Агропромышленный комплекс (АПК) занимает в реальном секторе хозяйства особое место: сельскохозяйственное производство и переработка агросырья ориентированы на удовлетворение базовых потребностей населения – в продовольствии, в продукции легкой промышленности, фармацевтике, снабжении людей другими важными продуктами.
В настоящее время ситуация в экономике такова, что прежде всего и чаще всего думать приходится не столько о стратегических проблемах, не о «программе - максимум», а о «программе - минимум», чисто тактических задачах, о конкретных мерах по поддержанию агросектора «на плаву». По сравнению с прочими отраслями экономики агропромышленный сектор, прежде всего сельское хозяйство, имеет самые невыгодные стартовые возможности перехода к рыночным методам хозяйствования, приспособления к рыночной экономике и соответствующим ей хозяйственным отношениям.
В результате проводимой финансово-кредитной политики предприятия АПК испытывают острую потребность в собственных оборотных средствах, которые сегодня не покрывают даже стоимости минимальных запасов.
Острый недостаток собственных оборотных средств привел к таким негативным последствиям:
- использование чрезвычайно высокой доли получаемой прибыли для их формирования;
- рост взаимных неплатежей по договорам;
- сокращение налоговых поступлений;
- рост недоимки и задолженности бюджету.
По данным выборочных обследований хозяйств степень износа тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей приблизилась к 50%. Хозяйства практически лишены возможности обновлять морально устаревшую и физически изношенную технику.
После многократного повышения цен и повышения стоимости оборотных производственных фондов резко возросла потребность предприятий АПК в дополнительном капитале. Целесообразность крупных вложений обусловлена сезонностью сельскохозяйственного производства, необходимостью сезонных запасов на предприятиях.
Оставляет желать лучшего и кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, предусматривающая кредитную рестрикцию, т.е. уменьшение объемов централизованных кредитов с одновременным увеличением процентной ставки. Такая политика особенно болезненно отражается на финансовом состоянии сельскохозяйственных предприятий, с одной стороны, требующего кредитного финансирования в силу своей капиталоемкости, с другой стороны, невозможностью быстрого погашения кредитной задолженности из-за сезонности производства.
Кроме того, относительная распыленность финансового потенциала по большому числу банков, равно как и относительно небольшая его суммарная величина, мало способствует концентрации усилий по изменению положения АПК к лучшему. С АПК реально и устойчиво работает лишь сравнительно небольшое число банков, возможности которых далеко не безграничны. Как правило, банки обладают относительно небольшой массой свободных ресурсов, при этом срочность этих ресурсов не сопрягается с потребностями предприятий в долгосрочных вложениях. Государство с постоянным бюджетным дефицитом ( на федеральном и на региональном уровнях) тоже долгое время не было способно помочь агропромышленному сектору и только в последние годы начало заботиться о создании специальных фондов ( бюджетных и внебюджетных) для поддержки отечественного АПК. Инфляционный фактор тоже действует негативно: выделенные в начале года средства к концу года оказываются недостаточными, чтобы в полной мере обслужить намеченные ранее проекты.
Попытки государства самостоятельно кредитовать сельское хозяйство терпят неудачу: деньги либо просто не доходят до аграрного сектора, либо сосредоточиваются на счетах тех реципиентов, которые не предусматривались программой кредитования. Кроме того, уровень возврата аграрных кредитов бывает традиционно низким, а поставленная цель увеличить производство определенного продукта или закрыть финансовую брешь несостоятельного предприятия никогда не достигается.
Кризис 1998 г. усугубил далеко не гармоничные взаимоотношения финансового сектора и агропромышленной отрасли. Увеличились задолженность, объем просроченных кредитов, повысились риски, ослабли нити доверия аграрников к банковской системе. Еще более уменьшились кредитные и инвестиционные возможности банков. Под угрозой оказались некоторые конкретные проекты, особенно в области внедрения и развития новых форм хозяйственных взаимоотношений и ресурсосберегающих финансовых технологий (в частности, лизинг). Вместе с тем кризис в ряде случаев помог по-новому взглянуть на характер отношений агропромышленного и банковского секторов, более реалистично оценить их количественные и качественные параметры.
В основу реформирования аграрного сектора России положена структурная перестройка сельскохозяйственного производства, в частности, путем создания новых организационных форм хозяйствования - фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса. Однако развитие этих структур, повышение их эффективности сдерживается из-за ограниченного их доступа к финансовым ресурсам.
В условиях кризиса экономики, резкого сокращения государственной поддержки сельскохозяйственного производства и социального развития села в огромной степени возрастает роль мобилизации и использования собственных ресурсов самими мелкими сельхозтоваропроизводителями, сельским населением на основе взаимопомощи, тем самым на повестку дня выдвигается вопрос о воссоздании и всемерном развитии кредитной кооперации в сельскохозяйственном производстве.
Членами сельских кредитных кооперативов могут стать фермеры, другие сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, заготовительные, снабженческие и иные предприятия и организации, связанные с сельскохозяйственным производством, мелкие и другие предприниматели, а также отдельные граждане, участвующие своими денежными средствами в виде паевых взносов в формировании кредитных ресурсов.
Основное содержание деятельности сельских кредитных кооперативов видится в мобилизации сбережений членов кооператива, привлечении заемного капитала и использовании этих средств для выдачи кредитов, в первую очередь на производственные цели, а также для обеспечения расчетов, при этом не исключается возможность использования средств и на социальные нужды членов кооператива.
Кредитные кооперативы в сельских зонах могли бы быть более эффективным средством распределения государственных кредитов сельскохозяйственным заемщикам, учитывая их солидарную ответственность.
По нашему мнению, в настоящее время создание системы сельской кредитной кооперации должно стать одним из важнейших направлений аграрной политики государства.
В настоящее время попытка поддержать сельские кредитные кооперативы предпринимается Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР). По ее инициативе был создан Фонд развития сельской кредитной кооперации - некоммерческая организация, учрежденная для содействия становлению системы сельской кредитной кооперации в России как одного из важнейших направлений реформирования кредитного механизма агропромышленного комплекса. Фонд ведет активную работу по привлечению отечест- венных и зарубежных инвестиций на развитие сельской кредитной кооперации.
В условиях кризиса производства и неплатежей на российском рынке одним из средств выживания предприятий-производителей и сохранения рабочих мест стал экспорт. От него агропромышленный комплекс России получает ежегодно от 4 до 5 млрд. долл. США. Из сельскохозяйственной продукции наибольшим спросом при этом пользуются семена подсолнечника, ячмень, пшеница, шерсть.
Экспорт сельскохозяйственной продукции, за исключением некоторых ее видов, осуществляют в настоящее время по ценам выше внутренних. Посреднические коммерческие структуры, через которые проходит более 70% продовольственных товаров, закупая сельхозпродукты по дешевым внутренним ценам, реализуют ее за рубеж по высоким ценам, получая от этого значительные доходы и не стремясь инвестировать их в развитие АПК. Отечественные товаропроизводители теряют от таких сделок значительные денежные ресурсы. В связи с этим целесообразно передать функцию экспорта продукции кредитным кооперативам.
Среди мнений, высказываемых по поводу исправления положения в АПК, наиболее правильным, то есть наиболее прагматичным и соответствующим реалиям, можно считать трехсторонний подход к решению финансовых проблем АПК. При этом подходе равная роль принадлежит и государству, и финансовым институтам, и производителям продукции АПК. Главное в нем - объединение их усилий и ресурсов, а также оптимальные формы такого соединения. При этом государство обеспечивает формулирование и последовательное проведение структурной аграрной и агропромышленной политики, определение приоритетов и основных ее принципов, гарантированное выполнение соответствующих статей бюджета и целевых программ, стимулирует накопление соответствующих фондов как в рамках государственных структур, так в финансовых институтах и на предприятиях АПК.
Для эффективной организации производства сельскохозяйственной продукции государство должно предоставить товаропроизводителям гарантии в ее реализации по экономически обоснованным ценам, а также ввести квотирование сельскохозяйственной продукции, реализуемой на внутреннем рынке. В пределах квот в бюджете необходимо предусмотреть средства для закупки продукции сельского хозяйства.
Одной из форм государственной поддержки агропромышленного комплекса, как особой формы приобретения материально-технических средств, мог бы стать лизинг. Анализ показывает, что современный уровень развития лизинговых операций совершенно недостаточен (потребности хозяйств в технике удовлетворяются менее, чем на 10%). Особенностью финансового лизинга оборудования в условиях достаточно высоких темпов инфляции является то, что ни лизингодатель, ни лизингополучатель не заинтересованы в большой продолжительности срока лизинга, и поэтому срок лизинга составляет, как правило, от 6 до 18 месяцев.
Соответственно, собственную политику развития и расширенного воспроизводства, экономически обоснованные программы и инвестиционные проекты, равно как и планы развития и накопление соответствующих фондов, должны подготовить производители - предприятия АПК. Они должны заботиться и о создании собственных ресурсов финансирования. Особая роль в координации усилий и формировании фондов развития и финансирования принадлежит общенациональным и региональным ассоциациям предприятий АПК.
Финансовые структуры в рамках кредитно-финансовой политики, осуществляемой Центральным банком Российской Федерации и Минфином России (при участии Минсельхозпрода и других государственных ведомств, ответственных за структурную, прежде всего аграрную и продовольственную, политику), вырабатывают с учетом специфики отрасли собственные схемы и операционные модели, ориентированные на предоставление кредитно-финансовых услуг АПК. В ходе совместной работы на всех уровнях от федерального до индивидуального они содействуют выработке оптимальных форм и методов финансирования АПК, поиску источников финансирования, созданию условий для накопления необходимых средств и резервов, обеспечивают контроль за целевым использованием средств и рентабельностью отдельных проектов. Именно при таком трехстороннем подходе можно мобилизовать резервы при перераспределении средств, добиться укрепления инвестиционного потенциала АПК за счет государственных средств. Но, главное, с помощью продуманной общенациональной агропромышленной политики могут быть созданы благоприятные исходные предпосылки для финансирования комплекса за счет долгосрочных кредитов и инвестиций банков.
Для обеспечения устойчивого развития АПК необходим действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, проведении сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики.