Стратегия и Управление.ru
Dec 9

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Место инвестиционного развития в нефтегазовой отрасли российского ТЭК

Нефтегазовая отрасль Российской Федерации является основой экономики страны, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство, формирование значительной части бюджетных доходов и валютных по­ступлений. От результатов деятельности нефтегазовой отрасли зависят, в конечном счете, платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень снижения долгового бремени России.

Бесперебойная работа нефтегазовой отрасли — один из ключевых факторов национальной эко­номической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей России и интеграцион­ных процессов в рамках Содружества независимых государств.

Нефтегазовая отрасль всегда была наиболее капиталоемкой сферой народного хозяйства. Нака­нуне распада СССР комплекс поглощал до 40% всех инвестиций, выделявшихся централизованно на промышленное развитие страны. В настоящее время нефтегазовая отрасль продолжает лидировать по объему привлекаемых инвестиций.

При переходе народного хозяйства на рельсы рыночной экономики инвестиционные потребно­сти нефтегазовой отрасли отнюдь не уменьшились. Это обусловлено рядом новых требований, предъяв­ляемых к комплексу, в частности ростом затрат на экологическую защиту, модернизацию, социальные нужды. Резко возрастают удельные капиталовложения в связи с безальтернативным переносом центров добычи в труднодоступные, неосвоенные и неблагоприятные для здоровья регионы, в том числе в рай­оны шельфов Крайнего Севера с исключительно высокими единовременными затратами.

В условиях кризиса российская нефтегазовая отрасль стала сталкиваться с острой недостаточно­стью инвестиционного обеспечения, причем не только для увеличения, но даже просто для сохранения существующего, весьма низкого по сравнению с прошлым, уровня производства.

По сравнению с 1998 г. объем капиталовложений в нефтегазовую отрасль России в целом сокра­тился в 2007 г. в сопоставимых ценах более чем в 3 раза. Из-за дефицита капиталовложений нарушаются нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический уровень и физическое состояние большинства предприятий нефтегазовой отрасли все больше перестают отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности. Общее сокращение инвестиций происходит на фоне резкого падения доли наиболее важного в прошлом источника — государственного финансирования.

Нефтегазовая отрасль остается и без государственных капиталовложений, и без достаточных ин­вестиций, осуществляемых за счет предприятий. Здесь сыграли свою роль низкая рентабельность боль­шинства предприятий нефтегазовой отрасли, падение платежеспособного спроса, огромные по масшта­бам, как уже отмечалось, неплатежи потребителей, высокий и все увеличивающийся уровень налогооб­ложения, запоздалое решение проблем амортизационных отчислений в связи с переоценкой основных фондов, огромный рост транспортных издержек, а также падение экспортных цен на нефтегазовую про­дукцию нефтегазовой отрасли в 2007 г. Высокие проценты по привлекаемым заемным средствам сделали невыгодным использование кредитов на уровне предприятий.

1991 год внес кардинальные изменения в инвестиционную политику. Отказываясь от прямого финансирования нефтегазовой отрасли, государство сосредоточило усилия на осуществлении контроля и координации действий нефтегазовых промышленных компаний в осуществлении ими инвестицион­ной деятельности. В результате, уже в 1996 г. капиталовложения в добычу нефти осуществлялись почти на 98% за счет собственных и привлеченных средств нефтяных компаний. Доля финансирования газо­вой промышленности за счет РАО «Газпром» и отдельных нефтяных компаний была еще выше. Вырос­ла роль в развитии нефтяной отрасли иностранных инвестиций.

В условиях перехода к новой инвестиционной политике, основанной на принципе самофинан­сирования развития нефтяной и газовой промышленности, резко возрастает значение правильного вы­бора приоритетных направлений инвестиционной деятельности. Этой проблеме уделяется значительное внимание во всех основополагающих документах, формирующих энергетическую политику страны — в «Энергетической стратегии России», в федеральных целевых программах «Топливо и энергия» и «Энер­госбережение России на 1998–2005 гг.», программе «Структурная перестройка и экономический рост в 1997–2000 годах», а также в заявлениях представителей правительства России.

Обобщая и развивая положения этих документов и заявлений, можно выделить нижеследующий перечень приоритетных направлений инвестирования отечественных и иностранных капиталов в нефте­газовый сектор российского ТЭК на ближайшие 12–15 лет:

