О состоянии спроса на услуги городского пассажирского транспорта и степени его удовлетворения в современных условиях

    Общественный городской пассажирский транспорт по праву считается в России наиболее массовым. Не случайно на его долю приходится до 80 % всех пассажирских перевозок, осуществляемых в стране. Общая протяженность маршрутов составляет более двух миллионов километров.

    Помимо автобусов, в 114 российских городах функционирует электрический транспорт, задействованный на трех тысячах километров трамвайных путей и более 4, 5 тысячах километров троллейбусных линий. Всего же 100, 4 тысячи автобусов и почти 22, 4 тысячи трамваев и троллейбусов ежесуточно перевозят 123 миллиона пассажиров. При этом общая балансовая стоимость основных фондов с учетом переоценки ( на 1997 г.) превышает 1500 триллионов рублей ( 11% от всех основных фондов страны). На долю пассажирского транспорта приходится до 28 % от всего объема услуг, оказываемых населению. В валовом внутреннем продукте доля транспорта.

    В Ростове-на-Дону внедрена интересная система конкурсов на право и мониторинг работы коммерческих предприятий на городских маршрутах (с различной формой собственности на транспортные средства, включая лизинговые соглашения). Одним из критериев выдачи "маршрутной лицензии" коммерческим предприятиям, участвующим в конкурсах, является степень, в какой они готовы перевозить часть пассажиров льготных категорий (бесплатно или со скидкой).

    Орган управления муниципалитета должен быть в достаточной степени вооружен для того, чтобы с помощью приглашенных специалистов или силами собственных сотрудников составлять прогнозы развития ситуации на транспорте, в основе которых должны лежать результаты анализов (последних) тенденций, изменения демографических и социально- экономических факторов, динамики увеличения/сокращения количества частных автомобилей и работы самой системы городского общественного транспорта (например, изменения маршрутов и частоты движения).

    В целом в отрасли наметились позитивные подвижки. Так, оперативные данные свидетельствуют о некоторой стабилизации работы автобусного и городского электрического транспорта, где общий объем перевозок составил 39, 4 миллиарда человек и на 0, 2 % превысил уровень предшествующего года. Но радоваться отечественным пассажирам преждевременно. Ведь массированное сокращение уровня промышленного производства, ухудшение экономического положения товаропроизводителей и потребителей продукции, а также значительное снижение жизненного уровня россиян вызвали затяжной кризис в перевозочной деятельности практически на всех видах транспорта, Из-за падения платежеспособного спроса граждан и роста тарифов (за 1992-1996 г. г. тарифы на перевозки пассажиров возросли в 6241 раз) пассажирооборот сократился в среднем по отрасли на 8, 3 % и с трудом перевалил за рубеж в 400 миллиардов пассажиро-километров.

    Если учитывать ежегодную повторяемость этих падений, то несложно сделать прогноз: ухудшение состояния ГПТ в ближайшее время не прекратится. Техника, приобретенная еще по каналам СЭВа, постепенно изнашивается, а собственной производится крайне недостаточно. По сравнению с 1990 годом отечественный автобусный парк сократился почти на 50 тысяч единиц ( 25 %), а троллейбусно - трамвайный - на 5 %. Кстати, 35 % автобусов и 24, 1 % трамваев и троллейбусов, находящихся в данный момент в эксплуатации, давно отслужили свой амортизационный срок и подлежат списанию.

    Анализ развития систем ГПТ за рубежом и проведение аналогий с российским опытом показали, что одним из главных вопросов, определяющих перевозочное значение и степень развития общественного пассажирского транспорта в городах, является рациональное сочетание централизации и децентрализации управления им. Это выражается в наличии сильных правительственных (региональных или муниципальных) структур, определяющих “скелет” системы ГПТ в виде маршрутной схемы и расписаний социально-значимых маршрутов и обеспечивающих устойчивый уровень финансирования предприятий системы. Кроме этого, развитые элементы децентрализации, способствующие использованию преимуществ рыночного саморегулирования, дополняют и развивают систему, обеспечивают включение “внутренних” механизмов роста эффективности массовых пассажироперевозок и роста конкурентоспособности общественного ГПТ по сравнению с индивидуальным. Именно такое направление развития обеспечит своевременное и качественное удовлетворение спроса населения на перевозки ГПТ.

    © StrategPlann 2009