Стратегия и Управление.ru
Dec 5

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Некоторые вопросы обеспечения стабильности финансирования социально-культурных мероприятий и социальных программ в Азербайджане

Глобализация, происходящая в мире, как во всех странах, так и в Азербайджане делает необходимым укрепление материальных и финансовых ресурсовых источников социальной безопасности, стабильное финансирование социальной сферы и социальных программ, предоставление твердых гарантий всем гражданам страны в таких областях деятельности, как медицина, образование, культура, искусство, наука, туризм и т. д. Одновременно серьезные недостатки, допущенные в стране в социально-культурной сфере обусловливают анализ их причин, разработку нового миделя подхода к ней и её системного изменения. Решение конкретных задач в социально-культурной сфере падает на плечи Азербайджанского государства и местных органов самоуправления, ставит новые задачи перед ними, требуется их решение на основе местных условий — уровня экономического развития демографического положения, финансовых возможностей, национальных и культурных традиций.

Образование занимает особое место в социальной сфере и принимаемых социальных программах. Образование — это область формирования интеллектуальной собственности, удовлетворения мировоззренческих и духовных потребностей членов общества. Издержки на образование выступают как капитал, вложенный на человеческий фактор. Чем больше средств вкладывается на образование, тем больше возможностей появляются для подготовки специалистов мирового масштаба и применения НТП. Одновременно предотвращается приток в страну иностранный высококвалифицированной рабочей силы, более эффективно используются валютные ресурсы страны. Возможности образования не ограничиваются только тем, что было перечислено выше. Оно выступает и как фактор роста ВВП, доходов населения. Патенты как научный продукт, являются важным источником дохода как для страны, так и для граждан. По этой причине уровень образования занимает важное место среди показателей «индекса человеческого развития».

Образование как процесс охватывает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Для нормального функционирования каждого из этих ступеней необходимо наличие правой нормативной базы, материально-технической основы и кадрового потенциала.

Исследования показывают, что в системе образования нашей страны произошли значительные изменения и первый закон об образовании, относящийся к новой системе был принят в 1992 году. В соответствии с этим законом осуществлялись изменения в нормативно — юридической базе, совершенствовался механизм управления, были применены тесты, двухступенчатое образование. Ныне в Национальном Меджлисе обсуждается проект более совершенного закона.

При переходе к рыночной экономике в системе образования происходили коренные количественные и качественные изменения (см. таб.1). Так, в 1995–2007 годах в нашей стране количество дошкольных учреждений сократилось на 11% и к концу 2007 года составило 1760 единиц. В построенных дошкольных учреждениях количество детей сократилось на 20% и в 2008 году составило 109,5 тыс. человек. Данные свидетельствуют о том, что за короткие сроки количество дошкольных учреждений уменьшилось на 213 единиц, а количество детей в них на 27,3 тыс.человек. что касается обеспеченности детей дошкольными учреждениями (в % к числу детей 1–5 летнего возраста) их удельный вес в 1995 г. и 2007 году соответственно составил 15% и 18% Исследования показывают что уменьшение дошкольных детских учреждений, в основном финансируемых государством, и количества детей в них чьими услугами пользовались слои населения с низкими доходами, связано с применением платных услуг и непригодным состоянием учреждений, находящихся в год опекой государства.

За последние годы за счёт средств фонда Г. Алиева материально — техническая база Государственной общеобразовательной системы значительно укреплялась, действующие в нашей стране школы капитально отремонтировались, построились новые школы, создавались компьютерные классы». Факты показывают, что в 1995–2007 годах были построены или капитально отремонтированы десятки школ, количество учеников возросло на 41 тыс., учителей на 18 тыс.человек.

Исследования выявляют также и то, что количество школ среднего специального образования уменьшилось на 22 единиц, количество учащихся в них на 21 тыс.человек. Хотя количество государственных высших учебных заведений возросло на 11 единиц, количество студентов возросло всего на 20,6 тыс., а количество профессорского-преподавательского состава на 1.3 тыс.человек. Заработная плата работников образования выросла на 50% — 2 раза и выровнялась со средней заработной платой (355 дол. США) в стране. Вместе с тем, развитие системы образования, низкий уровень подготовки кадров, обеспечение отдалённых регионов, уровень обеспечения высококвалифицированными кадрами, утечка кадров, материально-техническая база школ остаются проблемными задачами, стоящими перед нашим образованием.

Таблица 1. Структура и развитие системы образования при переходе Азербайджана к рыночной экономике

1995

2000

2005

2007

Число предприятий

1973

1814

1764

1760

Количество детей, всего (тыс. чел)

136,8

112,3

110,0

109,5

Дошкольные учреждения

Обеспечение детей дошкольными учреждениями (относительно количеству детей 1–5 летнего возраста, в %)

15

16

19

18

Количество школ, всего

4480

4548

4538

4516

Государственные общеобразовательные школы

Количество учеников, всего тыс.человек

1488

1654

1579

1529

Количество учителей, всего тыс.человек

159

165

174

177

Количество учреждений среднего специального образования

78

68

56

56

Государственные учреждения среднего специального образования

Количество студентов, всего, тыс.чел.

30,5

41,2

55,0

51,5

Количество профессорско-преподавательского состава, всего, тыс.чел.

-

5,3

6,7

6,8

Число вузов

23

25

27

28

Государственные высшие учебные заведения

Количество студентов

86,3

91,0

106,0

106,9

Количество профессорско-преподавательского состава, всего тыс.чел.

10,5

10,7

12,4

11,8

За последние годы произошли значительные изменения и в развитии и размещении отраслей науки и культуры. Например, на современном этапе становления рыночной экономики один из важных показателей культурного развития населения нашей стране-количество библиотек, клубов, кинотеатров и количество людей, пользующихся их услугами значительно уменьшилось (см. таблицу 2).

По сравнению с 1995 годом в 2007 году количество массовых библиотек уменьшилось на 7%, количество книг и журналов на тысяча жителей на 1800, количество читателей в массовых библиотеках на 22%. Количество клубных учреждений за этот период сокращалось на 25%. Что касается театров, хотя их количество (профессиональных театров) за 1995–2007 годы росло на 10 единиц и составило 31 единиц, количество людей, посещающих театры уменьшилось на 59%. Количество музеев за этот период увеличилось на 23 единицы, а количество людей, посещающих музеи уменьшилось на 10%.

Таблица 2. Развитие отраслей науки и культуры в Азербайджане при переходе к рыночной экономике

1995

2000

2005

2007

Организации, выполняющие научно- исследовательские работы (на начало года) в том числе:

Количество организаций

146

137

139

146

Количество работников (тыс.чел)

16,9

15,8

18,1

18,1

Массовые библиотеки и клубные учреждения (на начало года) в том числе;

Количество массовых библиотек

4794

4374

4004

4021

Среднее количество книг на 100 тыс. жителей

5168

4867

4425

4286

Количество читателей (тыс. человек)

3031

2984

2400

2392

Количество клубных учреждений

3677

3354

3030

2763

Музей и театры (на конец года), в том числе:

Количество музеев

145

155

163

168

Количество людей посещающих музей (тыс.чел.)

1543

1196

1477

1399

Количество театров

26

27

30

31

Количество людей посещающих музей (тыс.чел.)

1201

925

544

495

Тенденции уменьшения особенно ярко проявились в таких ранее выделяющихся большим количеством библиотек и читателей, регионов как Нахичеванская АР, г. Баку, Барда, Куба, Гедабек, Ленкорань. Следует отметить, что в связи с переходом к рыночной экономике, количество социально- культурных объектов и количество людей, пользующихся их услугами и сегодня продолжают уменьшаться. Это, прежде всего, связано с нехваткой средств для содержания отмеченных объектов. Нехватка средств не позволяет этим отраслям оказать людям свои услуги на должном уровне. Одновременно по причине невысокого уровня доходов населения становится не возможным расширение этих отраслей на платной основе что играет здесь определенную роль.

За последние годы за пределами внимания осталась и сфера науки. За 1995–2007 годы уменьшилось и количество организаций, занимающихся научными исследованиями, количество работников, занятых в этой области, и эта тенденция в настоящее время продолжается. Данные таблицы 2 показывают, что за исследуемый период в 2007 году количество организаций, занимающихся научными исследованиями достигло уровня 1995 года, а количество занятых в этих организациях увеличилось на 1000 человек. Однако эти слова нельзя произносить в отношении объема и качества научной продукции. Потому что, высококвалифицированные кадры, получающие низкую заработную плату, иногда месяцами вообще её не получают, хотя и зарегистрированы как занятые в научных организациях по основному месту работы, отдают предпочтение работе на других рабочих местах с более высокой заработной платой, направляются в другие отрасли и в зарубежные государства.

Размеры жилища, условия в квартирах и обеспечение населения этими благами, государственная помощь этой отрасли, её стабильное финансирование имеют большое значение для человеческого развития в обществе. Без этого трудно представить современного человека, освободить его от бытовых забот, невозможно организовать нормальный отдых и семейное отношения. Именно по этой причине создатели теории социализма и их современные продолжатели пропагандировали его самое крупное достижение как обеспечение граждан бесплатным жильём. К сожалению, решение жилищной проблемы населения за счет государства потерпело неудачу в первые же годы нашего суверенного развития из-за некоторых недостатков. Не сбывались надежды людей, работающих в течении десятилетий на одном и том же месте, где они стояли в очередь для получения жилья. Началось становление более прогрессивной формы, способствующей формированию рыночной экономики в стране, решения этой проблемы — жилищного рынка.

Из — за невысокого уровня материального состояния населения и недостаточного пока уровня развития ипотечного кредитования жилищный рынок не смог формироваться ха короткий период и решать все проблемы, накопившиеся в течение многих лет. Именно, по этой причине, несмотря на то, что за последнее 10 лет строительство жилья возросло в 2 раза, продолжалось уменьшение количество людей, улучающих свои жилищные условия. Например, в 1995 году в среднем 2,6 тыс. семей, а в 2007 году, 0,9 тыс.семей улучшили свои жилищные условия. Исследование обнаруживало и то, что 72,3% квартир обеспечены централизованной системой отепления 90,5% канализацией, 78.3% ванными комнатами, душевыми, 92,6% газовой сетью, 12,3% горячей водой, 92,3% водопроводом. Таким образом, приведенные факты свидетельствуют о том что, если по стране свыше 50% квартир обеспечены канализацией, ванными и душевыми комнатами, сетевым газом, водопроводом, телефоном, то другими показателями комфортабельности обеспечены 50% их общего количества.

За исключением отдельных случаев, жилищный фонд основной части граждан по объему, оснащенности и качеству не отвечают мировым стандартам и санитарно-гигиеническими нормам, процесс формирования жилищного рынка развивается медленно. Это показывает слабый рост наряду с доходами населения и использования преимуществ ипотечного кредитования.

Опыт развитых стран мира показывает, что насколько простым и выгодным становится механизм представления ипотечного кредита настолько высоким и становится и количество людей, использующими ипотечные кредиты, а также уровень эффективности выделенных на эти цели средств. В настоящее время в Азербайджане из — за слишком тяжелых условий ипотеки (сложность документирования, краткие сроки возвращения, незначительность выданных сумм кредита, высокий уровень ссудного процента) количество её пользователей тоже мало. По данным 2006 года были освоены лишь 17% выделенных на эти цели бюджетных средств. В 2008–2009 годах банки, пользуясь как ширмой финансовым кризисом, её полностью приостановили. Ипотечный Фонд республики учитывая такое положение, разработал новые условия выдачи ипотечных кредитов и представил их на утверждение президенту страны.

Важное место в области социально-культурных услуг занимает обеспечение граждан страны медицинским обслуживанием и его стабильные финансирование. Здравоохранение играет важную роль в защите здоровья населения, повышении его трудовой активности, увеличении средней продолжительности жизни, повышении его благосостояния. Насколько совершенна система здравоохранения в стране и насколько эффективно она размещена, настолько и высок естественный прирост населения, низко количество случаев потери труд, расширяются возможности людей преклонного возраста продолжать трудовую деятельность, увеличивается пенсионный возраст. А это дополнительные трудовые ресурсы.

При переходе к рыночной экономике сфера здравоохранения также начала регулироваться рыночным механизмом и приспосабливаться к нему. Произошли значительные качественные изменения в её материально-технической базе, кадровом потенциале, в организации медицинских услуг и финансовых основах. Создается широкая сеть платных медицинских услуг, несмотря на экономические барьеры, постепенно усиливается конкуренция. Наряду с этим, система здравоохранения нашей страны и по своей материально-технической базе, и по кадровому потенциалу, и по уровню рационального размещения, по многим позициям не отвечает современным требованием (см. таблицу 3).

Таблица 3

1995

2000

2005

2007

Врачи всех специальностей,тыс.

29,2

29,0

30,6

30,8

На 10000 Чел.населения

38,4

36,5

36,8

36,6

Количество больничных предприятий

768

735

729

726

Количество больничных коек, тыс.

74,6

69,9

68.9

68,4

На 10000 Чел.населения

98,1

87,8

87,9

81.3

Количество лечебных учреждений, оказывающих амбулаторно-клиническую помощь населению

177,9

1014

1595

1589

Количество женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий

943

913

923

914

Спортивные сооружения, всего

6670

7908

8732

8988

Данные таблицы-3. показывают, что в 2007 году в Азербайджане функционировали 726 больниц, 1589 лечебных учреждений, оказывающих амбулаторно-клиническую помощь, 914 женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий. На отмеченных предприятиях оказывают медицинские услуги 30,8 тыс.врачей, 68,4 тыс.медицинских работников, на каждые 10 тыс. населения их количество составило соответственно 36,6 и 73,2 человека. Мы становимся свидетелями такой тенденции, что по сравнению с 1995 годом все показатели связанные с защитой здоровья снизились. Некоторые санаторные учреждения и центры отдыха закрывались из-за недостатка средств. Из 97 санаторий и центров отдыха сегодня работают 75. Это на 19 меньше по сравнению с 1995 годом. Количество коек в них уменьшилось на 20%, с 15,1 до 12,1. В связи с войной наши всемирно известные санатории превратились в места жительства беженцев и переселенцев и потеряли своё лицо из-за отсутствия ухода. По последним данным в 80% принадлежащих районным органам исполнительной власти многочисленных санаториях, туристических базах и лагерях размещены беженцы и переселенцы.

Наряду с этими тенденциями в крупных городах и в столице республики увеличились медицинские предприятия, обеспеченные современной медицинской техникой и высококвалифицированными врачами. В 2003–2008 годах построены и ремонтированы 300 медицинские предприятия, 130 врачей прошли тренинги в зарубежных странах и участвовали в семинарах. Лекарственное обеспечение несколько улучшилось.

Созданы Центр Талассемии, современный центр трансплантации почек в республиканской Клинической Урологической больнице. В городах создана широкая сеть аптек, быстрыми темпами начал расти частный сектор медицины. Одновременно с февраля 2008 г.государственные медицинские учреждения, распоряжением Министерства Здравоохранения переведены на бесплатное обслуживание.

К сожалению, эти принятые слова невозможно говорить о сельских районах. Исследования показывают, что большинство сельских больниц вынужденно приостановили свою деятельность из — за нехватки средств. Врачи и другие медицинские работники из-за низкой заработной платы склонны к поиску более высоко доходных рабочих мест. Именно поэтому если в республике на каждые 10 тыс.человек приходятся 36,8 врачей, за исключением Баку, Гянджа, Мингачаур, Сумгайыт, в других районах этот показатель составил 4–35 врачей.

Исследования показывают также низкий уровень медицинского обслуживания. Те же высокие цены на оказываемые медицинские услуги, и низкий уровень доходов населения не позволяют некоторым семьям своевременно пройти медицинское обследование и лечиться. В то же время, нехватка выделенных государством средств на здравоохранение не позволяет значительно повысить оклады работников, за исключением крупных городов. В других местах, особенно в отдалённых зонах, медицинские средства, используемые учреждениями здравоохранения на десятки лет отстают от мировых стандартов, везде ощущается нехватка лекарств.

Сегодняшнее состояние системы здравоохранения стало причиной распространения в республике болезней, связанных с нехваткой йода, разных заразных болезней — холеры, дифтерии, малярии, анемии железной нехватки, СПИД-а и многих десятков болезней с неизвестным происхождением. Такое положение, создавшееся в здравоохранении, связано с объемом средств, выделяемых из государственного бюджета. Сведения Государственного Статистического Комитета позволяют прийти к такому выводу, что средства выделенные на здравоохранение составляют очень маленькую долю ВВП. В последнем отчете о состоянии здравоохранения Всемирный Организации Здравоохранения (ВОЗ) указывается, что в Германии, Швейцарии, и других развитых странах Европы на здравоохранение направляются свыше 10% средств ВНП. Азербайджан также значительно отстает от других Европейских стран и стран СНГ по годовым затратам на одного человека на здравоохранение. Указанные издержки в нашей республике на одного человека составили 31,2 манатов или 36,7 долларов США. Данный показатель в Швейцарии составила 2794 долларов США, в Норвегии 2612 долларов США.

Социальная защита и социальное обеспечение эта система мер, осуществляемых государством в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей малообеспеченной части населения и той его части, чьё здоровье не позволяет их удовлетворить. Таким образом, государство выплачивает субсидии и помощь малообеспеченной части населения, т. е. членам тех семей, чьи доходы на душу ниже прожиточного минимума. Тем самым государство берёт на себя часть забот граждан, препятствует росту бедности, пытается держать под контролем демографическое положение в стране.

Вместе с тем, проведенные исследования позволяют прийти к выводу о том что, из 8,6 миллионов населения, проживающих в стране 13,2% или 1135 тыс. человек и сегодня живут в бедном состоянии. Демографическое положение в стране тоже медленно стабилизируется. По полученным данным, число абортов (22,3 тыс.чел), смертность младенцев, рождаемых на каждого тыс.человек (12,1 чел.) растут, а ожидаемый средний возраст от рождения не очень высок (72,4 лет).

