Легализация доходов хозяйствующих субъектов как составная састь коррупционной деятельности

    Система противодействия легализации доходов в России сложилась после принятия в 2001 году Федерального закона Российской Федерации "О противодействии легализации (отмыванию) дохо­дов, полученных преступным путём и финансирова­нию терроризма" №115-ФЗ от 07.08.2001 года (да­лее Федеральный закон №115-ФЗ) и образования Комитета РФ по финансовому мониторингу (КФМ России), который стал уполномоченным органом по противодействию легализации доходов, а в 2004 году был преобразован в Федеральную службу по фи­нансовому мониторингу ( далее Росфинмониторинг). С 2002 года работа по противодействию легализа­ции доходов отдельно, на государственном уровне не выделялась и значимость этой работы подчерки­валась в рамках государственных мероприятий по борьбе с коррупцией. Активизация работы по борь­бе с коррупцией отмечается в конце 2003 года, ког­да был создан при Президенте РФ Совет по борьбе с коррупцией. Борьба с коррупцией, в свою очередь, строилась в России на основании законодательных актов по обеспечению экономической безопасно­сти, которые появились в период становления моло­дого российского государства. Однако этот период времени не позволил законодателям создать завер­шённую правовую основу для борьбы с коррупцией и легализацией доходов, поскольку сама коррупция в то время явилась главным тормозом в выработке законодательных мер.

    С недавнего времени появилась политическая воля на государственном уровне, необходимая для создания правовой, законодательной базы в борьбе с легализацией доходов, которая отража­ет заметную активизацию борьбы с коррупцией. Подтверждением этому служат последние ини­циативы высших государственных руководителей России, выраженные в подписании Национального плана противодействия коррупции, на основании которого принят Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. "О противодействии коррупции" ( далее Федеральный закон №273-ФЗ). Однако, с измене­нием в лучшую сторону положения дел в экономи­ке, в связи с развитием информационных технологий, интенсификацией денежных потоков, российская фи­нансовая система по-прежнему остаётся уязвимой, более того, появляются новые способы использова­ния её в целях легализации доходов.

    Рассматривая проблемы легализации доходов, мы невольно увязываем их с проблемами корруп­ции, поскольку при обсуждении вопросов противо­действия легализации доходов на государственном уровне в первую очередь отмечаются проблемы борьбы с коррупцией. В период экономического спада и финансового кризиса, коррупция стано­вится привычной для всех социальных слоёв на­селения, формирует негативное отношение людей к власти. В ходе исследования по итогам 2008 года Всероссийский центр изучения общественно­го мнения (ВЦИОМ) выделил: "три четверти жите­лей России считают коррупцию в стране высокой, 74 % опрошенных отмечают "высокую" степень коррупции в обществе, при этом 30% называют её "очень высокой" , 44% - просто "высокой", 19% -"средней", 1%-"низкой". 6%-затруднились с отве­том. Никто не отметил, что коррупции не существует". Проблематике коррупции посвящено боль­шое количество научных исследований. В связи с этим проследим место легализации доходов в кор­рупционной деятельности, которая представляет угрозу экономической безопасности государства. Рассмотрим, чем является коррупция для легализа­ции доходов?

    Выделим главную цель коррупции. В научной и общественно-публицистической литературе су­ществуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность долж­ностных лиц, политических деятелей. В учебном пособии указывается, что "В широком смысле сло­ва коррупция - это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащи­ми.... своего служебного положения...в корыстных целях для личного обогащения". В справочном до­кументе ООН по международной борьбе с коррупци­ей последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". В ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ впервые в России даётся определение по­нятию коррупция: "а) злоупотребление служебным положением.в целях получения выгоды в виде де­нег, ценностей, иного имущества или услуг имуще­ственного характера". По мнению одних специали­стов слово "коррупция" происходит от латинского corrumpere -портить, другие полагают, что от ла­тинского corruptio - подкуп, возможно, оно пришло от франкоанглийского corruption - продажность? Однако вывод очевиден - главным содержанием "коррупции" является преступление, заключаю­щееся в использовании должностным лицом своих полномочий и прав в целях личной выгоды и обога­щения. Таким образом, цель коррупции это личное обогащение в виде получения денег или других до­ходов. В связи с этим рассмотрим основную цель легализации доходов, которую преследует физиче­ское или юридическое лицо, занимающееся легали­зацией доходов. К основным целям по легализации доходов некоторые учёные относят: создание ви­димости законности получения доходов; сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и иниции­рующих сам процесс отмывания; обеспечение удоб­ного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников; создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес. В учебнике "Экономическая и национальная безо­пасность" выделяются цели легализации доходов: сокрытие следов происхождения доходов, получен­ных из нелегальных источников; создание видимо­сти законности получения доходов; сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания; уклонение от уплаты нало­гов; обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегаль­ных источников; создание условий для безопасного и комфортного потребления8. Проанализировав все эти цели с позиции лица, которое легализует доходы, возникает вопрос: с какой целью преступ­ник совершает действия по указанным направлени­ям? Доктор юридических наук В. Ларичев опреде­лил цель легализации следующим образом: " Цель легализации в том, чтобы, не раскрывая подлинно­го источника, выдать доходы от противоправной деятельности за легальную прибыль и получить возможность использовать их, не вызывая подозре­ний у правоохранительных органов". Указывается, что преступник выдаёт доходы от противоправной деятельности за легальную прибыль и получает возможность использовать их, не вызывая подо­зрений у правоохранительных органов. Но опять возникает вопрос, с какой целью? Для нас ответ один - для наживы и для личного обогащения. Из предложенных примеров классификации целей легализации доходов, все эти цели можно разбить на промежуточные, однако нам представляется, что это пути и способы достижения главной цели - по­лучение доходов (обогащение), придание им пра­вовой законности для дальнейшего использова­ния. Рассматривая легализацию как преступление или правонарушение, а в руках преступника как инструмент для реализации своей основной цели, можно сделать вывод, что преступник, имея целью обогащение, реализует эту цель двумя путями: а) путём получения коррупционных доходов; б) путём сокрытия следов происхождения этих доходов для дальнейшего их использования. Исходя из этого, можно утверждать, что главная цель коррупции и ле­гализации доходов одна - получение доходов, сокры­тие источников их происхождения для обогащения и дальнейшего использования. К наиболее важным факторам, определяющим рост коррупции тради­ционно относят: стремительный переход к новой экономической системе, не подкрепленной необ­ходимой правовой базой; отсутствие завершённой законодательной базы для борьбы с коррупцией; отсутствие единого механизма системы контроля. Исходя из этого видно, что источником для легали­зации доходов является коррупция, выражающаяся в преступлении или правонарушении. Коррупция "поставляет" преступные доходы для их дальней­шего использования и легализации. Источниками происхождения легализуемых доходов признаются: преступления (любые, предусмотренные уголов­ным законодательством); преступления, являющи­еся типичными для организованной преступности; правонарушения; преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В Федеральном законе № 273-ФЗ выделяются поня­тия: "в совершении коррупционных преступлений", "выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений". Исходя из того, что законные доходы легализации не требуют, и что легализации требуют доходы, по­лученные преступным путём или путем правона­рушения, мы можем свести их к единому понятию "коррупционные доходы", т.е. доходы, полученные в ходе коррупционной деятельности. В связи с этим даём определение понятию "коррупционные дохо­ды - денежные средства, иное имущество, получен­ные путём правонарушения или преступления". В такой взаимосвязи легализации с коррупцией мы понимаем основную цель легализации доходов.

    На основании рассмотрения основных схем легализации доходов, попытаемся обосновать схему легализации коррупционных доходов. Проанализируем схемы и модели процесса легализа­ции доходов. Согласно двухфазной модели основны­ми стадиями легализации являются: "Отмывание" денег (Money Laundering); Возвращение в оборот (Recycling). К. Бернаскони относит эти стадии к отмыванию первой и второй степени4. В данной модели мы можем выделить два этапа: получение денежных средств и сокрытие следов их проис­хождения. Трехфазовая модель является наиболее распространенной и предполагает выделение в про­цессе легализации стадий: размещение (р1асешеМ); расслоение (layering); интеграция (integration). На основании данной модели мы можем отметить, что первая стадия размещения предполагает также и по­лучение денег путём размещения, вторая и третья стадии расслоение и интеграция - сокрытие этих денег путём "превращения наличных денег в денеж­ные инструменты" и "приобретения и продажи иму­щества". На основании данной модели мы выделяем два этапа деятельности: получение денег и сокры­тие следов их происхождения в целях дальнейшего использования. Рассматривая четырехфазовую модель (первая стадия - освобождение от наличных денег и перечисление их на счета подставных лиц; вторая стадия - распределение наличных денеж­ных средств; третья стадия - маскировка следов совершенного преступления; четвертая стадия - интеграция денежной массы) процесса отмывания доходов, используемую экспертами ООН, мы можем эту модель легализации доходов условно разбить на два этапа: получение денег; сокрытие следов происхождения этих денег. Рассмотрим четырехсек- торную модель легализации денег, предложенную швейцарским специалистом К. Мюллером. В рам­ках этой модели выделяются сектора и связанные с ними стадии отмывания. Критериями для выделе­ния являются: легальность/нелегальность опера­ций и страна совершения основного преступления/ страна "отмывания" денег. Первый сектор - страна основного преступления/легальность. В этом сек­торе осуществляется внутреннее, предварительное "отмывание". Второй сектор - страна основного пре­ступления/нелегальность. В этом секторе происхо­дит сбор прошедших предварительное "отмывание" денег в пул и подготовка их к контрабанде.

    Третий сектор - страна "отмывания" денег/неле­гальность. В этом секторе происходит подготовка к вводу денег в легальную финансовую систему.

    Четвертый сектор - страна "отмывания" денег/ легальность. Здесь производятся маскировочные действия в виде переводов, инвестиции. Данную модель, на основе критерия "легальность/нелегаль­ность" можно, рассмотреть как: а) страна получения денежных средств путем отмывания и б) страна со­крытия денежных средств путём их легализации.

    Одна из схем легализации, предложенная ранее А. Ф. Волобуевым состоит из пяти этапов легализации денежных средств и прямо подтверждает первый этап легализации доходов - "получение денег в результате противоправной деятельности". В предложенной схеме мы опять прослеживаем два основных этапа: получение де­нег и сокрытие следов их происхождения в целях дальнейшего использования. Кроме того, первую формулировку Президентской комиссии США по легализации (отмыванию) доходов мы можем рас­сматривать как процесс, состоящий из двух эта­пов: 1-й этап - "посредством которого скрывает­ся существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов"; (а именно, и получение доходов - автор). 2-й этап - "и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казать­ся имеющими законное происхождение", (а именно, легализация доходов - автор).

    На основании анализа основных схем легализа­ции и выделенного нами понятия "коррупционные доходы", определяем понятие "легализация кор­рупционных доходов - получение денежных средств или иного имуществом путём правонарушения или преступления и (или) придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению этими денежными средствами или иным имуществом". В связи с этим предлагаем двухэтапную схему лега­лизации коррупционных доходов: 1-ый этап - полу­чение денежных средств, других доходов; 2-ой этап - сокрытие следов происхождения этих денежных средств, других доходов.

    Именно в такой взаимосвязи легализации до­ходов и коррупции мы видим место легализации доходов в коррупции: легализация доходов хозяй­ствующих субъектов - составная часть коррупции. Все области, подверженные коррупции предполага­ют её конечный этап - легализацию полученных до­ходов, легализация доходов, не может существовать без своей основной базы — коррупции. В связи с этим, коррупция - основной источник происхожде­ния доходов, полученных нелегальным путем, или "поставщик" доходов, которые требуют легализа­ции. Исходя из этого, работа по противодействию легализации доходов должна строиться в единой системе по борьбе с коррупцией.

    © StrategPlann 2009