Государство как основной поставщик общественных товаров

    Общеизвестно, что, кроме товаров индивидуального потребления, у которых есть и продавец, и покупатель, существует ряд товаров, предназначенных для удовлетворения потребностей всех и каждого. Но именно эти товары не имеют и не могут иметь продавца.

    Эта ситуация парадоксальна для рыночной экономики: нет покупателей, а есть только пользователи. Следовательно, нет и продавцов, а есть только производитель. Ни один предприниматель не станет заниматься продукцией, не приносящей прибыли. А особенностью общественных товаров как раз и является то, что потребность в них возникает даже тогда, когда они не оплачиваются. В связи с этим основным поставщиком общественных благ и является государство.

    Организация государством производства общественных благ является своего рода инструментом косвенного ограничения классического рынка. Ведь для производства этих благ правительство должно располагать определенными ресурсами, которые получаются в основном только за счет налогов с физических и юридических лиц. Это значит, что ресурсы на производство общественных благ, отобранные у рыночного сектора, потенциально предназначались для производства индивидуальных товаров. Предприятия и домохозяйства облагаются налогами, тем самым выключая часть своих доходов, то есть часть потенциальной покупательной способности, из потоков «доходы-расходы». Получая меньшие доходы, налогоплательщики вынуждены сократить свои инвестиционные и потребительские расходы. То есть налоги уменьшают спрос на товары и снижение частного спроса на ресурсы. Следовательно, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения. Затем государство расходует налоговые поступления и тем самым частично направляет эти ресурсы в производство общественных товаров. Итак, взимание налогов способствует снижению «индивидуального» спроса и «индивидуального» предложения в рыночном секторе, они уменьшают предпринимательскую активность, а это, в конечном итоге, и сужает сферу классического рынка. Это означает, что производство общественных благ является своеобразным регулятором рыночной экономики.

    Невозможно дозировать использование общественного товара за счет системы цен. Следовательно, конкурентный рынок не может породить эффективного количества этих товаров. Допустим, что государство не производит какой-нибудь общественный продукт. К примеру, государство не занимается национальной обороной. Найдется ли некая частная фирма, предоставляющая данную услугу? Вероятно. Но она стала бы взимать плату за эту услугу. И возникает вопрос: а все ли жители страны готовы платить за национальную оборону? Каждый убежден, что он мог бы получить данную услугу независимо от своего вклада, и, следовательно, у него нет мотивов платить за услугу добровольно. Вот почему подобные услуги обеспечиваются за счет налогообложения.

    Уплата налогов индивидуумами - элемент принуждения со стороны государства. Когда государство поставляет общественные блага, то каждый имеет больше благ, нежели в случае, когда государство не делает этого. Признание государством права принуждения потенциально ведет к тому, что должно улучшить положение каждого индивидуума. Однако наряду с этим содержится потенциальная возможность улучшения положения одних за счет других.

    Можно также добавить, что отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления общественного товара. Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Важно отметить то обстоятельство, что они не подчиняются принципу исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ. Если получение выгоды от товаров индивидуального потребления основывается на их покупке, то выгоды от общественных благ достаются обществу в результате производства таких благ.

    Общественное благо по своей сути - это один из случаев несовершенства рынка, требующего вмешательства государства. Это вмешательство необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, предполагающими соблюдение суверенитета потребителя. В случае частных благ выбор направлений использования ресурсов зависит от предпочтений индивида. В случае общественных благ ситуация другая. При выборе объема общественных благ, основанный только на решениях отдельных индивидуумов, блага будут предоставлены не в полном объеме. Следовательно, одним из важнейших является вопрос: каковы должны быть размеры поставки общественных благ. Можно ли сказать, что государство поставляет слишком мало или слишком много общественных товаров? Общественные товары эффективно поставляются тогда и только тогда, когда для всех индивидуумов сумма предельных норм замещения равна предельной норме трансформации. Сумма предельных норм замещения показывает, каким количеством частных товаров все члены общества вместе готовы пожертвовать, чтобы получить одну дополнительную единицу общественного товара, который будет совместно потреблен всеми. Предельная норма трансформации показывает, каким количеством частных товаров нужно поступиться для получения одной дополнительной единицы общественного товара. Таким образом, эффективность требует, чтобы суммарное количество частных товаров, которым люди готовы пожертвовать для получения дополнительной единицы общественного товара, равнялось сумме, от которой они готовы отказаться.

    В рыночной экономике государство интегрировано в круговорот материальных и денежных средств. Государство предоставляет общественные блага предприятиям и домохозяйствам. В свою очередь, финансирование этих благ и услуг требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств. Также государство облагает налогами непосредственно домохозяйства и вместе с тем производит им трансфертные платежи (например, в виде пособий по социальному страхованию).

    Итак, создание и реализация общественных благ являются одной из задач государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета, получаемые в том числе и за счет взимания с предприятий и налогоплательщиков налогов.

    © StrategPlann 2009