Стратегия и Управление.ru
Dec 8

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Социальная активность — рецепт успеха на российском рынке?

Заметим, что расцвет социально-ответственного бизнеса приходится на самое трудное для стра­ны время, поэтому сетования наших бизнесменов на кризис, ожидание лучших времен, когда можно будет помогать по-настоящему, на этом фоне вы­глядят неубедительно. Почувствовав угрозу своей безопасности, Америка объединила свои усилия правительства, бизнеса и некоммерческого сектора для социальной и экономической адаптации «угро­жаемого социального слоя»: людей с низким до­статком, бедных, безработных, национальных мень­шинств. Экономические последствия социальной активности американского бизнеса были огромны: рост производства, создание новых рабочих мест, трансформация самих корпораций в корпоративных граждан, активно влияющих на социальные про­цессы и получающих от этого свою выгоду. Иными словами — активная социальная позиция бизнеса предотвратила если не социальную революцию, то, по крайней мере, серьезный социальный взрыв.

Ситуация схожа с Российской. Репутация у наших предпринимателей неважная, само слово бизнесмен стало чуть ли не ругательством. Население ждет от бизнеса большей заботы о социальном окружении, но благотворительная деятельность корпораций не повышает доверия к ним. Некоммерческий сек­тор в России при весьма неблагоприятных условиях продолжает развиваться, беря на себя работу госу­дарства и не получая реальных налоговых льгот. Усиления социальной активности ждут от бизнеса правительство и население, общественное мнение и пресса. Бизнес в основной массе располагает до­статочными ресурсами для социальных программ, как внутренних, направленных на собственных со­трудников, так и внешних, ориентированных, на местные сообщества.

Выжидательная позиция бизнеса в социальных вопросах может дорого ему стоить. Американский опыт показывает, что инициатором социальной от­ветственности бизнеса первоначально был вовсе не бизнес, а федеральная власть.

В условиях растущей глобализации у компаний нет выбора — они должны заниматься такими «кос­венными» вопросами менеджмента, как здоровье и благополучие сотрудников, равноправия на рабо­чем месте, права человека, состояние окружающей среды, этика в отношениях с поставщиками и под­рядчиками.

Сегодня филантропия российского бизнеса ста­новится статусной. Компании занимаются ею уже потому, что так принято. Различные региональные и национальные конкурсы на «лучшего благотвори­теля», появление номинаций типа «за социальную ответственность в бизнесе» является дополнитель­ной мотивацией для компаний, подталкивающей их в сторону большей социальной активности.

Присутствие бизнеса в России позволит проде­монстрировать связь между экономическим и со­циальным благополучием, не отрицая важности прибыли для бизнеса. Для создания в нашей стране цивилизованного общества одной свободы, без по­нимания ответственности, недостаточно. Для биз­неса быть корпоративным гражданином означает соответствовать ожиданиям всех участников обще­ственного процесса — т. е. акционеров, сотрудников, клиентов и местного сообщества, в котором ведется производственная деятельность — для того, чтобы увеличить положительное влияние и уменьшить отрицательное влияние на социальную и физиче­скую среду. И это будет свидетельствовать о том, что капитализм может иметь «человеческое лицо».

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру