Стратегия и Управление.ru
Dec 4

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Факторы развития предпринимательства

Для того чтобы оценить перспективы развития предприниматель­ства в России, целесообразно рассмотреть факторы такого развития.

Г. Б. Кочетков приводит пять факторов, которые обеспечивают положение США как признанного лидера в развитии предпринима­тельства в мире.

1. Половозрастная структура населения и ее динамика в бли­жайшем будущем. Именно от демографической ситуации зависят изменения в потребностях в товарах и услугах, а также реакция на­селения на эти изменения.

Наиболее перспективным для бизнеса считается население в возрасте 25—44 лет. Страны с наивысшим развитием предпринима­тельства имеют более четверти населения в этом возрастном диапо- зоне. В США в эту возрастную группу попадает 30% всего населе­ния. Помимо этого, надо учитывать соотношение женщин и муж­чин среди предпринимателей. В США оно составляет 0,53, 47% предпринимателей — женщины, а 53% — мужчины. В то же время женщины составляют мощный резерв развития предпринимательства, который пока еще недостаточно используется, в том числе и в США.

В России численность населения в возрасте 25—44 лет на нача­ло 2006 г. составляла 41 710 тыс., или 29,2%. Это свидетельствует о том, что страна имеет достаточно большие резервы и перспективы для развития предпринимательства. Что же касается соотношения женщин и мужчин среди предпринимателей России, то статисти­ческие данные об этом, к сожалению, отсутствуют. Между тем численность женщин в России, занимающихся бизнесом, непре­рывно возрастает.

2. Уровень общего и специального предпринимательского образова­ния. В этой области США обладают существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в положенном воз­расте получают специальное среднее и высшее образование. По этому показателю США занимают второе место в мире, уступая лишь Канаде (90%). Предприниматели имеют более высокий уро­вень образования, чем в среднем по стране.

Интересно, что среди предпринимателей в США около трети составляют лица с неоконченным высшим образованием. Начиная с 1990-х годов лучшие американские университеты и колледжи начали предлагать специальные курсы по предпринимательству. Самым красноречивым примером стала замена классического курса общего менеджмента в Гарвардской школе бизнеса на новый, обя­зательный для всех обучающихся по программе магистра делового администрирования курс «Предпринимательское управление». Луч­шие студенты не стремятся в крупные компании, на Уолл-стрит или в ведущие консультативные фирмы, а предпочитают перспек­тивные стартовые компании.

В России, по данным переписи населения 2002 г., численность лиц в возрасте от 15 лет и выше, имеющих среднее профессиональ­ное, неполное высшее профессиональное, а также высшее профес­сиональное образование, составила 463 на 1000 человек населения (в 1989 г. — 322), что следует признать достаточно высоким показа­телем. Что же касается выпуска специалистов, то лишь с 1990 по 2006 г. государственные средние специальные заведения по специ­альностям «Экономика и управление», «Информатика и вычисли­тельная техника» закончили 1707,3 тыс. человек, а государственные высшие учебные заведения по этим же специальностям — 1314,4 тыс., всего —3021,7 тыс. человек.

В России на конец 2006 — начало 2007 учебного года из общего числа 2847 средних специальных учебных заведений 216, или 7,2%, были негосударственными, а из 1090 высших учебных заведений — 430, или З9,5%. В подавляющем большинстве в этих негосударст­венных средних и высших учебных заведениях студентов обучали экономическим, информационным и юридическим наукам.

3. Возможность значительно повысить свой личный доход. Разброс доходов граждан измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения. Интересно, что если в большинстве про- мышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5— 10, то в США он достигает 17, что приближает Россию к показате­лю США. Объясняется это тем, что группы населения с высоким уровнем доходов обеспечивают необходимые накопления для пер­воначального инвестирования в стартовые компании. Кроме того, эти группы населения служат хорошим примером для тех предпри­нимателей, кто хотели бы значительно повысить свой уровень до­ходов. К сожалению, в России слабо обеспечиваются накопления в первоначальные инвестирования этой группы населения.

4. Политика государства в сфере экономики, в частности общий уровень налогообложения и размер социального налога. В США, а так­же в других странах, где предпринимательство хорошо развито, до­ход государства от налогов превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают 39—40% ВВП, то предприниматели теряют всякий сти­мул к своей деятельности. Кроме того, в странах с высоким уров­нем предпринимательства размер социального налога не превышает 12% ВВП. В США он составляет всего 7,5%. В большинстве про- мышленно развитых стран он достигает 22%, в то время как при уровне 37% и выше предпринимательство замирает.

В России в 2006 г. доход от налогов составил 5839,7 млрд руб., или 21,8% ВВП, составившего в 2006 г. 266 781 млрд руб.

Таким образом, можно констатировать, что в России общий уровень налогообложения и размер социального налога (из него от­числяются средства в Пенсионный фонд, Фонд социального стра­хования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования) не мешают, а способствуют развитию предпринимательства.

5. Отношение общества к предпринимательству. В этом смысле США выгодно отличаются от большинства других промышленно развитых стран. Именно предприниматели заложили фундамент процветания этой страны в XVIII—XIX вв., когда за океан из Европы устремились бесстрашные и предприимчивые люди. Американское общество всегда придавало и придает сегодня большое значение индивидуализму, личной инициативе, самообеспечению граждан. Граждане США не ждут от государства, что оно создаст режим все­общего равенства и благополучия. У каждого американца существу­ет сильная мотивация, моральная поддержка общества для прояв­ления деловой инициативы, развития своего дела, для улучшения условий своей жизни.

Интересно, что американское общество не осуждает предпри­нимателя, потерпевшего неудачу. Наоборот, считается, что такой «неудачник» после тщательного анализа причин своих неудач будет лучше подготовлен к новому бизнесу. Поэтому нередко венчурные капиталисты предпочитают вкладывать инвестиции в проекты пред­принимателей, ранее потерпевших определенную неудачу. Провал одного из предпринимателей рассматривается как нормальные из­держки бизнеса.

Высокому уровню развития предпринимательства в США спо­собствует хорошо развитая деловая инфраструктура услуг — юриди­ческих, бухгалтерских, других консультативных, специализирую­щихся на предпринимательстве.

В России отношение общества, отдельных лиц к успешным предпринимателям нередко негативное, завистливое. С развитием предпринимательства в России, особенно малого и среднего, вовле­чения в этот процесс все большего числа трудоспособного населения отношение общества к успешным предпринимателям меняется.

Опрос, проведенный в рамках исследования «Стиль жизни среднего класса», показал, что в ближайшее время как минимум 6% населения России займутся предпринимательством. В Германии, стране со значительно более развитым рынком, доля предпринима­телей составляет 9%, а в Чехии — примерно 10—11% жителей стра­ны. Исследование показало, что среди молодежи постсоветского поколения (до 24 лет) 25% мужчин и 18,4% женщин собираются открыть собственный бизнес.

Интересно, что главным фактором для участвовавших в опросе, побуждающим к занятию предпринимательством, оказалось нали­чие надежных связей и клиентов. На втором месте — наличие партнера, затем — возможность получить кредит. И лишь на послед­нем месте — надежная защита от криминальных структур.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру