Стратегия и Управление.ru
Dec 18

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Некомерческие субъекты и социальная политика

С коммерческой сосуществует некоммерческая сфера человеческой деятельности. Здесь не всегда создаются материальные блага, но возникают иные, не менее значимые и важные для общества ценности. Именно в некоммерческой сфере удовлетворяются такие первостепенные социальные потребности, как потребность людей в управлении государством (через соответствующие институты демократии), в обороне и безопасности, социальном обеспечении, в бесплатных медицине и образовании, в вероисповедании и т. д.

Объективная оценка результатов деятельности некоммерческих субъектов на основе индикаторов социального эффекта может исходить только от независимых негосударственных институтов, реально представляющих общественные интересы.

Одним из таких институтов могла бы явиться создаваемая сейчас Общественная палата. Но поскольку инициатива ее создания поступила сверху, снова возникают большие сомнения в том, что ее официально декларируемая миссия соответствует реальной, а не является лишь результатом властных политических технологий, направленных на иные цели.

Эффективность применения концепции маркетинга некоммерческих субъектов, конечно же, зависит от адекватности оценки социального эффекта их деятельности. Аналогично тому, как эффективность применения классического маркетинга зависит от адекватности оценки прибыли коммерческих структур.

Между тем, целенаправленное и профессиональное применение целостной концепции некоммерческого маркетинга могло бы принести обществу существенную пользу.

Как оценить величину социального эффекта? Это можно сделать с помощью показателя потребительской ценности произведенных продуктов, известного из классического маркетинга. Под потребительской ценностью обычно понимают оценочное суждение потребителя о способности продукта удовлетворять его потребности. Потребитель при этом, кроме того, оценивает собственные издержки по приобретению и потреблению предлагаемого продукта. В результате он осуществляет выбор между конкурирующими аналогами. В условиях монополии такого выбора может и не быть. Тем не менее, и в этом случае потребитель оценивает предлагаемый продукт и, в крайнем случае, оставляет за собой право от него отказаться.

По отношению к некоммерческим продуктам такой выбор происходит иным образом. Так, например, выбирая между некоммерческими и коммерческими медицинскими или образовательными услугами, потребитель взвешивает как их потребительскую ценность, так и свои материальные возможности. Собственные затраты потребителей некоммерческих продуктов не ограничиваются только финансовыми затратами. К ним добавляются и израсходованные физические силы (например, на стояние в очередях в органах социального обеспечения), интеллектуальные усилия, время, эмоции, нравственные потери и т. д.

Для характеристики уровня жизни в условиях рыночной экономики обычно используют систему показателей, включающую семь групп (по основным аспектам этой категории).

Обобщающие показатели (критерии уровня жизни, характеризующие изменение материальных возможностей в удовлетворении населением своих потребностей; индекс стоимости жизни; валовой национальный и валовой внутренний продукт; фонд потребления; фонд личного потребления на душу населения.

Доходы населения (реальные и располагаемые, совокупные, личные, денежные, средний доход, средний размер реальной зарплаты и средний размер пенсии, стипендии, пособия и т. д.).

Потребление и расходы населения (общий объем потребления, денежные расходы населения, потребительские расходы, потребление основных продуктов питания, покупательная способность средней зарплаты и т. д.).

Денежные сбережения.

Накопления имущества и жилья.

Социальная дифференциация населения (распределение населения по потреблению продуктов питания, промышленных товаров, услуг и др.).

Уровень и границы бедности (прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер зарплаты и пенсии, покупательная способность минимальной зарплаты, пенсии, коэффициент бедности, дефицит дохода, зона бедности, социальный портрет бедности).

Эти показатели дают общую картину уровня жизни населения страны и косвенно отражают результаты деятельности госаппарата, но с его собственной точки зрения (статистические сборники и ежегодники, в которых их можно найти, создаются, главным образом, Госкомстатом России). Однако они не дают представления об этих результатах с точки зрения потребителей, не говоря уже о степени удовлетворения потребностей общества, которую должны обеспечивать предлагаемые властью некоммерческие продукты (законодательные, исполнительные меры и программы по проведению экономической и социальной политики).

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру