управления;

— четкое определение центров ответственности.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру