Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Особенности государственной амортизационной политики в России

Деловая и инвестиционная активность субъектов хозяйствования является важнейшим условием экономического роста и развития экономики страны. Возможность развиваться в условиях ограничения ресурсов можно обеспечить посредством эффективной государственной политики, направленной на обеспечение благоприятных условий осуществления хозяйственной деятельности в целях развития при­оритетных направлений экономики. Инструментом государственного воздействия в странах с рыночной экономикой является финансовая политика в целом и в частности инвестиционная политика на всех уровнях государственной власти. Цель инвестиционной политики — создание благоприятного инвести­ционного климата. В целях реализации поставленной цели государство применяет прямые и косвенные методы регулирования инвестиционной деятельности. К косвенным формам воздействия относится раз­работка и реализация государственной амортизационной политики как составляющей общей инвести­ционной политики.

Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государ­ство, таким образом, регулирует темпы и характер воспроизводства и прежде всего скорость обновления основных фондов. Инвестиционная активность и динамика совокупного объема инвестиций в основной капитал во многом зависит от объемов различных источников финансирования инвестиционных про­грамм. При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

— своевременно и правильно должна осуществляться переоценка основных фондов осо­бенно в условиях инфляции;

— нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функцио­нального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физи­ческий износ;

— нормы амортизации должны быть достаточными не только для простого, но и способст­вовать расширенному воспроизводству;

— амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организаци­онно-правовых форм хозяйствования должны использоваться только исходя из их функ­ционального назначения;

— должна быть представлена всем предприятиям возможность ускоренной амортизации;

— амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ус­корению НТП;

— должно быть предоставлено больше прав коммерческим организациям в области, прово­димой ими амортизационной политики.

Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предпри­ятиям иметь достаточные инвестиционные средства не только для простого, но и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Амортизационные отчисления предприятий относятся к собственным источникам финансиро­вания. Возможность формирования и эффективного использования данного источника регулируется государством при помощи инструментов государственной амортизационной политики и регламентиру­ется нормативно-правовыми актами РФ.

Государственную амортизационную политику можно рассматривать как составляющую налого­вой политики государства. Так как амортизационные отчисления входят в структуру себестоимости и, таким образом, непосредственно влияют на формирование налогооблагаемой базы по налогу на при­быль, снижение и повышение норм амортизации позволяет субъектам хозяйствования оптимизировать налогообложение. Однако повышение норм амортизации приведет к снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Одной из проблем использования амортизационных отчислений в России — их недостаточный объем, связанный с преобладанием изношенного оборудования в общей массе основных фондов в це­лом по России (табл. 1).

По данным, представленным в табл. 1, можно сделать вывод, что в целом за период 2000–2006 го­да наблюдается рост физического объема основных фондов со средним темпом роста 1,5 процента в год по отношению к предыдущему году. Вместе с тем за аналогичный временной период, не смотря на рост физического объема степень износа основных фондов, имеет тенденцию роста в среднем на 2 процента в год. Сопоставление темпов роста физического объема основных фондов и степени их износа свиде­тельствует о том, что обновление фондов недостаточное и его темпы не обеспечивают необходимых объемов обновления в целях замены устаревшего оборудования.

Подобная динамика наблюдается и по показателям удельного веса полностью изношенных ма­шин и оборудования, среднего возраста машин и оборудования, ввода в действие основных фондов, ко­эффициента обновления и коэффициента ликвидации. С одой стороны, показатель ввода в действие в фактических ценах вырос в четыре раза, коэффициент обновления за пять лет вырос в два раза; с другой стороны, средний возраст машин увеличивался в 2003–2005 году и только в 2004 начал снижаться, а сни­жение коэффициента ликвидации говорит о том, что устаревшее оборудование по-прежнему использу­ется и не выводится из состава основных фондов предприятий и организаций.

Подобная тенденция наличия и состояния основных фондов подтверждает ограниченность амортизационного фонда как источника финансирования инвестиционной деятельности предприятий в настоящее время и вероятное снижение объемов данного источника в краткосрочной и среднесрочной перспективе в будущем.

В разрезе отраслей экономики России показатели степени износа оборудования имеют подоб­ные показатели. Исключение составляют отрасль сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйств, метал­лургического производства и производство готовых металлических изделий.

Таблица 1 Наличие и состояние основных фондов в РФ (2000–2006 гг.)

2000

2003

2004

2005

2006

Наличие основных фондов (по полной учетной стоимости; на начало года), млрд. руб.

16605

30329

32541

38366

43821

Индекс физического объема основных фондов (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году

100,5

101,3

101,6

101,9

102,3

Видовая структура основных фондов, в процентах от наличия основных фондов на начало года

здания

38,9

31,7

32,9

28,3

26,1

сооружения

35,6

42,1

41,5

46,2

46,9

машины и оборудования

17,3

17,6

19,6

19,7

20,4

транспортные средства

6,3

6,8

4,0

4,0

4,5

прочие

1,9

1,8

2,0

1,8

2,1

Степень износа основных фондов (на конец года), процентов

39,3

43,0

43,6

45,2

46,2

Удельный вес полностью изношенных машин и оборудования (на конец года), процентов

30,6

28,2

26,0

24,5

22,8

Средний возраст машин и оборудования, лет

15,7

20,7

20,0

19,3

14,4

Ввод в действие основных фондов (в фактически ценах), млрд. руб.

843

1816

1972

2944

3259

Коэффициент обновления (в сопоставимых ценах)

1,8

2,5

2,7

3,0

3,3

Коэффициент ликвидации (в сопоставимых ценах)

1,3

1,2

1,1

1,1

1,0

Источник: Госкомстат РФ.

Основным направлением использования амортизационного фонда предприятия является фи­нансирование его инвестиционных программ. Устаревание амортизируемых активов приводит к снижению доли амортизационных отчислений в общей структуре источников финансирования инвестиций. Выявленные выше тенденции обновления основных фондов свидетельствует о вероятном снижении 101 амортизации в общей структуре. В табл. 2 представлены данные об инвестициях в основной капитал по источникам финансирования за 2004–2007 года.

Доля собственных средств в целом (40–45%) и доля амортизации в их числе (17-22%) в источни­ках финансирования инвестиций в основной каптал с 2004 года постоянно снижается со средним темпом 2% в год. Нехватка собственных источников финансирования компенсируется привлеченными средст­вами (54–59%) в динамике которых, напротив, наблюдается постоянный рост: кредиты банков в среднем на 1,3% в год, бюджетные средства на 2,3%, заемные средства организаций на 1%, прочие на 0,5%.

В части источников финансирования финансовых вложений изменение доли амортизации в структуре собственных источников отдельно и совокупных источников неоднозначно. В 2005 году доля амортизации выросла в два раза по сравнению с 2004 годом, в 2006 году доля снизилась по отношению к показателю 2005 года также в два раза, в 2007 году вновь наблюдается повышение, но в 1,5 раза.

Таблица 2 Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, 2004–2007 гг.   (в фактически действовавших ценах)

2004

2005

2006

2007

В процентах к итогу

Инвестиции в основной капитал — всего, в том числе:

100

100

100

100

собственные средства, из них:

45,4

44,5

42,1

40,3

прибыль

19,2

20,3

19,9

19,3

амортизация

22,8

20,9

19,2

17,6

привлеченные средства, из них:

54,6

55,5

57,9

59,7

кредиты банков

7,9

8,1

9,5

10,4

в том числе кредиты иностранных банков

1,1

1,0

1,6

1,7

заемные средства других организаций

7,3

5,9

6,0

7,1

бюджетные средства, в том числе из:

17,8

20,4

20,2

21,5

федерального бюджета

5,3

7,0

7,0

8,3

бюджетов субъектов РФ

11,6

12,3

11,7

11,7

средства внебюджетных фондов

0,8

0,5

0,5

0,5

прочие

20,8

20,6

21,7

20,2

Источник: Госкомстат РФ.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что амортизационные фонды в России являются незначительным по объемам источником финансирования инвестиционной деятельности предприятий и организаций. Причиной таких низких показателей могут быть направление, положения и особенности государственной амортизационной политики. Совершенствование и пере­смотр проводимой политики позволит более эффективно использовать амортизационный фонд как ис­точник финансирования, что послужит предпосылкой для улучшения сложившейся ситуации с основ­ными фондами и нематериальными активами и соответственно создаст более благоприятные условия для инвесторов.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру