Проблема неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий и возможные пути ее решения

    Сегодня всем известно, в каком положении находятся сельскохозяйственные предприятия в стране, а в частности в нашем крае. Причин плохого состояния сельхозпроизводителей множество: огромный экономический дисбаланс, региональная неравномерность кризиса, проблема неплатежей, несоразмерное налоговое бремя.

    Но это - причины глобальные. Кроме них есть еще множество проблем внутреннего характера: отсутствие горючего в период уборки урожая, изношенность техники, зависимость сельского хозяйства от природных условий и много другое. На начальном этапе перехода к рыночной экономике причину плохой работы сельскохозяйственных предприятий искали в неправильной форме собственности. Сегодня в сельском хозяйстве работают предприятия различных форм собственности. Изменились и условия хозяйствования в нашей стране: идет процесс становления рыночной экономики, развивается предпринимательство, реформируются различные отрасли, в том числе и сельское хозяйство. Однако вопрос неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий по-прежнему стоит остро и людям проще пострить дачу своими руками из прошлого сельскохозяйственного предприятия, чем заниматься им.

    Как и всем хозяйствующим субъектам, предприятиям агропромышленного комплекса для нормального функционирования требуется оборотный капитал - собственный или заемный. Возникает вопрос, где его взять? Собственного оборотного капитала у большинства хозяйств нет. Они его утратили еще на начальном этапе рыночных реформ, когда при огромных темпах инфляции цены на продукцию сельского хозяйства оставались практически на прежнем уровне. Вследствие чего себестоимость сельскохозяйственной продукции была высока, а цена ее реализации не покрывала всех затрат. Кроме того, значительно снизились объемы производимой продукции, так как использование имеющейся у сельскохозяйственных предприятий техники и прочего имущества непродуктивно и нерентабельно вследствие практически полного износа основных фондов.

    Одним из возможных вариантов пополнения оборотных средств сельскохозяйственного предприятия мог бы стать кредит. Хотя здесь есть свои недостатки. Кредит - это дорогое удовольствие, т. е. за него надо платить. А если сельхозпроизводитель, в основном зависящий от погоды и других условий природного характера, не получит продукцию (например, град уничтожит все посевы, как это произошло в этом году в Буденновском районе), то за счет каких средств будет погашаться кредит и проценты по нему? А ведь еще необходимо покрыть ущерб и обеспечить процесс воспроизводства в будущем.

    Однако выход есть - это государственная поддержка предприятий аграрного комплекса. В нашей стране были разработаны специальные государственные программы кредитования сельского хозяйства. Они подразумевали специальные процентные ставки по выдаваемым кредитам, государственные гарантии сельскохозяйственным предприятиям-заемщикам, списание и реструктуризацию долгов, создание специализированных кредитных институтов для аграрного сектора. Но ожидаемого результата от проведения этих программ получено не было: вопрос платежеспособности сельскохозяйственных предприятий так и не решен, а кризис сельского хозяйства до сих пор остается одной и важных проблем российской экономики. Причина этого заключается не только в том, что проводимые государством программы недостаточно эффективны в условиях рыночной экономики. Такой подход не оказывает стимулирующего воздействия на производителя, который в сложившихся условиях работает по принципу «государство все равно поддержит». В то же время, большинство «дешевых» кредитов не доходило до потенциального заемщика, оседая на счетах бюджетов различных уровней.

    Поддержка государства, несомненно, необходима, но поддержка другого плана. Дотации и льготные кредиты следует распределять на конкурентной основе, выдавая их тем хозяйствам агропромышленного комплекса, которые действительно способны выжить в условиях рыночной экономики. Например, можно проводить конкурсы качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, используя в качестве основных критериев оценки установленные технические параметры выращиваемой производителем культуры, а так же показатели спроса и предложения данного вида продукции, сложившиеся на потребительском рынке. Именно победителям таких конкурсов следует давать льготные кредиты на расширение производства, на освоение новых секторов рынка сбыта. В то же время, государству следует производить жесткий контроль целевого использования полученных займов, что предотвратит оседание кредитов в карманах нечистоплотных руководителей или их перетекание в другие, более доходные отрасли экономики.

    Еще одним эффективным способом борьбы с неплатежеспособностью сельскохозяйственных предприятий может стать система льготного налогообложения. Как показывает сложившаяся практика, когда предприятие находится в сложном финансовом положении, его банковские счета, как правило, не действуют, так как государство требует первоочередного погашения задолженности перед бюджетом. А предприятия, пытаясь выйти из кризиса, используют наличные денежные средства, что затрудняет их расчеты и с поставщиками, и с покупателями, кроме того, зачастую большая часть этих денег не попадает в кассу предприятия, а обращается в чей-то незаконно полученный доход. В такой ситуации целесообразным было бы использование системы отсрочки платежей в бюджет, снижения налогового бремени. Это тоже один из способов поддержки сельского хозяйства государством.

    Таким образом, вопрос неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий все-таки может быть решен при условии применения комплекса эффективных мер, направленных как на поддержание агропромышленного комплекса в целом, так и его отдельных секторов и производственных единиц.

    Но все же только этими мерами проблему платежеспособности сельскохозяйственных предприятий не решить. Способы ее решения следует искать и внутри самого предприятия. Именно этот вопрос и будет темой нашего дальнейшего исследования.

    © StrategPlann 2009