Стратегия и Управление.ru
Dec 5

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Особые экономические зоны в РФ как институт развития национальной экономики: состояние и перспективы развития


Основу правового регулирования создания и функционирования особых экономических зон в Российской Федерации (далее — ОЭЗ) определил Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон № 116-ФЗ), регулиру­ющий базовые вопросы, связанные в том числе с правовым положением резидентов ОЭЗ, порядком заключения с ними, изменения и расторжения со­глашений о ведении соответствующего вида дея­тельности и осуществлении инвестиций, государ­ственным регулированием и государственным контролем на территории ОЭЗ.

Первоначально Закон № 116-ФЗ предусматри­вал создание особых экономических зон только двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Впоследствии, в июне 2006 г. и октябре 2007 г. в Закон № 116-ФЗ были внесе­ны дополнения с целью регламентации правового положения туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон.

Особым статусом наделены особые экономи­ческие зоны в Калининградской и Магаданской области, порядок функционирования которых определен отдельными федеральными законами. Указанные ОЭЗ остаются за рамками рассмотрения в настоящей статье.

К стратегическим целям ОЭЗ, определенным при их создании, можно отнести следующие:

- диверсификация экономики;

- развитие высокотехнологичных отраслей эко­номики и производство новых видов продукции;

- развитие обрабатывающих отраслей экономи­ки;

- развитие транспортной, энергетической, инже­нерной, инновационной и социальной инфраструк­туры.

Закон № 116-ФЗ обозначает особую экономи­ческую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятель­ности. Указанные «особенности» режима предпо­лагают следующие конкурентные преимущества ведения предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ лицами, зарегистрированными в качестве резидентов:

- льготный налоговый режим;

- таможенный режим свободной таможенной зоны;

- создание дружественной среды администри­рования (принцип «одного окна», один регулирую­щий орган — с 2009 года Министерство экономи­ческого развития Российской Федерации, до этого — Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами);

- создание инженерной, транспортной, инно­вационной и социальной инфраструктуры за счет бюджетных средств.

- гарантии защиты прав инвесторов (неприме­нение актов законодательства о налогах и сборах, ухудшающих положение резидентов ОЭЗ, в течение срока действия заключенного с ними соглашения, судебный порядок разрешения споров и т. д.).

По экспертным оценкам указанные факторы вле­кут снижение издержек резидентов ОЭЗ до 20%.

Так, предоставляемые резидентам ОЭЗ налого­вые преференции подразумевают:

- льготную ставку налога на прибыль, получен­ную от деятельности, осуществляемой на террито­рии ОЭЗ (16% вместо установленной для нерези­дентов ставки в 20%);

- освобождение от уплаты налога на имущество, используемое в целях ведения деятельности на тер­ритории ОЭЗ (ставка налога равна 0% в течение первых 5 лет с момента постановки на учет указан­ного имущества, в то время как нерезиденты обяза­ны уплачивать данный налог в размере до 2,2%);

- освобождение от уплаты налога на землю в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ (0% в течении первых 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок — вместо установленной для иных лиц ставки в размере до 1,5%).

Кроме того, проведение работ (оказание услуг) резидентами в портовой особой экономической зоне освобождается от обложения налогом на до­бавленную стоимость.

Таможенные преференции в рамках таможенного режима свободной таможенной зоны выражаются в:

- освобождении от уплаты НДС и таможенных по­шлин при ввозе на территорию ОЭЗ оборудования и комплектующих, произведенных за рубежом;

- возмещении НДС при ввозе на территорию ОЭЗ оборудования, комплектующих и материа­лов с остальной части таможенной территории Российской Федерации.

Кроме того, на территории ОЭЗ обеспечивается достаточно низкая стоимость аренды земли и при­обретения ее в собственность2009 году размер арендной платы на территории ОЭЗ составил от 4 до 250 тыс. руб. за гектар в год, цена приобретения земельных участков в собственность — от 9 тыс. до 5 млн. руб. за гектар), а также аренды офисов и поме­щений (от 800 до 1500 руб. за 1 кв. м. в год).

Решение о создании особой экономической зоны по общему правилу принимается Правительством Российской Федерации в форме постановления по результатам конкурсного отбора заявок на соз­дание особых экономических зон определенного типа. Однако согласно Федеральному закону от 25 декабря 2009 г. № 340-ФЗ до 1 января 2015 года в исключительных случаях допускается создание ОЭЗ на основании решения Правительства Российской Федерации без проведения конкурса по отбору зая­вок. Данная поправка дает неограниченные права Правительству Российской Федерации по созданию новой ОЭЗ без соблюдения всей принятой ранее конкурсной процедуры.

На текущий момент Правительством Российской Федерации принято решение о создании 16 ОЭЗ, от­носящихся к 4 типам, из них:

- промышленно-производственные ОЭЗ — соз­даны в декабре 2005 года в Липецкой области, Республике Татарстан;

- технико-внедренческие ОЭЗ — созданы в декабре 2005 года в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области (г. Дубна), Томске, их приоритетная цель — организация наукоемкого производства;

- туристско-рекреационные ОЭЗ — в республи­ках Алтай, Бурятия, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Иркутской и Калининградской областях (созданы в феврале 2007 года), а также в Приморском крае (о. Русский, о создании объявлено в марте 2010 года);

- портовые особые экономические зоны ОЭЗ — в Ульяновской области (на базе аэропорта г. Ульяновск) и Xабаровском крае (с целью разви­тия морского порта Советская Гавань), решение о их создании принято Правительством Российской Федерации в декабре 2009 года. Их цель — повыше­ние конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала.

Постепенно складывается специализация ОЭЗ одного типа по отраслям и направлениям деятельно­сти. Так, приоритетными направлениями развития промышленно-производственных ОЭЗ являются: в ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан) — автомоби­лестроение, химическая промышленность, строи­тельные материалы, нефтехимия; в ОЭЗ «Липецк» (Липецкая область) — бытовая техника и торговое оборудование, строительные материалы, химиче­ская промышленность, высокие технологии.

К приоритетным направлениям деятельности ОЭЗ технико-внедренческого типа относятся: в ОЭЗ «Дубна» (Московская область) — электроника и средства связи, нано- и биотехнологии, ядерная фи­зика, программирование и ИКТ технологии; в ОЭЗ «Зеленоград» (г. Москва) — микро и наноэлектрони- ка, оптоэлектроника, биоинформационные и био­сенсорные технологии и т. д.

Таким образом, Закон № 116-ФЗ заложил меха­низм создания в Российской Федерации ОЭЗ как эффективного инструмента государственного ре­гулирования экономики, позволяющего аккумули­ровать инвестиционные усилия государства и част­ного бизнеса в наиболее приоритетных отраслях. Существующие ОЭЗ необходимо рассматривать в четырех аспектах:

- в качестве основы роста промышленного про­изводства;

- как фактор инновационного развития эконо­мики, увеличения доли наукоемкой продукции;

- как способ раскрытия туристско- рекреационного потенциала отдельных регионов;

- как основу развития транспортной инфра­структуры.

Очевидно, что привлечение инвестиций в отрас­ли, в которых Законом № 116-ФЗ предусмотрено создание ОЭЗ, является важным фактором, способ­ным обеспечить отход от экспортно-сырьевой моде­ли развития экономики и повысить эффективность несырьевого сектора. Развитие сети ОЭЗ объектив­но необходимо для стимулирования инновацион­ного экономического развития и является неот­ъемлемым условием модернизации национальной экономики. Следует подчеркнуть, что в Концепции долгосрочного социально-экономического раз­вития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, ОЭЗ рассматриваются в числе важнейших институтов развития, нацеленных на решение кон­кретных системных проблем экономического роста.

Вместе с тем, следует определить основные про­блемы, с которыми сталкивается процесс развития ОЭЗ на территории Российской Федерации на совре­менном этапе.

В зонах не произошло, как ожидалось, массо­вого притока инвестиций. Одной из причин для этого стали последствия глобального финансово- экономического кризиса. Не случайно Федеральным законом от 25 декабря 2009 г. № 340-ФЗ в Закон № 116-ФЗ были внесены изменения, направленные на снижение требований к резидентам ОЭЗ, касаю­щиеся минимального размера инвестиций. Так, ре­зиденты промышленно-производственных ОЭЗ от­ныне обязаны осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной 3 млн. евро, из них

- не менее 1 млн. евро в течение года с даты заклю­чения соответствующего соглашения. Тем самым инвестиционный порог для получения статуса ре­зидента ОЭЗ данного типа был значительно снижен — ранее он составлял 10 млн. евро.

Аналогичным образом были снижены требова­ния к размеру инвестиций для резидентов порто­вых ОЭЗ — если ранее минимальный объем инвести­ций составлял 50 и 100 млн. евро соответственно (в зависимости от вида предполагаемой деятельности резидентов), то в соответствии с внесенными из­менениями они обязаны осуществить капитальные вложения в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта и 3 млн. евро — при реконструкции объектов инфраструкту­ры на их территории.

О трудностях, возникающих в процессе развития уже созданных ОЭЗ, свидетельствуют статистиче­ские данные. Количество компаний-резидентов во всех ОЭЗ, как видно из приведенной таблицы, по состоянию на июль 2009 года не превысило 200, из них только 25 являлись компаниями с иностран­ным капиталом.

Прежде всего, необходим серьезный анализ практики применения на протяжении последних лет Закона № 116-ФЗ с целью определения причин неэффективности в ряде случаев попыток привле­чения инвестиций в уже созданные ОЭЗ и уточне­ния на его основе (с последующим законодатель­ным закреплением) критериев, которым должна соответствовать та или иная ОЭЗ при ее создании. Проведение указанного анализа позволит опреде­лить целесообразность расширения системы пре­ференций, предоставляемых резидентам ОЭЗ в рамках установленного для них специального ре­жима, и, соответственно, подготовить необходи­мые поправки в Закон № 116-ФЗ. Особенно важ­ным это представляется с учетом предусмотренной в настоящее время законодательством возможности создания ОЭЗ на основании решения Правительства Российской Федерации на внеконкурсной основе.

Безусловно необходимым представляется даль­нейшее расширение сети ОЭЗ всех типов, преду­смотренных Законом № 116-ФЗ. Такое развитие должно производиться с учетом выявленных в результате проведенной оценки критериев, учи­тывающих особенности текущей экономической конъюнктуры. При этом очевидно, что особое внимание должно быть обращено на опыт ОЭЗ, на практике доказавших свою эффективность.

При этом резидентами был заявлен объем ин­вестиций в 212 млрд. руб., предусмотрено создание 42 тыс. рабочих мест, а общий объем производства должен составить 2,7 трлн. руб.

Однако в реальности к началу 2009 года количе­ство рабочих мест во всех ОЭЗ не превысило 6 тыс., объем инвестиций — 16,6 млрд. руб., объем производ­ства товаров, работ и услуг — 11,1 млрд. руб. Кроме того, по состоянию на 2009 год в ОЭЗ резидентами были заняты только 26% земель.

Таким образом, очевидно, что в настоящий мо­мент ОЭЗ, созданные в рамках Закона № 116-ФЗ, находятся на этапе становления. Безусловно, не стоит ожидать экономический эффект от созда­ния ОЭЗ в краткосрочной перспективе. Срок су­ществования ОЭЗ всех типов составляет 20 лет (за исключением портовых ОЭЗ, для ко­торых установлен срок в 49 лет), и с момента создания большинства ОЭЗ прошло не так много времени.

В этой связи возможными приоритетными на­правлениями развития ОЭЗ должны стать следующим уровнем развития существующих ОЭЗ промышленно- производственного типа, причем не только в регионах-донорах, но и в дотационных регионах (с возможным снижением для ОЭЗ на таких терри­ториях минимального размера инвестиций).

Важным направлением развития законодатель­ства об ОЭЗ в Российской Федерации, как представ­ляется, может стать установление возможности создания ОЭЗ новых типов. В частности, перспек­тивным направлением реализации потенциала про­изводственного и научно-технического сотрудниче­ства со странами СНГ, накопленного на протяжении советского периода, может стать создание транс­граничных особых экономических зон. В условиях глобализации мировой экономики это позволило бы также использовать возможности, вытекающие из взаимовыгодного сотрудничества в сфере эконо­мики с другими сопредельными государствами и, прежде всего, с Китайской Народной Республикой.

Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении в российском законодательстве об ОЭЗ возможности создания многопрофильных (многофункциональных) особых экономических зон. Китайский опыт свидетельствует, что гиб­кость государственного регулирования, позво­ляющая сочетать на одной территории свободные экономические зоны нескольких типов (целью которых является как рост промышленного про­изводства, так и обеспечение притока инвестиций в сферу наукоемких технологий, транспортной ин­фраструктуры и т. д.), является важным фактором диверсификации национальной экономики.

Представляется, что реализация указанных пред­ложений способна гарантировать инвестиционную привлекательность существующих и вновь созда­ваемых ОЭЗ и тем самым раскрыть модернизационный потенциал отечественной экономики, придав импульс ее поступательному росту.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру