Стратегия и Управление.ru
Sep 26

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Общие вопросы организации и управления национальными системами социальной защиты

Современные требования к национальным системам социальной защиты можно сформулировать следующим образом: социальная справедливость, экономическая эффективность, управленческая оптимальность. Между тем сущность социальной защиты с научной точки зрения однозначно пока не выявлена, и, как следствие, вопросы организации системной социальной защиты в национальном масштабе не являются безусловно решёнными в научном и практическом плане. В связи с этим считаем необходимым первоначальное рассмотрение общетеоретических вопросов социальной защиты как социально-экономического феномена.

Человеческое общество в любом масштабе (планетарном, национальном и т. п.), несомненно, является самоорганизующейся системой, и на всем протяжении своего существования в целях самосохранения вырабатывало определенные механизмы выживания, в первую очередь — как биологической популяции. Естественная эволюция этих механизмов обусловила те или иные формы общественной организации — в виде социальных институтов, государства, международных органов управления и т. п. Развитие человеческого общества, в свою очередь, неотделимо от развития экономики как первичной ступени жизнеобеспечения, и, поскольку другого способа взаимодействия с природой, кроме труда, у человека нет, то, соответственно, коллективный труд является базовым процессом экономики, а для членов общества участие в коллективном труде (в разных формах) является единственно доступным способом жизнеобеспечения. Поэтому все исторически сложившиеся формы общественного устройства и его элементы, в том числе государство и правоохранительные органы, нормы права, институты гражданского общества и проч., так или иначе обеспечивают адекватную интеграцию индивида в социум, т. е. участие членов общества в коллективном труде и распределении его результатов таким образом, чтобы поддерживались определенный уровень и качество жизни людей в целях воспроизводства общества как такового.

Очевидным и желаемым результатом эволюции общественного устройства мировым сообществом в настоящее время признается территориально выделенное (национальное) государство, функционально ориентированное на решение социальных вопросов, т. е. оптимальное (по мере возможностей) удовлетворение потребностей населения, как базовых, так и социальных, за счет и в результате его (населения) трудовой (общественно полезной) деятельности. Соответственно, обеспечение обществом каждому трудоспособному человеку права и возможности трудиться, подразумевает, в свою очередь, создание условий для реализации этих прав, в том числе обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья, получения образования, а также механизмы защиты своих прав через специальные органы, учреждения и институты, судебную систему, демократические процедуры и т. п. Таким образом, практически все институты современного общества, по нашему мнению, призваны по мере возможности обеспечивать некое нормальное состояние человека как члена общества, характеризуемое нормальной степенью его социальной адаптации и интеграции в социум (его трудо- и дееспособностью, участием в жизни общества, уровнем и качеством его жизни), в том числе защитой его гражданских прав, физической защитой личности и т. п., и поэтому к механизмам именно социальной защиты относиться не должны. В данном случае можно использовать обобщающий термин «социетальная защита», означающее базовую реализацию защитной функции человеческого сообщества в целях обеспечения его выживания хотя бы как биологического вида.

Между тем, основным правилом естественного отбора в природе является правило «выживает наиболее приспособленный», соответственно, некоторое количество менее приспособленных особей в любой популяции в тот или иной момент времени обречено на вымирание. Но человеческое сообщество, как это неоднократно было установлено, повинуется не только инстинктам, но эмоциям и разуму, и способно оказывать помощь более слабому собрату, причем может делать это одновременно из альтруизма, потребности, эмоционально- чувственных переживаний, соображений выгоды, нравственных оснований и т. п. «В процессе антропогенеза человек достаточно рано начал развиваться вопреки биологическим законам. Согласно последним внутри группы и между группами должна идти постоянная борьба и отбор сильнейших. Для выживания рода и его успеха в межвидовой конкуренции крайне вредно оставлять в живых больных, старых и инвалидов. Но именно это с нарастающей скоростью происходило в человеческом общество. Складывается впечатление, что история человечества — это в конечном счете совершенствование системы социальной помощи и защиты».

Таким образом, именно защита, независимо от вида и формы, предоставляемая в особых случаях конкретному человеку обществом/ элементами общества за счет коллективных ресурсов, является социальной. Для принятия решения об оказании социальной защиты конкретному субъекту в большинстве случаев, можно сказать исторически, ключевое значение имеет представление субъекта защиты о вине индивида в его «ненормальном» состоянии, поскольку наличие вины предусматривает другие способы общественной помощи, нежели ее отсутствие. Поэтому, на наш взгляд, необходимость именно в «социальной» защите возникает только при отсутствии/ограничении объективной возможности конкретного индивида реализовать свои права на определенное место в общественном производстве и долю жизнеобеспечения (т. е. при нарушении социальной адаптации и интеграции в социум) в силу причин, которые детерминированы обществом, и могут быть этим обществом признаны. Этими причинами согласно современной терминологии являются социальные риски, обусловленные фактом и формами существования человеческого общества. Если рассматривать социальные риски как основание для социальной защиты каждого члена общества, то мы можем сформулировать понятие социального риска как вероятность наступления такого социально обусловленного события, не зависящего от индивида, которое уменьшает/прекращает возможность привычной (нормальной) социальной и/или биологической жизни индивида. Социальные риски сопровождают человека в течение всей его жизни, и, по мере роста степени неопределенности окружающей среды вследствие глобализации мирового хозяйства и научно- технического прогресса, возрастает и роль социальных рисков, расширяется сфера их воздействия, в которую попадают практически все члены общества в то или иное время. Виды и широта распространения социальных рисков соответствуют развитию человеческого общества, т. е. чем большее пространство на планете занимает ноосфера, тем больше влияние социальных рисков на жизнь отдельного человека, поскольку социальные риски могут усиливать естественное негативное влияние природных рисков. Например, в наше время более опасными для людей оказываются не сами наводнения, а непрофессиональные действия властей по борьбе с ними, т. е. социальный риск. Следствием воздействия социальных рисков являются, по нашему мнению, низкие показатели детского здоровья в нашей стране, поскольку такие показатели обусловлены, по нашему глубокому убеждению, не только и не столько наследственностью, сколько профессиональной непригодностью и небрежением своими обязанностями врачей, родителей, воспитателей, учителей и контролирующих органов, нарушением элементарных, в том числе, установленных законом, санитарно-гигиенических норм производителями продуктов питания, одежды и т. п. Таким образом, мы не можем однозначно согласиться с позицией МОТ и некоторых российских исследователей, которым удобно и достаточно упрощенно (стандартно) называть социальными рисками непосредственно болезнь, потерю работы, материнство и т. п., поскольку, по нашему мнению, это суть страховые случаи (события), произошедшие вследствие негативного воздействия социальных рисков. И, наоборот, потеря трудового дохода вследствие указанных выше событий может являться социальным риском. Нам кажется, что можно было бы говорить о категориях социального риска, порядках и т. п. В любом случае, социальный риск как весьма сложное понятие может сам быть предметом отдельного исследования.

Именно широта распространения социальных рисков, то есть вероятностная уязвимость любого индивида в разное время, делает социальную защиту в настоящее время одной из базовых функций человеческого общества по обеспечению своей жизнедеятельности, однако основной предпосылкой признания обществом ее фундаментальности является определенный уровень культурного (духовного) и социально-экономического развития, позиционирующий человеческую жизнь и/или достоинство как высшие общественные ценности. Этот уровень культурного развития (условно) на настоящий момент достигнут лишь в скандинавских странах, что вполне явно, на наш взгляд, проявляется как раз в период финансового кризиса. В тех обществах, где человеческая жизнь не может являться самостоятельной и безусловной ценностью (например, у индуистов), по нашему мнению, социальная защита в европейском понимании этого слова никогда не будет активно развиваться.

В любом случае социальная защита, с одной стороны, предполагает определенное движение ресурсов, поскольку получает воплощение в материальных и нематериальных благах и услугах, предоставляемых объектам социальной защиты. По мере расширения видов и форм социальной защиты производство социально значимых товаров и предоставление услуг для определенной части населения с течением времени становится самостоятельным сектором производительной экономики. Таким образом, в процессе социальной защиты возникают экономические отношения — по поводу производства, распределения и перераспределения общественного продукта в целях оказания социальной защиты. С другой стороны, характеристики нормального состояния конкретного человека как степени его социальной адаптации и интеграции в социум (права и свободы, собственность, материальное благосостояние, доступ к обществу, культурным и иным ценностям и т. п.) могут быть различны, и определяются достигнутым уровнем социально-экономического развития конкретного общества, страны, государства. Поэтому принципы социальной защиты, виды, объемы и механизмы реализации формируются, в том числе законодательно, на определенный момент времени с учетом представлений всего общества (наиболее активной его части) об общественной необходи-мости и справедливости социальной защиты, т. е. выражают некоторые социальные, в том числе правовые, психологические и т. п., отношения по данному поводу.

Таким образом, социальная защита как социально-экономическая категория представляет собой совокупность отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, распределения и перераспределения общественного продукта в целях обеспечения адекватной социальной адаптации и интеграции индивидов, нарушенной воздействием социальных рисков. Предметом социальной защиты является адекватный возможностям общества и индивида уровень социальной адаптации и интеграции в социум отдельных индивидов. Объектом социальной защиты являются индивид или группы индивидов (различного уровня), отличительной особенностью которого (которой) является низкая/пониженная по сравнению с остальными способность выживать/адаптироваться в конкретном социуме (физическая, умственная, психологическая, социальная слабость, постоянная или временная). Основная функция социальной защиты как социально-экономической категории состоит в восстановлении нарушенного воздействием социальных рисков уровня социальной адаптации и интеграции в социум конкретных индивидов. Основная функция социальной защиты реализуется через ряд конкретных (специальных) функций, среди которых специалисты выделяют экономическую, политическую, профилактическую и другие. Механизмы реализации требований социальной защиты как социально-экономической категории в разных исторических и цивилизационных обществах воплощаются в применяемых конкретным обществом совокупности видов и форм социальной защиты, и с течением времени развились в современные системы социальной защиты на национальном уровне. Системный характер социальная защита, по нашему мнению, приобретает (временно) только при условии активного участия в ней государства как объективно наиболее значимого и ресурсообладающего субъекта защиты.

С точки зрения институциональной экономической теории социальную защиту безусловно можно рассматривать как социально-экономический институт, который представляет собой совокупность формальных и неформальных правил, регулирующих общественные отношения по поводу производства, распределения и перераспределения общественного продукта в целях обеспечения адекватной социальной адаптации и интеграции индивидов, нарушенной воздействием социальных рисков.

Исходя из собственного анализа развития общества и экономики, мы предлагаем свое видение эволюции социальной защиты. Мы считаем, что:

социальная защита существует с момента возникновения человеческого общества и постоянно развивается как социально-экономический и социокультурный феномен;

— эволюция социальной защиты совершает конечный, в том числе и возвратно- поступательный, путь внутри каждого исторически, территориально и этнически обусловленного сообщества, но имеет общие для всех сообществ ступени, связанные с уровнем общественного развития и господствующим способом общественного производства;

— общая эволюция социальной защиты идет по пути расширения объектов, субъектов, видов, форм и методов оказания социальной защиты, при этом циклически возникающие негативные изменения связаны, в основном, с общей величиной доступных жизненно важных ресурсов в данный период времени;

— постоянно существующей основой социальной защиты является помощь в различных формах, которую оказывают более сильные члены общества, индивидуально или сообща, более слабым (объективно или субъективно) членам этого общества;

— социальная защита развивается следующим образом: от самых простых — индивидуальной помощи и самозащиты, взаимопомощи и благотворительности, через защиту все более расширяющихся групп (родственных, территориальных, профессиональных, религиозных) до специально организованных институтов социальной защиты (страхования, обеспечения, помощи, обслуживания и др.), которые могут действовать и за рамками национального государства и общества;

— социальная защита может оказываться: а) стихийно: по конкретному случаю (сиротству, пожару, увечью и т. п.), по желанию помогающего (благотворителя); б) условно системно: по обычаю, по религиозной норме, по договоренности, обязательно с учетом временного фактора (устанавливалась на период времени, поддерживалась определенным социальным субъектом в течение своей жизни и т. п.); в) системно (по исполняемому закону).

— основными факторами влияния на процессы и направления эволюции социальной защиты являются (по мере возникновения) биологические, экономические, ценностные, политические, религиозные, научные и идеологические факторы;

— в определенный период времени какой-то из факторов (политический, идеологический) может быть не обосновано превалирующим при определении общественной необходимости и полезности видов и форм социальной защиты в целях их введения или прекращения;

— системный характер социальная защита приобретает только при условии активного участия в ней наиболее ресурсообладающего субъекта (органов управления обществом или государства);

— социальная защита является частью общей системы жизнеобеспечения общества, и исторически соответствует уровню развития и ресурсным возможностям конкретного общества.

В современной «экономике знаний» наука должна становиться и зачастую становится (увы! не везде) первым и основным фактором, определяющим направленность деятельности, в первую очередь, государства в системах социальной защиты. С другой стороны, следует отметить, что не столько наука, сколько агрессивная «наукообразная политика» может приводить к весьма плачевным последствиям. Так, при рассмотрении теоретического и практического опыта становления и функционирования систем социальной защиты в странах ОЭСР необходимо делать поправку на сегодня уже очевидное влияние послевоенной однополярной мировой финансовой архитектуры, которая, наряду с новой колониальной политикой, сделала слишком обширными и поэтому «виртуальными» социальные обязательства в отношении целого поколения (рождения 40-50-х годов прошлого века).

Таким образом, организация национальной системы социальной защиты с учетом требований социальной справедливости, экономической эффективности и управленческой оптимальности представляет собой весьма сложную и масштабную задачу, поскольку её решение так или иначе затрагивает интересы не только живущих, но и ещё не родившихся поколений. В связи с этим можно сформулировать несколько ограничений в данной задаче следующим образом:

Национальная система социальной защиты в социальном государстве всегда будет многоуровневой, включающей государственные, коллективные и индивидуальные сектора.

Государственные обязательства социальной защиты могут носить обязательный характер только в плане признания прав на социальную защиту и создания условий для реализации этих прав.

По мере изменения представлений общества о пределах индивидуальной и коллективной ответственности при воздействии социальных рисков объемы и механизмы предоставления социальной защиты должны динамично изменяться.

Основным условием успешности и эффективности социальной защиты в конкретном обществе является отсутствие её негативного влияния на мотивацию к общественно полезному труду в этом обществе.

Таким образом, следует признать, что национальные системы социальной защиты могут являться результатом совместной деятельности государства и гражданского общества, при этом, в случае отсутствия последнего, государству приходится брать на себя функции не только по социальной защите, но и по формированию соответствующего социально ответственного поведения у населения, что существенно усложняет все организационные и управленческие процессы в данной сфере.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру