Исторически доказано, что в периоды мировых финансовых кризисов преимущество стабилизации и быстрейшего выхода из него получают те страны, которые внедряют инновационные механизмы в модель своего экономического развития. Для общества в период таких потрясений необходима поддержка со стороны государства, к такому мнению приходят все больше и больше современных экономистов и политических деятелей. Широкомасштабное перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий является ключом к решению экономических проблем России. В ситуации нехватки финансового капитала процесс обновления основных фондов может быть значительно ускорен активным внедрением механизма финансовой аренды (лизинга). В свое время именно лизинг был предложен как инструмент, позволяющий решать инвестиционные проблемы реального сектора экономики, что поддержало Правительство РФ.
Подобной отраслью могла бы стать сфера жилищно-коммунального хозяйства, а также дорожная сеть и связанная с ней инфраструктура России. Необходимость модернизации данных отраслей давно назрела. Кроме повышения качества жизни населения подобная мера позволит привлечь высвободившуюся, из-за кризиса, рабочую силу и дать возможность гражданам стабилизировать свое финансовое положение, уменьшив уровень безработицы.
Жилищно-коммунального хозяйство является наиболее проблемной частью экономики нашей страны, которая за время реформ практически не претерпела изменений, а степень обновления основных производственных фондов не превышает 1 % в год, что в 10-15 раз ниже темпов их обновления в доконверсионный период. Высокая степень износа основных фондов (средний возраст машин и оборудования в данной отрасли к концу 2008года составлял 22-24 года), низкий уровень эксплуатации, неэффективная работа предприятий коммунальной сферы- все эти факторы вызывают разбалансированность экономики отрасли. Резко снижается (до 25-30%) уровень использования производственных площадей, главным образом вследствие сокращения численности рабочих и специалистов.
Привлечение инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйствования проблема сложная и без инновационных методов инвестирования ее не решить. Превалирующим методом и способом финансирования должен стать лизинг, естественно с учетом отраслевых особенностей и влияния специфических факторов. Практика показывает, что инновационные предприятия (в том числе и жилищно- коммунальной направленности) весьма эффективны, количество нововведений на единицу затрат, как правило, в них больше, чем на иных сопоставимых предприятиях.
Современное финансовое состояние предприятий коммунальной теплоэнергетики фактически полностью исключает системный подход к решению проблемы обеспечения качественного теплоснабжения потребителей за счет собственных средств и средств местных бюджетов. Следовательно, формирование и реализация программы с государственной поддержкой, реформирования коммунальной теплоэнергетики является той основной базой, в рамках которой возможно систематизировано реализовывать мероприятия по техническому перевооружению отрасли с достижением максимальной экономической эффективности и реальным улучшением качества теплоснабжения населения и объектов социальной сферы. Обследования жилищно-коммунального хозяйства показали, что основными причинами снижения экономичности являются: ветхие пути доставки тепловой энергии потребителям и нерациональное их использование, отсутствие систем водоподготовки, большая доля ручного труда, отсутствие современных энергосберегающих технологий и приборов технологического контроля, низкий уровень обслуживания.
Финансовые возможности лизинга как высокоэффективного и чрезвычайно гибкого инвестиционного инструмента широки, что позволяет оперативно использовать в производстве достижения научно-технического прогресса, а также на конкретных примерах разбирать экономические механизмы реализации лизингового бизнеса в условиях действующей в стране нормативной базы.
Внедрение системы инновационных методов инвестирования, основанных на использовании лизинга, в жилищно-коммунальную отрасль позволит:
- обеспечить предприятия жилищно-коммунального хозяйства современной специализированной техникой;
- внедрить в необходимом количестве средства контроля качественных и количественных технологических параметров, непосредственно влияющих на расход энергоресурсов;
- внедрить современные высокоэффективные технологии и оборудования, приспособленные для использования наиболее дешевых для каждой территории топливно- энергетических ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.д.
Наряду с положительной динамикой развития лизинга в России, остались многие проблемы, которые тормозят развитие и осложняют систему быстрого взаимодействия клиента и компании. Я имею ввиду, в первую очередь, низкую «экономическую культуру» нашего бизнеса, это не только затягивает вопрос подписания договоров (для проверки кредитной истории клиента), но и завышает ставку процента и занижает объем возможного кредитования (для минимизации риска не возврата кредита). Все эти аспекты естественно осложнят взаимосвязь лизинговых компаний и предприятий ЖКХ.
В систему мер по выходу из кризиса, стабилизации и подъему ЖКХ важнейшим направлением является организация инвестиционных проектов, основанных на лизинговых операциях под государственные гарантии. Отсутствие необходимых финансовых ресурсов у предприятий ЖКХ и в местных бюджетах делает актуальным привлечение инвестиций в виде кредитов либо на основе лизинга. При этом средств, поступающих за предоставленные жилищно-коммунальных услуг в результате произошедшего в последнее время значительного повышения тарифов, в большинстве случаев для этого достаточно.
Для гарантии возврата ссуды и своевременного погашения процентов по кредиту необходимо со стороны государственной власти, прежде всего Федеральной в лице Правительства, создать фонд финансирования лизинговых программ для сферы жилищно-коммунального хозяйства, который бы полностью или частично участвовал в проектах и гарантировал лизинговым компаниям своевременный возврат кредита. Речь идет о лизинге, как кредита на возвратной и платной основе, государственная власть тем самым смогла бы увеличить свои резервы, обновить технологический парк системы ЖКХ, оживить как сферу производства техники необходимой для коммунального хозяйства, так и исследования в области развития новых технологий, снять социальную напряженность и т.д.
Много проблемных вопросов в случаях предоставления в лизинг техники и оборудования муни- 32 ципальным и государственным унитарным предприятиям. Реальным хозяином здесь являются не предприятия ЖКХ, а муниципалитеты. По существующим нормам предмет лизинга может использоваться только в предпринимательских целях. А многие муниципальные и государственные предприятия не вправе заниматься бизнесом. Лизинговые компании не устраивает и длительная процедура принятия решений по заключаемой сделке. Кроме того, незаинтересованные коммерчески, предприятия ЖКХ легко могут пойти на нарушение условий оплаты по договорам лизинга. Зачастую и просто прослеживается надежда, что поставят технику и оборудование в лизинг, а долги потом спишут. Следовательно, ответственность нужно возлагать на реального хозяина — бюджеты субъектов. В этой связи лизингодатели требуют предоставления гарантий администрацией за лизингополучателя по договору лизинга с утверждением защищенной строки в бюджете. Как итог — немногие банки и страховые компании готовы принимать гарантии того или иного региона либо муниципалитета. Необходима гарантия федерального центра.С помощью лизинговых операций можно решить ряд проблем в ЖКХ, таких как:
- обновление средств производства и предоставление услуг;
- целенаправленное кредитование на приобретение основных средств;
- ужесточение контроля за эффективным использованием вложенных средств и ритмичностью работы предприятий ЖКХ;
- привлечение средств зарубежных инвесторов через поставки оборудования по лизингу (по международному законодательству это не влечет увеличение внешнего долга);
- управление холдингом предприятий ЖКХ и финансовых компаний через систему лизинговых и сопутствующих договоров.
Справедливой ценой капитала, по мнению большинства специалистов в этой отрасли, можно считать сумму равную ставке рефинансирования Центрального банка + 2-3% в зависимости от предоставленного проекта, его технического и экономического обоснования. В соответствии с решением Совет директоров Центрального Банка Российской Федерации и Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России" с 01 декабря ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России установлена в размере 13% годовых. Таким образом, процентная ставка по лизинговым кредитам, с учетом создания государственного фонда, не должна превышать 15-16% годовых на данный момент, а в случае снижения уровня инфляция ставка рефинансирования должна снижаться, следовательно должна уменьшаться и плата за пользование кредитом, что будет способствовать развитию системы кредитования, в частности системы лизинга.
Изменение ситуации в сторону повышения экономической и энергетической эффективности требует значительных капитальных вложений со стороны всех заинтересованных сторон, при этом инвестирование должно носить плановый и системный характер, приравненный к уровню «национального проекта».
В последние два десятилетия лизинг успешно развивался на всех пяти континентах. Этому значительно способствовала серьезная государственная поддержка лизинговой деятельности, которая свидетельствует о понимании правительствами многих стран важной роли лизинга в активизации инвестиционной деятельности и научно-технического прогресса.
Очевиден огромный разрыв в недоиспользовании кредитных возможностей лизинга в России. Интеграция российских и международных финансовых институтов, при условии продолжения тенденций сближения с экономиками развитых рыночных стран мира, по мнению большинства специалистов в области лизинга, в ближайшие годы должна исправить эту разницу и довести до 20-30% от общей суммы привлечения инвестиций в производство. Значительной по объемам сферой возможности увеличения инновационного для России варианта инвестирования должна стать отрасль ЖКХ и смежных с ней производств.
Маневренность, гибкость управления, которые являются неотъемлемой частью лизинговых сделок, относятся к положительным составляющим развития лизинга. Предприятия жилищно- коммунального хозяйства применяющие инвестиции на основе лизинговой сделки значительно увеличивают качество предоставляемых услуг, снижают издержки и соответственно увеличивают прибыль, при изменении стоимости предоставления услуг населению на величину уровня среднестатистической инфляции.
Развитая инновационная деятельность оказывает позитивное влияние на:
- увеличение масштабов производства предоставляемых товаров и услуг,
- повышение степени использования научно-технического потенциала отраслевой науки,
- ускорение практического использования результатов функциональной науки,
- создание предпосылок для решения проблем экологической безопасности,
- эффективное использование инвестиций.
Внедрение новых инновационных подходов и методов привлечения инвестиционных ресурсов в России придаст экономике страны возможность преодоления препятствий в финансировании дотационных и нерентабельных сфер, а также сформирует базу для дальнейшего позитивного развития и оптимального регулирования экономики. Эти меры позволят увеличить уровень жизни населения и обновить основные средства, внедряя передовые технологии.
Специфика отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в сравнении с иными сферами народного хозяйства страны, велика, полная экстраполяция на лизинговые операции и проекты в других сферах бизнеса невозможна по вышеуказанным причинам, отсюда необходимо разработать методику расчета эффективности, методологию, контроля и т.д. опираясь на специфические условия функционирования отрасли ЖКХ. Следовательно, необходима корректировка классических методов анализа в сторону снижения по единой системе для всей сферы жилищно-коммунального хозяйствования.
Реализация предлагаемых инновационно-инвестиционных решений на основе лизинга будет способствовать увеличению эффективности деятельности предприятий ЖКХ, и как следствие, общей эффективности управления жилищно-коммунальной сферы в целом по России, что в свою очередь благоприятно отразится на производстве оборудования смежных отраслей и выхода из кризиса всей промышленности в целом.