Стратегия и Управление.ru
Dec 6

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Классификация и оптимизации инвестиционных проектов России в условиях кризиса

Главной особенностью прошедшего года стало его разделение на два периода — до начала финансового кризиса и после. Если до августа на рынке капиталов царила эйфория (многочисленные инвесторы объявляли о начале реализации очередных крупномасштабных проектов), то после возникли серьезные проблемы на фондовом рынке, в банковской деятельности, позднее — в более инерционной сфере капитальных инвестиций. Министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин считает, что «пик кризиса, скорее всего, будет смещен с середины этого года на конец этого года или на начало следующего» и раньше чем через три года выхода из кризиса не произойдет». При таком пессимистическом развитии событий Резервный фонд (4,869 трлн. руб., или 136,33 млрд. долларов на 1 апреля 2009г.) будет полностью истрачен за два с половиной года, а дефицит государственного бюджета в 2009 году составит 8% ВВП.

Проведенный нами анализ действующих в настоящее время государственных проектов и программ показал, что их можно классифицировать по следующим группам:

  1. Государственные макро — проекты престижа — олимпийский проект в Сочи, саммит АТЭС во Владивостоке. На них в 2009г. будет выделено более 600 млрд. руб., но прямого экономического эффекта от них не ожидается.
  2. Стратегически важные проекты государственных корпораций. Серьезный вклад в инвестиционный процесс в 2009 году внесут системообразующие российские компании, относящиеся к государственному сектору экономики: «Газпром», «ЛУКОЙЛ», РЖД, «Транснефть», концерн «Энергоатом». «ЛУКОЙЛ» например, введет в действие нефтепровод, который обойдется в 4 млрд. долларов.
  3. Проекты Инвестиционного фонда по развитию инфраструктуры, строительству и содержанию дорог, судостроению. К таким проектам относится один из самых значимых инвестиционных проектов нашей республики — «Инфраструктурное обеспечение комплексного развития городского округа г. Уфа Республики Башкортостан», в рамках которого до 2014 года для строительства инфраструктурных объектов Уфы планируется привлечение инвестиций в объеме около 298,4 млрд. рублей, из них 24 млрд. руб. из Инвестиционного фонда РФ, 24,3 — бюджета республики и Уфы, а остальные 250 млрд. руб. планируется привлечь за счет инвесторов. Проектом предполагается финансирование необходимой экономической инфраструктуры, коммуникаций, развития транспортной системы, автодорог, систем водоснабжения и водоотведения, энергетических сетей, объектов ЖКХ.
  4. Социальные проекты, к которым относятся обязательства Министерства обороны по обеспечению жильем военнослужащих, решению жилищных проблем ветеранов Великой Отечественной войны, использованию в ускоренном режиме средств материнского капитала для погашения ипотечных кредитов. Их экономический результат может заключаться лишь в стимулировании строительства дешевого жилья. Однако социальный эффект от реализации проектов данной группы предполагает снижение социальной напряженности в обществе, усилившейся в последнее время.
  5. Долгосрочные крупные проекты, осуществляемые в агропромышленном и лесопромышленном комплексах. Толчком к приходу инвесторов в сельское хозяйство стал запущенный в 2006 году приоритетный национальный проект «Развитие АПК», трансформированный впоследствии в федеральную программу. Несмотря на недостатки (фактическое отсутствие поддержки малых предприятий, фермерских хозяйств, перерабатывающих предприятий), те немногие меры, которые государство все же предприняло, дали неплохие результаты. Сравнительная доступность кредитов, субсидирование процентных ставок, коррективы таможенно-тарифной политики — этих мер оказалось достаточно для привлечения инвесторов. Убедительным аргументом для инвесторов лесопромышленной отрасли стал рост пошлин на экспорт круглого леса и растущий внутренний спрос на продукцию ЛПК. Наиболее серьезные капитальные вложения по-прежнему осуществляют действующие целлюлозно-бумажные комбинаты, модернизирующие изношенные мощности. В 2008 году группа Mondi начала реализовывать давно ожидаемый пятилетний проект «Степ» — модернизацию Сыктывкарского ЛПК стоимостью 500 млн. евро. Самый дорогостоящий из осуществляемых в отрасли инвестиционных проектов обеспечит увеличение мощностей предприятия на 20-25%. Однако реализация таких крупных проектов как строительство целлюлозно-бумажных комбинатов в Вологодской, Псковской областях и в Республике Коми остается пока под вопросом.
  6. Перспективные проекты РОСНАНО в сфере нанотехнологий. До конца 2009г. РОСНАНО планирует также запустить несколько новых инфраструктурных проектов, призванных содействовать вовлечению малого и среднего бизнеса в инновационную сферу. Передача временно свободных денежных средств РОСНАНО в объеме 85 млрд. рублей в бюджет РФ не повлияет на выполнение задач 2009г.
  7. Частные микро-проекты. Инвесторы вкладываются преимущественно в недорогие проекты (максимум 1-2 млрд. руб.) с короткими сроками окупаемости. Большинство инвестиций здесь осуществлялись за счет кредитных ресурсов, которые сейчас крайне недоступны. В 2009 году Внешэкономбанк планирует выделить 30 млрд. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса. При этом предполагается не просто поддержка через кредиты, а выкуп у коммерческих региональных банков однородных портфелей, приходящихся на данную сферу.

Учитывая разнообразие целей, масштабов и стоимости реализуемых в нашей стране проектов, очень сложно предложить пути оптимизации государственных форм их поддержки. Очевидно, что первые четыре группы проектов будут поддержаны государством и доведены до конца, несмотря на проблемы в экономике. Поддержка частных, но важных для экономики проектов осуществляется в косвенной форме. В частности, с 2009 года увеличена с 10 до 30% амортизационная премия для инвестиционно — активных предприятий. Инвесторам необходимо объективно оценивать свои силы, принять решение об оптимизации своих решений. Это может быть и отказ от осуществления одних проектов в пользу других или ликвидация неэффективных проектов. Смена собственника тоже может стать приемлемым решением проблемы. Данный механизм должен помочь, на наш взгляд, в случае приобретения акций компаний башкирского ТЭКа корпорацией «Система» у ООО «Агидель-Инвест», «Урал- Инвест» и «Юрюзань-Инвест». В результате корпорация «Система» владеет от 65 до 82% уставного капитала таких компаний как ОАО АНК «Башнефть», «Уфанефтехим», «Уфимский НПЗ». Этот мажиритарный акционер имеет большой опыт привлечения значительных денежных средств и планирует привлечь дополнительные инвестиции, будут созданы новые рабочие места, улучшено экономическое положение компаний, а здесь нформация о г. Слюдянка slavnoemore.ru. Всё о городе на Байкале.

В сложившихся экономических условиях значительные усилия государства будут сосредоточены на поддержке малого и среднего предпринимательства. В нашей республике осознали необходимость формирования разнообразных, адекватных проблемам бизнеса форм государственной поддержки. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 год включает в себя следующие формы:

  • Субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса — субъекты малого предпринимательства могут обратиться за субсидией в размере до 400 тыс. руб. в течение года с момента государственной регистрации при вложении собственных средств в размере не менее 25% от запрашиваемых средств.
  • Предоставление поручительств за счет средств государственного гарантийного фонда — обеспечивает доступ предпринимательства к кредитным ресурсам, объем ответственности фонда по поручительству не может превышать 70%.
  • Микро — финансирование — заем не более 1 млн. руб. осуществляется на возвратно- платной основе на срок не более 12 месяцев. Процентная ставка равна ставке рефинансирования ЦБ РФ.
  • Предоставление основных средств на условиях лизинга — при уплате аванса не менее 10% от стоимости приобретаемых средств на срок до 3 лет с лимитом выделяемых средств 3 млн. руб. Процентная ставка по контрактам также определена в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
  • Субсидирование ранее понесенных затрат: уплаченных процентов по кредитным договорам, уплаченных страховых взносов, уплаченных лизинговых платежей, затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, затрат, являющихся необходимыми для экспорта, затрат, связанных с реализацией программ энергосбережения. Данный вид поддержки могут получить субъекты малого и среднего предпринимательства, исполнившие обязательства в пределах периода с 1 января 2007 года.

Таким образом, несмотря на дефицит федерального бюджета в 2009г. государственные макро-проекты будут профинансированы в полном объеме. Однако вследствие проблем кредитования многие частные проекты будут заморожены. Бизнесменам придется использовать собственные внутренние резервы для интенсивного развития, максимально используя предоставляющиеся государством возможности.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру