Аномалии экономической среды, несомненно, тормозят развитие отечественного рынка услуг. Вполне очевидно, что при сохранении нынешнего состояния экономической среды заметные сдвиги в повышении национальной конкурентоспособности маловероятны.
Поэтому императивом для законодательной и исполнительной власти на ближайшую перспективу должны стать последовательные действия, направленные на формирование условий хозяйственной деятельности, благоприятствующих росту совокупного спроса и инвестиционной активности, на сохранение ресурсного потенциала. При этом необходимое условие формирования нормальной рыночной среды - обеспечение правоохранительными органами защиты собственности, исполнения хозяйственного законодательства и контрактных обязательств. Крайне важно повысить эффективность деятельности тех элементов государственного аппарата, в функции которых входит осуществление так называемого инфорсмента - принуждения к исполнению (за предыдущие годы, несмотря на регулярные заявления руководителей страны об усилении борьбы с коррупцией и криминалом, эти задачи решались неудовлетворительно).
Главная цель макроэкономической политики государства в 90-е годы - «финансовая стабилизация» - понималась исключительно как достижение сравнительно невысоких темпов инфляции и укрепление курса рубля. Вследствие этой политики подавляющее большинство российских хозяйствующих субъектов в частности и в сфере услуг испытывает трудности с оборотными средствами, имеет ограниченные возможности осуществлять расширенное воспроизводство и проводить модернизацию. Более половины функционирующих предприятий сферы услуг в последние годы стали убыточными, многие из них ушли в «теневую» экономику.
Автор считает, что процесс формирования конкурентной политики в сфере услуг предусматривает ориентацию на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей, комплексность решения задач демонополизации, изменение форм собственности и структурной перестройки экономики; дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых и местных особенностей; взаимосвязанность решения проблем развития конкуренции на государственном, отраслевом и региональном уровнях; координацию действий органов исполнительной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции в рамках рынка услуг; учет факторов интеграции экономики РФ в мировую систему хозяйства, открытости рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей; мониторинг процесса демонополизации и изменения структуры рынка услуг.
В целях формирования эффективного рынка услуг в предстоящем десятилетии следует действовать, исходя из необходимости совершенствования экономической среды и улучшения предпринимательского климата, создания благоприятных условий для модернизации и подъема отечественной экономики, ее более активного включения в систему мирохозяйственных связей, в частности, выровнять условия конкуренции посредством отмены различных льгот и привилегий, предоставленных ранее отдельным экономическим субъектам, реформировать естественные монополии, уменьшить налоговую нагрузку, сократить и унифицировать ставки импортного тарифа, снизить стоимость кредита, завершить реструктуризацию банковской системы. При условии осуществления намечаемых мер, можно рассчитывать на улучшение состояния параметров конкурентных преимуществ, в том числе на рост внутреннего спроса и активизацию инвестиционного процесса на рынке услуг.
Экономика сферы услуг в этом случае могла бы из стадии выживания перейти в стадию структурной перестройки, для которой было бы характерно развитие конкурентоспособных товаров и услуг. Однако многие отечественные и зарубежные эксперты сходятся на том, что деятельность современного Правительства РФ не дает оснований для оптимистических прогнозов. Наряду с этим следует отметить, что в условиях глобализации мировой экономики социально-экономическое развитие России может происходить в двух вариантах: в варианте, при котором экономическая политика будет ориентирована на повышение национальной конкурентоспособности, и в инерционном варианте, когда экономическая политика будет повторять ошибки и просчеты прежних лет. Последствия той и другой политики достаточно очевидны. При этом в будущем императивом для России становятся использование конкурентных преимуществ в сфере высоких технологий, а также рациональное включение в систему трансграничных перемещений капитала, что позволит изменить роль России в системе международного разделения труда и внешнеэкономическую специализацию, с помощью которой можно соответствовать уровню мирового развития.
При этом следует иметь ввиду, что в ряде отраслей и подотраслей сферы услуг, приватизация не смогла оказать влияние на развитие эффективной конкуренции в связи с нецелесообразностью конкуренции при реализации товаров и услуг в условиях естественной монополии; невозможностью и нецелесообразностью демонополизации в процессе приватизации посредством выделения структурных подразделений, являющихся элементами одного цикла и не способных конкурировать. Для развития конкурентной среды в этом случае необходимо предусмотреть возможности существования аналогичной продукции или инвестирования в создание и развитие новых предприятий сферы услуг или новых подразделений действующих приватизированных предприятий.
В последнее время влияние институциональных преобразований на развитие конкуренции приобретает новые черты. При этом для рыночно ориентированных предприятий сферы услуг все же характерно стремление к монополии, но развитая рыночная экономика обладает определенными встроенными механизмами, противодействующими подобным тенденциям. Напротив, переходный характер экономики РФ с достаточно тесными для нее связями директората предприятий с властными структурами нередко препятствует становлению и развитию конкуренции.
Необходимо отметить, что опыт приватизации показал, что ее влияние на формирование конкурентной среды эффективно в том случае, если она сочетается с процессами демонополизации. Одна из мер регулирующего воздействия государства на процесс развития конкуренции должна состоять в проведении проконкурентной государственной политики на предприятиях сферы услуг, где в государственной собственности находятся пакеты акций, позволяющие управлять созданными в результате приватизации акционерными обществами. При этом необходимо создание системы эффективного управления государственным пакетом акций.
Однако, в условиях жестко ограниченного спроса и кризиса сбыта многие предприятия сферы услуг, как полагает автор, будут вынуждены осуществлять ряд незаконных с правовой точки зрения действий, направленных на обеспечение устойчивого развития, следующего характера:
- - организация лоббирования собственных экономических интересов посредством получения от властных структур различных законодательно оформленных льгот и гарантий на получение дефицитных ресурсов;
- - участие в процедуре лицензирования с целью недопущения и оттеснения конкурирующих субъектов с рынка;
- - осуществление негласных «разделов рынков» между доминирующими предприятиями сферы услуг по территориальному принципу;
- - реализация мер протекционизма для защиты собственных интересов и недопущения на рынок иностранных конкурентов.
В соответствии с представлениями автора, именно с учетом таких возможных обстоятельств и должна формироваться конкурентная политика, а также методы работы, препятствующие использованию доминирующими хозяйствующими субъектами преимуществ в ущерб конкурентам. С другой стороны, например, региональные властные структуры не должны принимать нормативно-правовых актов, противоречащих государственной конкурентной политике, а о некоторых из них можно прочитать в женский интернет журнал.
Отметим, что в условиях трансформации экономики эффективное осуществление конкурентной государственной политики, решение задач демонополизации экономики, существенно зависит от государственной экономической политики. При этом экономическая и конкурентная политики тесно взаимосвязаны и необходимо также учитывать следующие общеэкономические задачи:
- - сохранение потенциала государства в целом и регионов;
- - восстановление дееспособности государства и управленческих структур всех уровней в сфере поддержки законности и правопорядка, пресечения коррупции;
- - возрождение на новой экономической основе традиционных связей со странами СНГ;
- - постепенное и продуманное интегрирование отечественной экономики в мировое хозяйство, не отказываясь от протекционистских мер для защиты интересов российских предпринимателей.