Стратегия и Управление.ru
Dec 3

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Почему топливо в России будет только расти в цене?

Месяц назад, выступая на совещании «Об итогах деятельности топливо-энергетического комплекса России в 2010 году и задачах на 2011 год», премьер-министр России Владимир Путин резко высказал недовольство взлетевшими ценами на автомобильное и авиационное топливо. В результате российский премьер поддержал предложение главы Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Артемьева о принятии специального закона, регулирующего цены на топливо в зависимости от мировых цен на «черное золото», а основные российские нефтетрейдеры быстро снизили расценки на бензин и дизельное топливо в розничной торговле.

И хотя российский рынок нефтепродуктов весьма стабилен, цены на автомобильное топливо продолжают потихоньку расти – с начала года потребительские цены на бензин в среднем выросли на 2,2%. По всей России проходят акции протестов автомобилистов, требующих понижения цен на топливо как минимум на 30%. В стране-экспортере нефти, считают активисты протестующих, горючка не должна стоить свыше 20 рублей за литр.

Что предлагает ФАС?

Эксперты Академии Форекс и биржевой торговли Masterforex-V отмечают что, на прошлой неделе ФАС предоставила в Минэнергетики, Минэкономразвития и Федеральную службу по финансовым рынкам проекты разработанных ею законов «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ»:

• законопроекты предусматривают сразу три индекса рыночных цен на топливо – по сопоставимым с РФ зарубежным рынкам, по биржевым и внебиржевым ценам на нефть и основные нефтепродукты. ФАС отстаивает тезис, что фактор мировых цен не должен быть определяющим при формировании цен на внутреннем рынке;

• законопроекты предусматривают дальнейшее развитие торговли нефтепродуктами на биржах;

• предлагается отпускать около 15% нефтепродуктов на нужды ведомств и компаний с госучастием;

• усиливается ответственность товарно-сырьевых бирж за нарушение антимонопольного законодательства. Еще не закончился первый квартал 2011 года, а ФАС уже наложила штрафов за неоправданное повышение цен на нефтепродукты на общую сумму в 10 млрд. рублей;

• ФАС отказывается от введения государственного регулирования цен на автомобильное топливо, ссылаясь на аналогичный опыт с недавним введением госконтроля на авиатопливо: как только стали утверждать твердые тарифы, цены оказались выше, чем были до введения государственной регуляции. Все же цены, признаются аналитики ФАС, должны регулироваться рынком, а не указами.

Что будет с ценами нынешней весной?

Из года в год ФАС штрафует крупнейшие российские нефтяные компании за завышенные цены на топливо, но цены неуклонно ползут вверх:

сразу же после заявления В. Путина цены на автозаправках незначительно снизились и в марте продолжили понемногу падать. За минувшую неделю в среднем по России цены на высокооктановые бензины упали на 6–7 копеек за литр, однако в нескольких европейских регионах РФ цены выросли до 1%. Средняя цена 92-го бензина в России составила 23,43 руб./л, а 95-го – 25,38 руб./л;

• при этом на спотовом рынке апрельский бензин дорожает. 92-й бензин вырос в цене на 178 рублей за тонну (до 25.378 рублей), 95-й – на 73 руб./т (до 26.980 рублей). Пока что на автозаправках и в хранилищах есть запасы топлива по старой цене, но в свете роста цен на спотовом рынке уже в апреле стоить ожидать повышения и розничных цен. Самый дорогой 92-й бензин сейчас продается на российском Дальнем Востоке – 26.550 рублей за тонну, а в Южном федеральном округе больше всего просят за 95-й бензин – 28.600 руб./т;

• эксперты отмечают ограничение предложения на рынке нефтепродуктов в связи с остановкой нескольких нефтеперерабатывающих заводов – в Рязани, Самаре, Омске и др.;

• началось сезонное удорожание и спотовых партий летнего дизельного топлива. Пока что на автозаправках летнее ДТ дешевеет – за неделю цены в среднем по России снизились на 11 копеек за литр, но в опте с начала марта летнее ДТ уже подорожало на 129 руб./т (1,9%) во всех европейских регионах России;

• с 1 апреля с.г. в России повысятся экспортные пошлины на светлые нефтепродукты (с $ 244,6 до $ 283,9 за тонну), но при существующих ценах в Европе для нефтяных компаний экспорт остается более предпочтительным, чем внутренний рынок (порядка 700–800 рублей на каждой тонне).

По мнению аналитиков факультета детального изучения торговой системы Masterforex-V подорожание цен на бензин и дизельное топливо вызвано с ограничением предложения топлива на рынке. Остановка на ремонтные работы нескольких Российских Нефте Перерабатывающих Заводов, таких как, Рязанский НПК, ЯНОС, Самарский группа НПЗ и Омский НПЗ, а также выросший спрос на летнее дизельное топливо провоцирует подъем цен на спотовом рынке.

Также, по мнению экспертов, в условиях возобновившегося роста цен на нефть в мире и повышения акцизного сбора на нефтепродукты и внедрения пошлин может привести к еще большему увеличению розничных цен на бензин А-95 и дизельного топлива.

Что победит – государственный интерес или желание нефтяных и перерабатывающих компаний увеличить свои доходы? Ответ дал сам Владимир Путин: рост цен на топливо в первую очередь провоцируется все возрастающим спросом – вначале появляется небольшой дефицит, а потом, как бы в ответ на него, растут и цены.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру