Особенности государственного регулирования цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы

    Цены в топливно-энергетическом комплексе складываются под влиянием большого количества факторов: издержек, баланса спроса и предложения, мер государства по регулированию деятельности энергетических  предприятий,  цен  мирового  рынка,  инвестиционной  политики  и  др.  По  мере  развития рыночных отношений круг регулируемых государством цен сужается и увеличивается роль свободных цен. Цены во все большей степени формируются в результате конкуренции как между отдельными энергоносителями, так и между отдельными топливодобывающими и энергопроизводящими предприятиями.

    Проведенный нами научный анализ проблем ценообразования в отдельных сферах ТЭК позволил сделать некоторые обобщения. Общей характеристикой для ТЭК является преимущественное регулирование со стороны государства ценообразования на ТЭР. Так, в газовой промышленности 95% добычи и сбыта российского природного газа, осуществляемых РАО «Газпром», производится по ценам, регулируемым государством. Особенностью нефтяной отрасли является региональный монополизм, и проблемы государственного регулирования находятся в монопольном ведении регионов, владеющих и распоряжающихся своей системой нефтепродуктообеспечения. В электроэнергетической отрасли установление тарифов на электроэнергию является функцией отраслевых государственных органов. Монополизм в ценообразовании распространяется также и на транспортировку топливно-энергетических ресурсов, что связано со сложившейся структурой управления в отраслях ТЭК.

    В области государственного регулирования топливно-энергетического комплекса в региональном аспекте значительную роль играют региональные энергетические комиссии. Большая часть тарифов на энергоносители устанавливается ФЭК, кроме тарифа на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям   энергоснабжающими   организациями.   И   в   качестве   рекомендаций   для   рассмотрения   и последующего   утверждения   региональными   энергетическими   комиссиями   устанавливаются   тарифы   на тепловую энергию и мощность, отпускаемую на потребительский рынок субъектами оптового рынка.

    В функции региональных энергетических комиссий входит установление тарифов на электрическую энергию,  электрическую  мощность  и  тепловую  энергию, тепловую  мощность,  отпускаемую  потребителям региона  электро-  и  теплоснабжающими  организациями,  а  также  размер  платы  за  услуги,  оказываемые энергоснабжающими организациями на потребительском рынке.

    В соответствии с Типовым положением о региональной энергетической комиссии субъекта РФ, ее основными задачами являются:

    1) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых  тарифы  устанавливаются  органами  местного  самоуправления)  потребителям,  расположенным  на территории  субъекта  Российской  Федерации  (за  исключением  потребителей,  выведенных в  установленном порядке на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности);

    2) достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно- энергетических ресурсов, обеспечивающего доступность для потребителей продукции (услуг), реализуемой субъектами регулирования;3)  формирование  с  участием  территориальных  органов  федерального  антимонопольного органа конкурентной  среды  на  потребительском  рынке  электрической  энергии  (мощности)  субъекта  РоссийскойФедерации для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;

    4) недопущение установления для потребителей или категорий потребителей льготных тарифов на электрическую  и  тепловую  энергию,  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации,  за  счетповышения тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей;

    5) обеспечение организациям независимо от организационно-правовой формы равного доступа на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности);

    6) создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий. Действующая в настоящее время система ценообразования на электрическую и тепловую энергию предполагает  совершенно  правомерную  и  обоснованную  схему  движения  информации  снизу  вверх,  когда энергоснабжающая   организация,   производитель   энергии   или   организация,   оказывающая   услуги   на потребительском рынке,  представляет РЭК  предложения, включающие в себя:

    1) экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах;

    2) определение видов и объемов продукции или услуг в натуральном выражении, предоставляемых на потребительский рынок;

    3) распределение общей потребности в финансовых средствах между видами продукции;

    4) расчет среднего тарифа на электрическую и тепловую энергию по энергоснабжающей организации и тарифов по категориям потребителей.

    Существующая система ценообразования должна совершенствоваться в направлении расширения оптовой торговли электроэнергией на конкурсной основе. В этом случае цена на энергию будет все больше формироваться под влиянием законов спроса и предложения, основываться на конкурентном отборе заявок на покупку и продажу электрической энергии. Необходимо при этом постепенно по мере развития рыночных отношений в электроэнергетике формировать так называемый спотовый рынок – рынок наличного товара, поскольку именно в условиях  спотового рынка возможно свободное рыночное ценообразование на основе конкуренции, законов спроса и предложения. Функционирование такого рынка должно контролироваться государством в лице ФЭК, например, чтобы регулировать конкурсные цены на энергию.

    Хотя затратный принцип формирования тарифов является вынужденным в период перехода от вертикально управляемой экономики к рыночным отношениям, он содержит и некоторые положительные качества, позволяющие потребителям энергии легче адаптироваться к новым условиям. Пока не созданы условия для полноценной конкуренции между производителями электроэнергии и сохраняется пониженная потребность  в  электроэнергии  для  промышленности,  действующие  тарифы  позволяют  сохранить существующие установленные мощности электростанций, которые, возможно, потребуются при ожидаемом росте промышленного производства.

    В настоящее время вопрос формирования тарифов на электроэнергию встречает ряд трудностей, обусловленных тем, что население не готово оплачивать электроэнергию по полным тарифам. Кроме того, необходимо  создать  возможность  и  гарантию  работы  тех  энергоемких  предприятий,  которые  исторически сложились в российских регионах и ориентированы на дешевую электроэнергию.

    Аналогично ценообразованию в электроэнергетике цены на газ призваны обеспечивать самофинансирование РАО «Газпром» посредством возмещения обоснованных затрат при разных уровнях надежности газоснабжения, включая покрытие текущих издержек и обеспечение необходимой прибыли. Цены должны обладать определенной гибкостью при предоставлении потребителям права выбора условий газоснабжения. Цена должна быть равновесной, то есть учитывать спрос и предложение на рынке, не допускать дефицит или избыток газа.

    Неразделенность в рамках РАО «Газпром» монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности и обусловленное этим отсутствие ясности в порядке формирования структуры затрат по видам деятельности   не   позволяют   установить   необходимый   контроль   за   издержками   предприятий   РАО   в монопольных видах деятельности. До последнего времени использовался упрощенный режим государственного регулирования цены на газ. РАО «Газпром» было предоставлено право изменения оптовой цены на газ в соответствии с индексом роста цен на промышленную продукцию. Финансовое положение и уровень издержек

    «Газпрома» при этом не учитывались. В перспективе цены на газ должны создавать благоприятные условия для подъема экономики, быть социально приемлемыми для населения и обеспечивать эффективное функционирование газовой отрасли.

    Специфика ценообразования в нефтяной отрасли связана, во-первых, с ведущей ролью этого товара в российском экспорте. Нефть традиционно остается приоритетной статьей экспорта. Цены на топливо, несмотря на их либерализацию, формируются под воздействием механизмов, далеких от реальных рыночных принципов. Показательно, что биржевая торговля охватывает около 1% топлива, производимого в России, а ее цены не влияют на цены внебиржевого рынка.

    Формирование цен на нефтепродукты происходит следующим образом: отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов увеличиваются компаниями-перепродавцами на размер снабженческо- сбытовой наценки, а затем на размер торговой наценки при реализации продуктов в розницу.

    На уровень и динамику цен на нефтепродукты влияют монополизм в нефтяном секторе, налогообложение, динамика мировых цен на нефть. Вертикально интегрированные компании ориентированы на мировые рынки нефти и существующую там систему цен. При благоприятной мировой конъюнктуре импорт российской нефти увеличивается, что приводит к дефициту сырья на внутреннем рынке, росту отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов. Вследствие этого на внутреннем рынке возрастают цены на нефтепродукты и возникает ситуация дефицита углеводородов. Фактический монополизм на рынке нефти порождает ценовую дискриминацию третьего типа, которая проявляется в том, что монополии, продукция которых оказалась высококонкурентной на мировом рынке, стремятся не только довести цены на внутреннем рынке до мировых, но и повысить их по сравнению с мировыми тем более, чем ниже эластичность остаточного спроса на товар на внутреннем рынке.

    Поскольку спрос на нефтепродукты на региональных рынках неэластичен по цене, а в последние годы увеличивается из-за роста промышленного производства, то вертикально интегрированные нефтяные компании резко  повышают цены на свою продукцию. Таким образом, необходимо ограничение со стороны государства темпов роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

    В настоящее время  созданная в  результате институциональных  преобразований  нефтяного сектора России монополия торговли нефтепродуктами пока остается вне действия существующего в стране антимонопольного законодательства. Конечно, нарастание экспорта нефти приносит существенные доходы федеральному бюджету в виде таможенных платежей, однако в области регулирования нефтяного рынка перед государством встает вопрос, что предпочтительней: стимулирование развития отдельных отраслей и регионов путем вливаний из государственного бюджета, или  стимулирование внутреннего рынка и уровня доходов населения путем ограничения цен на продукцию нефтегазового комплекса.

    Уровень цен на энергоносители находится также под влиянием налогового бремени на организации ТЭК. Так, доля акциза в розничной цене автомобильного бензина А-76 составляет 17,1%, А-92 – 22%; доля акциза с НДС в цене бензина колеблется от 32 до 37%. Кроме этих налогов, в цене бензина перекладывается на покупателя налог на добычу полезных ископаемых, и др. налоговые платежи, относящиеся к себестоимости продукции. Платежи НДПИ «привязаны» к мировым ценам на нефть, в связи с чем  рост мировых цен на нефть сопровождается увеличением цен на топливо и электроэнергию на внутреннем рынке. К тому же, по мнению экспертов, НДПИ не стимулирует разработку новых месторождений и соблюдение технологических норм добычи. В результате резко упали разведанные запасы сырья. Поэтому необходимо комплексное изменение действующего механизма расчета НДПИ, введение поправочных коэффициентов, учитывающих индивидуальные особенности месторождений, возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок, что будет способствовать сдерживанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

    Недостатки в ценообразовании на нефтепродукты выражаются в том, что внутренние оптовые цены мало связаны с качеством нефтепродуктов. Это приводит к обесцениванию потребительских качеств, к снижению показателей экономичности, технологичности и экологичности нефтепродуктов, а без этого прогресс в отрасли невозможен. На большинстве нефтеперерабатывающих заводов оптовые цены изменяются всего на 0,2-0,6% на каждые 0,5% содержания серы в топочном мазуте. Цена неэтилированного бензина в среднем превышает цену этилированного на 5%. Однако на ряде НПЗ это различие значительно меньше или вообще отсутствует. Практически не дифференцированы цены зимнего и летнего дизельного топлива. В то же время в поставках топлива на экспорт строго устанавливается зависимость его цены от качественных характеристик.

    Уменьшение добавленной стоимости в отрасли с эластичным спросом из-за опережающего роста цен на энергоносители по сравнению с ценами производителей конечной продукции означает снижение прибыли и заработной платы работников, налоговых поступлений в бюджеты. Сокращаются инвестиции и объем производства в отрасли.

    Если продукция отрасли неэластична по цене, то рост цен на энергоносители в конечном счете переносится полностью в цену конечной продукции и таким образом перекладывается на потребителей.

    Таким образом, для обеспечения устойчивого развития и экономической безопасности региона необходимо ограничивать темпы роста цен на энергоресурсы на уровне индекса инфляции.

    Следует подчеркнуть: в отраслях ТЭК особую актуальность имеет грамотное, продуманное сочетание государственного регулирования цен с постепенным, взвешенным, обоснованным формированием и развитием рыночных отношений и соответствующих равновесных и конкурентных цен.

    Функции государственного регулирования топливно-энергетического комплекса должны выполняться по следующим направлениям:

    - установление соотношений внутренних цен на энергоносители в соответствии с мировыми пропорциями;

    - совершенствование системы налогообложения за счет минимально возможного отказа от налогов, не связанных с уровнем фактической эффективности производства. Высокая налоговая нагрузка на продукции монопольно организованных отраслей приводит к росту цен на топливно-энергетические ресурсы и тяжесть налогообложения в основном перекладывается на потребителей энергии;

    - развитие системы регионального регулирования цен конечного потребления для монопольных рынков энергоресурсов, перевод на региональный уровень решения вопросов дифференциации цен по категориям потребителей, а также выбора форм финансирования экономической поддержки отдельных категорий потребителей энергоресурсов.

    А на портале www.okindiansbc.org вы можете скачать windows 7 manager ключ.

    © StrategPlann 2009