  • Комплексная разведка и освоение крупных месторождений газа; подготовка к разработке и ос­воению нового газодобывающего региона на полуострове Ямал со строительством газопровода Ямал- Европа на территории Белоруссии, Польши и Германии, освоение новых месторождений в Надым-Пур- Тазовском регионе Тюменской области, освоение газовых месторождений в новых регионах — Ковыт- кинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, что может послужить основой для строительства экспортного газопровода для поставок газа в Монголию, Китай и Корею, Средне- Вилюйского газоконденсатного месторождения Республики Сажа (Якутия), нефтегазовых месторожде­ний на Сахалинском шельфе. Ожидается также, но уже за пределами 2010 г., освоение газовых ресурсов на шельфе арктических морей (в частности, Штокмановского), на юге Красноярского края, в Республике Саха (Якутия), на шельфе Дальнего Востока.
  • Комплексная разведка и освоение крупных месторождений нефти: в Надым-Пур-Тазовском ре­гионе Тюменской области, ввод в разработку Приобского и Тяньского месторождений, а также реконст­рукция Самотлорского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе, подготовка к промыш­ленному освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна. Восточной Сибири, Республи­ки Саха (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о. Сахалин.
  • Предотвращение процесса исчерпания разведочного задела прошлых лет путем усиления гео­логических исследований и геологоразведочных робот, а также повышения темпов подготовки новых месторождений, чтобы покончить с отставанием прироста запасов от объема добычи.
  • Модернизация геологоразведочных работ, внедрение новой техники буровых, геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных районов России, освоение и использование современных методов поиска, разведки и мониторинг запасав углево­дородного сырья, повышение уровня его извлечения, создание экономических жизнеспособных нефте­промысловых комплексов, эксплуатация которых позволяет увеличить дебит скважин и увеличить неф­теотдачу пластов.
  • Вовлечение в эксплуатацию бездействующего фонда скважин и доведение его до норматива.
  • Модернизация и реконструкция системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности.
  • Дальнейшее развитие подземных газохранилищ для повышения надежности и маневренности газоснабжения потребителей внутреннего рынка и зарубежных стран.
  • Повышение комплексности использования добываемого углеводородного сырья, налаживание утилизации получаемого сопутствующего газа и других компонентов.
  • Освоение малых месторождений нефти и, главным образом, газа для решения проблем регио­нального энергоснабжения.
  • Интенсификация добычи нефти из низкопродуктивных пластов, пополнение и наращивание извлекаемых объемов сырья с месторождений со сложным геологическим строением, использование возможностей продуктивного освоения трудно извлекаемых запасов нефти.
  • Разработка и внедрение высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки нефти и газа, реконструкция действующей сети магистральных нефтегазопродуктопроводов. Создание новых и реконструкция старых нефтепроводов, перевалочных баз, железнодорожных переходов, порто­вого хозяйства, создание газовозного и содействие увеличению танкерного флотов.
  • Строительство и реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Углубление степени переработки и диверсификации номенклатуры вырабатываемых нефтепродуктов за счет увеличения производства высокооктановых сортов бензина, дизельного топлива с содержанием серы 0,5% (европейский стандарт), высококачественных авиационных видов топлива, широкой гаммы смазочных масел и др.
  • Освоение производства, транспортировки и потребления сжиженного природного газа.
  • Содействие максимальному замещению природным газом нефтепродуктов в энергетическом балансе страны.
  • Участие в реализации государственной целевой программы энергосбережения.
  • Реализация программ, предусматривающих снижение отрицательного воздействия нефтегазо­вой отрасли ТЭК на окружающую среду, разра6отка и внедрение высокоэффективных методов восста­новления окружающей среды после аварий, а также после закрытия отслуживших свой срок месторож­дений.
  • Содействие разработке и серийному производству высокоэффективного оборудования и мате­риалов для нефтегазового сектора ТЭК, особенно на предприятиях ВПК. Налаживание кооперации всовместном производстве эффективного оборудования для нефтегазового комплекса с иностранными компаниями в части использования преимуществ более дешевой организации производства материало- 93 и трудоемких элементов высокотехнологического оборудования в России, для последующей продажи совместной продукции как на российском рынке, так и на зарубежных рынках, особенно на рынках раз­вивающихся стран. Всяческое содействие специализации машиностроения России для участия в между­народном разделении труда в качестве экспортера машин и оборудования для нефтяной и газовой про­мышленности.
  • Содействие активному внедрению на новые платежеспособные рынки российской нефти, газа и нефтепродуктов. Создание на этих рынках собственной сбытовой и распределительной сети, отдавая предпочтение созданию собственных сбытовых компаний с торговой инфраструктурой, в первую оче­редь по трассам газонефтепродуктопровода.
  • Участие российских компаний, в том числе и через систему совместных предприятий с россий­ским капиталом, в товаропроводящей сети стран ближнего и дальнего зарубежья, создание в этих регио­нах распределительных газопроводов, а также нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, работающих на импортированном из России сырье.
  • Расширение системы трансграничных магистральных трубопроводов, в первую очередь за счет создания второго и третьего экспортных коридоров через Польшу и Балтийское море, строительство «Балтийской трубопроводной системы», четвертого коридора через Китай в Южную Корею, газопрово­да по дну Черного моря в Турцию («Голубой поток»). Реконструкция действующих и строительство но­вых газопроводов на территории Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии до границы с Турцией. Со­действие строительству новых и реконструкции старых систем трубопроводов для транзита нефти и газа из Азербайджана и среднеазиатских стран СНГ, в частности нефтепроводов Баку-Новороссийск и «Кас­пийскою трубопроводного консорциума» (КТК}.
  • Организаций за рубежом разведки, добычи, переработки, транспортировки и утилизации угле­водородного сырья российскими компаниями, в том числе и совместными компаниями с участием рос­сийского капитала.
  • Использование невозвращаемых своевременно странами СНГ и развивающимися странами долгов Российской Федерации для приобретения в этих странах концессий на разведку и добычу нефти и газа, рознично-оптовой сбытовой сети, нефтеперерабатывающих заводов, трубопроводов и т. д.

Таким образом, регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК с ис­пользованием критериев приоритетности — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсут­ствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности в отрасли. Тем не менее, за период 1997–2007 гг. в нефтегазовой отрасли российского ТЭК наметились ощутимые перемены, отражающие учет отдельных приоритетных направлений при прове­дении инвестиционной политики.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру