Проблемы становления государственной монополии

    Современное государство - четко определенная организация с законной и непрерывной монополией принуждения на определенной территории. Монополия принуждения дает государству способность подчинить другие организации и группы внутри этой территории по своим правилам и по своим законам. Однако создание и поддержание такой монополии требует значительных ресурсов. Государства могли получать их в основном путем захвата за пределами своих территорий, однако, в конечном итоге установление вековой традиции монополии принуждения требует стабильного запаса ресурсов внутри собственной юрисдикции. Это, в свою очередь, требует ограничить законность.

    Описывая такой процесс законности, профессор Фредерик Лейн, специализирующийся на истории экономики утверждает, что грабитель может стать начальником полиции, если он способен платить и поддерживать государственную монополию подавления на определенной территории. В шестнадцатом веке сельское хозяйство составляло приблизительно 80% всей экономической деятельности, тем самым, оно было фактически единственной отраслью, которая обеспечивала ресурсами все государства того времени. Однако характер сельского хозяйства ограничивал количество излишков, которое было бы доступно для извлечения, и даже если предположить, что излишки можно все-таки извлечь, то из-за недостаточных транспортных возможностей они с трудом концентрировались в руках государства. Таким образом, характер сельского хозяйства шестнадцатого века накладывает свои ограничения на развитие не только государства, но и внутреннего рынка.

    Из-за трудностей получения достаточного количества ресурсов из сельского хозяйства большинство государств выработали стратегию, известную под названием меркантилизм. По замыслу этой стратегии, которая ориентировалась на извлечение ресурсов из внешних источников, государства должны были создать приток благородного металла и покрывать тем самым недостаточность внутренних ресурсов. Фактически меркантилизм был лишь средством для достижения внутренних результатов: создание единого внутреннего правового пространства, укрепляющего господство центральной власти. Это единое пространство дало возможность государствам опираться не только на внешние ресурсы, но также использовать наиболее устойчивые внутренне ресурсы из запасов созданных самим государством. Соответственно, большие запасы подразумевают большую стабильность внутреннего управления и, таким образом, единого закона. Появилась внутренняя политическая и экономическая борьба за реализацию политики меркантилизма.

    С шестнадцатого и до девятнадцатого столетия сельское хозяйство составляло основу мировой экономики и внутренних экономик. Даже в 1929 году первичная продукция, в основном сельскохозяйственные товары, составляла три пятых от мировой торговли. Для большинства государств сельское хозяйство было основой ресурсного обеспечения. Государства прилагали массу усилий, чтобы извлечь ресурсы из сельского хозяйства. И это было достаточно трудно, так как государства сталкивались с одной общей проблемой, которой являлся транспорт. До появления механического транспорта, живой транспорт ограничивал сухопутное передвижение двадцатимильной зоной. Известный немецкий экономист Йохан фон Тюнен для доказательства этого предположения провел эксперимент. Он загрузил стандартный крестьянский фургон зерном, запряг его двумя лошадьми, посадил двух рабочих с фермы для управления фургоном и отправил их так далеко, насколько это позволяло питающие рабочих и лошадей зерно.

    Теоретически, данный фургон мог пройти приблизительно 230 миль по прямой дороге, прежде чем люди и лошади используют все зерно, которое являлось единственным их источником энергии. На практике, как показал эксперимент, реальное расстояние, которое они могли бы преодолеть таким транспортом составляло приблизительно 20 миль. Во-первых, необходимо было оставить зерно на обратный путь. Во-вторых, дорога не была на самом деле прямой и плоской, что увеличивало расход зерна, необходимое для поездки до города или рынка. В-третьих, при достижении рынка сбыта, необходимо иметь такое разумное количество зерна, чтобы продав его «игра стоила свеч».

    Двадцатимильная зона явилась ключевым фактором, который сдерживал развитие государства и внутреннего рынка. Этот фактор господствовал над сельскохозяйственным производством и торговлей вплоть до появления железной дороги. Все экономики вовлечены в то, чтобы перевести энергию в ресурсы (экономические и политические). Таким образом, фактически вся общественная, экономическая и политическая жизнь происходила в микроэкономике, ее центром был городской рынок и распространялась она в пределах 20 миль. Адам Смит связывал более глубокое разделение труда с большей производительностью и тем самым с ростом доходов. Так как вся экономическая жизнь происходила в относительно небольшой области и с относительно небольшим населением, то это означало, что разделение труда было очень низким, потому что специализацию могли позволить немногие, даже если у них и был соответствующий капитал. В такой микроэкономике имел место, так называемый «порочный цикл» ограничивающий экономический рост и доходы. Этот цикл заключался в следующем: низкий уровень разделения труда задерживал рост производительности труда, ограничивал экономический рост, а незначительный экономический рост удерживает на низком уровне разделение труда из-за нехватки материальных средств.

    Двадцатимильное ограничение в распространении товаров сохранялось и в девятнадцатом столетии. В 1835 году Франция производила 173 миллиона тонн товаров, из которых только около 13% потреблялось в 20 милях от места, где они производились.

    Но формирование любого общества не замыкалось на создании сельскохозяйственных общин, ограниченных 20-мильной зоной. Государства создавались на большем географическом или административном пространстве. Это было возможно благодаря двум исключительным факторам, которые сглаживали ограничения сухопутного обмена и давали возможность формировать большие общества и общественные группы внутри этих обществ, которые, в конечном итоге, боролись за управление государством. Эти два фактора в том, что имелись товары, обладающие более высокой стоимостью и низким весом, что облегчало их перевозку не большие расстояния и делало ее экономически целесообразной: 1) деньги, представляющие собой источник способный превращаться в любую энергию там, где она производится; 2) переработка продукции на месте и транспортировка уже полуфабриката.

    Таким образом, политика меркантилизма и решение транспортной проблемы способствовали становлению и развитию государственной монополии.

    © StrategPlann 2009