Проведенные исследования показывают, что из-за удаления основного внимания финансовому оздоровлению экономики и стабилизации макроэкономических показателей, социально-культурный сектор остался за пределами внимания. В результате, несмотря на некоторые достижения в период до 2003 года, в социально-культурной области наблюдалось отставание. В дальнейшем Азербайджанское правительство учитывая международный опыт при помощи некоторых Международных институтов усиливает внимание на социально-культурного область, выделяет значительные бюджетные средства на её развитие, заботится о её стабильном финансировании (см. таб.4.). Исследования показывают, что начиная с 1995 года средства, выделяемые и государственного бюджета на социально — культурные мероприятия увеличивались из года в год и в 2007 году рост составил 11 раз, или 1670 миллионов манат. Сопровождаемый ростом цен данный рост был достаточного высоким по сравнению с индексом цен. Так, в 2007 году реальные бюджетные средства, выделенные на социально- культурные мероприятия по сравнению с 1995-годом увеличивались в 1,9 раз. За этот период затраты на образование росли в 9,6 раза, на здравоохранение в 8,6 раза, на социальную защиту и социальные обеспечения в 16,3 раза затраты на сферы деятельности, не относящихся к культуре, исскуству, информации и других областей росли в 9,1 раза.

Удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия в составе расходов Государственного бюджета снизился по сравнению с 35,0% в 1995 году до 27,0% в 2007 г., в том числе в образовании с 17,0% до 11,8%, в здравоохранении с 6,9% до 4,2%, в отраслях не относящихся к категории культуры, искусства, информации и др. С 2,1% до 1,3% удельный вес затрат на социальную защиту и социальное обеспечение росли с 8,5% в 9,7%.

Таблица 4 Динамика и удельный вес выделенных средств на социально-культурные мероприятия в расходах государственного бюджета

1995

2000

2005

2007

А. Общие расходы бюджета по сравнению с 1995 годом

-

1,8

5,0

14,2

В том числе: на социально-культурные мероприятия

-на образование

-

2,5

5,6

11,0

-на социальную защиту и соц.обеспечения

-

2,4

4,9

9,6

-на отрасли не относящиеся к категории культуры,

-

1,4

3,9

8,6

искусства, информации и др.

-

3,8

8,3

16,3

В. Удельный вес расходов на социально-культурные

-

2,0

5,0

9,1

мероприятия в составе бюджетных расходов, в процентах

В том числе:

- на образование

35,0

50,0

39,0

27,0

- на здравоохранение

17,0

23,7

17,4

11,8

- на социальную защиту и социальное обеспечение — на

6,9

5,3

5,3

4,2

деятельность в отраслях не относящихся к категории

8,5

18,2

14,2

9,7

культуры, исскуства, информации и др.

2,1

2,3

2,1

1,3

Только в 2008 году расходы Государственного Бюджета по сравнению с 2007 г. увеличивались на 50% и составили 0,7 миллиард манатов. Это позволяло повысить расходы на социальную защиту и социальное обеспечение на 42,2%, на здравоохранение на 34,6%, на образование на 35,5%, на деятельность в отраслях, не относящихся к категории культуры, исскуства, информации и др. на 47,1%. В 2008 году по распоряжению президента заработная плата занятых на научно- исследовательских предприятиях повысилась на 58%, на предприятиях науки, образования, социального обеспечения, здравоохранения на 50%, в высших учебных заведениях от 50% до 2 раза, пенсии повысились на 40%. Месячная помощь вынужденным переселенцам повысилась также на 50%, 145 млн.манатов выделены для постройки посёлков для них, затрачены 214 млн.манатов на строительство и капитальный ремонт образовательных учреждений, на строительство и ремонт объектов здравоохранения 204 млн. манатов, на строительство и капитальный ремонт объектов культуры и туризма 171 млн.манатов.

Факты показывают, что за последние 5 лет расходы из Государственного бюджета на социально- культурные мероприятия и финансирование социальных программ увеличились 3 раза. Тем не менее пока не удалось полностью приостановить случаи ослабления развития социальной сферы. Потому что, производство ВВП (3168,5 манатов), расходы государственного бюджета (705,2 ман.), средства на социально-культурные мероприятия (193,5 манатов) на душу населения пока недостаточны и в десятки раз отстают от уровня развитых мировых стран. Отсюда и возникает необходимость увеличения в несколько раз объемов ВВП, расходов Государственного Бюджета, и той их части, которая направляется на финансирование социально-культурных мероприятий и программ. В этом отношении бюджет 2009 года (12,4 миллиард манатов), должен стать новым этапом в решении социальных задач и развитии социальной инфраструктуры.

Афиша Полоцка.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру