Цены в топливно-энергетическом комплексе складываются под влиянием большого количества факторов: издержек, баланса спроса и предложения, мер государства по регулированию деятельности энергетических предприятий, цен мирового рынка, инвестиционной политики и др. По мере развития рыночных отношений круг регулируемых государством цен сужается и увеличивается роль свободных цен. Цены во все большей степени формируются в результате конкуренции как между отдельными энергоносителями, так и между отдельными топливодобывающими и энергопроизводящими предприятиями.
Проведенный нами научный анализ проблем ценообразования в отдельных сферах ТЭК позволил сделать некоторые обобщения. Общей характеристикой для ТЭК является преимущественное регулирование со стороны государства ценообразования на ТЭР. Так, в газовой промышленности 95% добычи и сбыта российского природного газа, осуществляемых РАО «Газпром», производится по ценам, регулируемым государством. Особенностью нефтяной отрасли является региональный монополизм, и проблемы государственного регулирования находятся в монопольном ведении регионов, владеющих и распоряжающихся своей системой нефтепродуктообеспечения. В электроэнергетической отрасли установление тарифов на электроэнергию является функцией отраслевых государственных органов. Монополизм в ценообразовании распространяется также и на транспортировку топливно-энергетических ресурсов, что связано со сложившейся структурой управления в отраслях ТЭК.
В области государственного регулирования топливно-энергетического комплекса в региональном аспекте значительную роль играют региональные энергетические комиссии. Большая часть тарифов на энергоносители устанавливается ФЭК, кроме тарифа на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям энергоснабжающими организациями. И в качестве рекомендаций для рассмотрения и последующего утверждения региональными энергетическими комиссиями устанавливаются тарифы на тепловую энергию и мощность, отпускаемую на потребительский рынок субъектами оптового рынка.
В функции региональных энергетических комиссий входит установление тарифов на электрическую энергию, электрическую мощность и тепловую энергию, тепловую мощность, отпускаемую потребителям региона электро- и теплоснабжающими организациями, а также размер платы за услуги, оказываемые энергоснабжающими организациями на потребительском рынке.
В соответствии с Типовым положением о региональной энергетической комиссии субъекта РФ, ее основными задачами являются:
1) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территории субъекта Российской Федерации (за исключением потребителей, выведенных в установленном порядке на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности);
2) достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно- энергетических ресурсов, обеспечивающего доступность для потребителей продукции (услуг), реализуемой субъектами регулирования;3) формирование с участием территориальных органов федерального антимонопольного органа конкурентной среды на потребительском рынке электрической энергии (мощности) субъекта РоссийскойФедерации для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;4) недопущение установления для потребителей или категорий потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счетповышения тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей;
5) обеспечение организациям независимо от организационно-правовой формы равного доступа на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности);
6) создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий. Действующая в настоящее время система ценообразования на электрическую и тепловую энергию предполагает совершенно правомерную и обоснованную схему движения информации снизу вверх, когда энергоснабжающая организация, производитель энергии или организация, оказывающая услуги на потребительском рынке, представляет РЭК предложения, включающие в себя:
1) экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах;
2) определение видов и объемов продукции или услуг в натуральном выражении, предоставляемых на потребительский рынок;
3) распределение общей потребности в финансовых средствах между видами продукции;
4) расчет среднего тарифа на электрическую и тепловую энергию по энергоснабжающей организации и тарифов по категориям потребителей.
Существующая система ценообразования должна совершенствоваться в направлении расширения оптовой торговли электроэнергией на конкурсной основе. В этом случае цена на энергию будет все больше формироваться под влиянием законов спроса и предложения, основываться на конкурентном отборе заявок на покупку и продажу электрической энергии. Необходимо при этом постепенно по мере развития рыночных отношений в электроэнергетике формировать так называемый спотовый рынок – рынок наличного товара, поскольку именно в условиях спотового рынка возможно свободное рыночное ценообразование на основе конкуренции, законов спроса и предложения. Функционирование такого рынка должно контролироваться государством в лице ФЭК, например, чтобы регулировать конкурсные цены на энергию.
Хотя затратный принцип формирования тарифов является вынужденным в период перехода от вертикально управляемой экономики к рыночным отношениям, он содержит и некоторые положительные качества, позволяющие потребителям энергии легче адаптироваться к новым условиям. Пока не созданы условия для полноценной конкуренции между производителями электроэнергии и сохраняется пониженная потребность в электроэнергии для промышленности, действующие тарифы позволяют сохранить существующие установленные мощности электростанций, которые, возможно, потребуются при ожидаемом росте промышленного производства.
В настоящее время вопрос формирования тарифов на электроэнергию встречает ряд трудностей, обусловленных тем, что население не готово оплачивать электроэнергию по полным тарифам. Кроме того, необходимо создать возможность и гарантию работы тех энергоемких предприятий, которые исторически сложились в российских регионах и ориентированы на дешевую электроэнергию.
Аналогично ценообразованию в электроэнергетике цены на газ призваны обеспечивать самофинансирование РАО «Газпром» посредством возмещения обоснованных затрат при разных уровнях надежности газоснабжения, включая покрытие текущих издержек и обеспечение необходимой прибыли. Цены должны обладать определенной гибкостью при предоставлении потребителям права выбора условий газоснабжения. Цена должна быть равновесной, то есть учитывать спрос и предложение на рынке, не допускать дефицит или избыток газа.
Неразделенность в рамках РАО «Газпром» монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности и обусловленное этим отсутствие ясности в порядке формирования структуры затрат по видам деятельности не позволяют установить необходимый контроль за издержками предприятий РАО в монопольных видах деятельности. До последнего времени использовался упрощенный режим государственного регулирования цены на газ. РАО «Газпром» было предоставлено право изменения оптовой цены на газ в соответствии с индексом роста цен на промышленную продукцию. Финансовое положение и уровень издержек
«Газпрома» при этом не учитывались. В перспективе цены на газ должны создавать благоприятные условия для подъема экономики, быть социально приемлемыми для населения и обеспечивать эффективное функционирование газовой отрасли.
Специфика ценообразования в нефтяной отрасли связана, во-первых, с ведущей ролью этого товара в российском экспорте. Нефть традиционно остается приоритетной статьей экспорта. Цены на топливо, несмотря на их либерализацию, формируются под воздействием механизмов, далеких от реальных рыночных принципов. Показательно, что биржевая торговля охватывает около 1% топлива, производимого в России, а ее цены не влияют на цены внебиржевого рынка.
Формирование цен на нефтепродукты происходит следующим образом: отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов увеличиваются компаниями-перепродавцами на размер снабженческо- сбытовой наценки, а затем на размер торговой наценки при реализации продуктов в розницу.
На уровень и динамику цен на нефтепродукты влияют монополизм в нефтяном секторе, налогообложение, динамика мировых цен на нефть. Вертикально интегрированные компании ориентированы на мировые рынки нефти и существующую там систему цен. При благоприятной мировой конъюнктуре импорт российской нефти увеличивается, что приводит к дефициту сырья на внутреннем рынке, росту отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов. Вследствие этого на внутреннем рынке возрастают цены на нефтепродукты и возникает ситуация дефицита углеводородов. Фактический монополизм на рынке нефти порождает ценовую дискриминацию третьего типа, которая проявляется в том, что монополии, продукция которых оказалась высококонкурентной на мировом рынке, стремятся не только довести цены на внутреннем рынке до мировых, но и повысить их по сравнению с мировыми тем более, чем ниже эластичность остаточного спроса на товар на внутреннем рынке.
Поскольку спрос на нефтепродукты на региональных рынках неэластичен по цене, а в последние годы увеличивается из-за роста промышленного производства, то вертикально интегрированные нефтяные компании резко повышают цены на свою продукцию. Таким образом, необходимо ограничение со стороны государства темпов роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
В настоящее время созданная в результате институциональных преобразований нефтяного сектора России монополия торговли нефтепродуктами пока остается вне действия существующего в стране антимонопольного законодательства. Конечно, нарастание экспорта нефти приносит существенные доходы федеральному бюджету в виде таможенных платежей, однако в области регулирования нефтяного рынка перед государством встает вопрос, что предпочтительней: стимулирование развития отдельных отраслей и регионов путем вливаний из государственного бюджета, или стимулирование внутреннего рынка и уровня доходов населения путем ограничения цен на продукцию нефтегазового комплекса.
Уровень цен на энергоносители находится также под влиянием налогового бремени на организации ТЭК. Так, доля акциза в розничной цене автомобильного бензина А-76 составляет 17,1%, А-92 – 22%; доля акциза с НДС в цене бензина колеблется от 32 до 37%. Кроме этих налогов, в цене бензина перекладывается на покупателя налог на добычу полезных ископаемых, и др. налоговые платежи, относящиеся к себестоимости продукции. Платежи НДПИ «привязаны» к мировым ценам на нефть, в связи с чем рост мировых цен на нефть сопровождается увеличением цен на топливо и электроэнергию на внутреннем рынке. К тому же, по мнению экспертов, НДПИ не стимулирует разработку новых месторождений и соблюдение технологических норм добычи. В результате резко упали разведанные запасы сырья. Поэтому необходимо комплексное изменение действующего механизма расчета НДПИ, введение поправочных коэффициентов, учитывающих индивидуальные особенности месторождений, возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок, что будет способствовать сдерживанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Недостатки в ценообразовании на нефтепродукты выражаются в том, что внутренние оптовые цены мало связаны с качеством нефтепродуктов. Это приводит к обесцениванию потребительских качеств, к снижению показателей экономичности, технологичности и экологичности нефтепродуктов, а без этого прогресс в отрасли невозможен. На большинстве нефтеперерабатывающих заводов оптовые цены изменяются всего на 0,2-0,6% на каждые 0,5% содержания серы в топочном мазуте. Цена неэтилированного бензина в среднем превышает цену этилированного на 5%. Однако на ряде НПЗ это различие значительно меньше или вообще отсутствует. Практически не дифференцированы цены зимнего и летнего дизельного топлива. В то же время в поставках топлива на экспорт строго устанавливается зависимость его цены от качественных характеристик.
Уменьшение добавленной стоимости в отрасли с эластичным спросом из-за опережающего роста цен на энергоносители по сравнению с ценами производителей конечной продукции означает снижение прибыли и заработной платы работников, налоговых поступлений в бюджеты. Сокращаются инвестиции и объем производства в отрасли.
Если продукция отрасли неэластична по цене, то рост цен на энергоносители в конечном счете переносится полностью в цену конечной продукции и таким образом перекладывается на потребителей.
Таким образом, для обеспечения устойчивого развития и экономической безопасности региона необходимо ограничивать темпы роста цен на энергоресурсы на уровне индекса инфляции.
Следует подчеркнуть: в отраслях ТЭК особую актуальность имеет грамотное, продуманное сочетание государственного регулирования цен с постепенным, взвешенным, обоснованным формированием и развитием рыночных отношений и соответствующих равновесных и конкурентных цен.
Функции государственного регулирования топливно-энергетического комплекса должны выполняться по следующим направлениям:
- установление соотношений внутренних цен на энергоносители в соответствии с мировыми пропорциями;
- совершенствование системы налогообложения за счет минимально возможного отказа от налогов, не связанных с уровнем фактической эффективности производства. Высокая налоговая нагрузка на продукции монопольно организованных отраслей приводит к росту цен на топливно-энергетические ресурсы и тяжесть налогообложения в основном перекладывается на потребителей энергии;
- развитие системы регионального регулирования цен конечного потребления для монопольных рынков энергоресурсов, перевод на региональный уровень решения вопросов дифференциации цен по категориям потребителей, а также выбора форм финансирования экономической поддержки отдельных категорий потребителей энергоресурсов.
А на портале www.okindiansbc.org вы можете скачать windows 7 manager ключ.