Стратегия и Управление.ru
Dec 8

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Экономический механизм обоснования инвестиций в природоохранную деятельность при ликвидации (предотвращении) чрезвычайных ситуаций

Проблемы чрезвычайных ситуаций (ЧС) для Российской Федерации являются весьма актуальны­ми. По данным Минприроды России ежегодный ущерб, наносимый негативным воздействием вод эко­номике и окружающей среде оценивается в 110-130 млрд. руб. В число наиболее паводкоопасных терри­торий ЮФО входят Краснодарский край и Республика Адыгея. Так, в 2002 г. Краснодарский край дваж­ды подвергся ударам стихии, материальный ущерб превысил все предыдущие потери от чрезвычайных ситуации природного характера за послевоенный период. В июне 2002 г. по данным Главного управле­ния МЧС России по Краснодарскому краю в результате паводка общий материальный ущерб составил более 3,5 млрд. рублей.

На город Новороссийск и прилегающие территории в августе 2002 г. выпали осадки в виде лив­невых дождей и смерчей, вышедших на сушу. В результате чрезвычайной ситуации имелись человече­ские жертвы, а материальный ущерб превысил 900 млн. рублей. Столь значительная величина ущерба обусловлена рядом объективных и субъективных причин, в первую очередь таких ее видов как застройка территорий в паводкоопасных зонах, зарастание русел рек, снижение их пропускной способности, а так­же, что особенно важно, гидрологическими особенностями рек Черноморского Побережья Краснодар­ского края. На этих реках летняя межень прерывается паводками, иногда катастрофическими, а для рек Большого Сочи типичны паводки в любое время года. За ливневый дождь относительно небольшой продолжительности, но большой интенсивности выпадает иногда такое количество осадков, которое приводит к катастрофическим последствиям.

В соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации на территориях, подверженных ЧС, строительство капитальных зданий и сооружений без проведения специальных средозащитных меро­приятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. Поэтому интенсивное хозяйст­венное освоение всего Черноморского Побережья Кавказа, связанное с проведением Зимних Олимпийских Игр в г. Сочи, делает очевидной необходимость осуществления комплекса мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, однако виды, размеры и очередность их осуществления должны быть экономически обоснованы. При этом необходимо отметить, что по экспертным оценкам предотвращаемый экономи­ческий ущерб, как правило, в 25–30 раз превышает затраты, необходимые для проведения защитных ме­роприятий.

Необходимость разработки адекватного организационно-экономического обеспечения реализа­ции инвестиционных проектов по предотвращению ЧС обусловлена их высокой капиталоемкостью, а также тем, что финансирование противопаводковых мероприятий осуществляется из бюджетов различ­ного уровня и целевых внебюджетных фондов. Организационно-экономический механизм представляет собой систему взаимодействия участников проекта и в общем случае включает:

— нормативно-правовое обеспечение, на основе которого осуществляется взаимодействие участни­ков;

— обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;

— условия финансирования инвестиций, а также меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке (предоставление временной финансовой помощи, займов, отсрочек платежей и т. п.). Сюда же входят меры государственной поддержки проекта и/или его участников в раз­личных формах (разрешение на реализацию проекта или включение его в федеральные программы, бюджетное финансирование;

— систему управления реализацией инвестиционного проекта, обеспечивающую (при возможных изменениях условий реализации проекта) должную синхронизацию деятельности участников, защиту интересов каждого из них и своевременную корректировку их последующих действий). Кроме того, стохастический характер воздействия природно-климатических факторов диктует

необходимость создания и развития системы страхования, регулируемого государством. Основными ви­дами страховых рисков в водном хозяйстве являются: риск ответственности собственников гидротехни­ческих сооружений или эксплуатирующих организаций при авариях; риск утраты или повреждения имущества; риск убытков при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с пользо­ванием водным объектом. Целью создания рынка страховых услуг в водном хозяйстве является финансо­вое обеспечение ответственности за причиненный вред в результате аварий на водохозяйственных объ­ектах или природных ЧС и финансирование мероприятий по повышению безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений.

Для обоснования целесообразности государственной поддержки природоохранных инвестици­онных проектов, ее размеров, сроков и форм необходимо проведение расчета эффективности, подтвер­ждающих:

— эффективность проекта и его соответствие целям и интересам государства и общества;

— согласование интересов участников проекта и предлагаемых мер государственной поддержки. Финансовая сторона инвестирования проектов включает основной момент: определение источ­ников поступления средств и характер их движения при расчетах за выполненные работы. Участие госу­дарства (государственная поддержка) в водохозяйственной деятельности может осуществляться как непо­средственно (прямое бюджетное финансирование), так и опосредованно (бюджетно-налоговая и кре­дитно-денежная политика). Финансирование инвестиционных проектов по предотвращению ЧС должно осуществляться по аналогии с реализацией крупных природоохранных водохозяйственных проектов в форме целевых программ и проектов, таких как «Возрождение Волги», «Каспий», «Противопаводковые мероприятия», с выделением приоритетных направлений.

Для инвестиционных проектов, общественная значимость которых оказывает существенное влияние на социальную и экологическую обстановку, производится оценка общественной эффективно­сти проекта, которая осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями. Они являются основой для создания нормативно-методических документов по разработке и оценке эффек­тивности отдельных видов проектов, учитывающих их специфику, в частности сохранить и приумножить.

Процедура дисконтирования инвестиционных проектов, ориентированных на экологические приоритеты, рекомендует, в частности, для инвестиционных проектов мелиорации сельскохозяйствен­ных земель устанавливать ставку дисконта на уровне 6 — 8%. Однако для проектов, направленных на предотвращение негативного воздействия поверхностных вод ставку дисконта следует снизить и устанав­ливать в размере 2 — 3%, что, с нашей точки зрения, наиболее целесообразно для таких мероприятий.

Особенность оценки эффективности инвестиционных проектов по предотвращению ЧС заклю­чается в необходимости учета вероятности происходящих процессов, сложности определения величины предотвращенного ущерба, а также отсутствия в большинстве случаев притоков от операционной дея­тельности.

Понятие вероятностной неопределенности (стохастики) используется в расчетах эффективности, когда степень возможности рассматриваемых сценариев или отдельных параметров проекта характеризу­ется их вероятностями, а точнее (поскольку речь может идти о непрерывно меняющихся параметрах) — вероятностными распределениями. Для учета вероятностной неопределенности (стохастики) параметров проекта необходим выбор подходящих вероятностных моделей для описания неопределенности каждого из параметров и отражения в них взаимосвязей между различными параметрами. Общего метода реше­ния этой проблемы нет. Построение достаточно адекватных реальной действительности вероятностных моделей процессов реализации проектов и колебаний параметров внешней среды является достаточно сложным, хотя некоторые элементы соответствующих моделей достаточно хорошо разработаны и при­меняются на практике.

Основным отличием проектов, разрабатываемых и оцениваемых с учетом фактора неопределен­ности является то, что условия реализации проекта и отвечающие им затраты и результаты точно неиз­вестны и надо учитывать весь спектр их возможных значений и степень возможности каждого из них. В этой связи возникает необходимость:

— сценарного подхода, т. е. рассмотрения различных вариантов реализации проекта;

— изменения экономического содержания самого понятия эффективности проекта в условиях не­определенности, введения новой системы показателей эффективности природоохранных проек­тов;

— совершенствования организационно-экономического механизма реализации инвестиционных природоохранных проектов.

Классическим примером может служить определение оптимальной высоты дамбы обвалования, предотвращающей, защищающей от наводнения некоторый регион. Из гидрологических расчетов сле­дует, чем ниже процент обеспеченности ожидаемого паводка, тем большей должна быть высота дамбы, тем больше затраты. Вероятность паводка 1% обеспеченности — один раз в сто лет, а вероятность павод­ка 5% обеспеченности — двадцать раз в сто лет. Вполне ясно, что, дамба, построенная в расчете на паво­док 5% обеспеченности не в состоянии противостоять паводку 1% обеспеченности. При этом на момент разработки проекта никому неизвестно, в какой год из столетнего периода пройдет этот паводок. Теоре­тически это событие может наступить на следующий год после строительства, а самое главное — оно мо­жет повториться следом. Решение проблемы в данном случае возможно путем минимизации затрат и потерь, связанных с реализацией проекта (т. е. результаты проекта оцениваются снижением потерь).

В самом деле, никто не в состоянии достоверно прогнозировать будущие чрезвычайные события, а потому базировать оценку проекта на таком прогнозе было бы некорректно. С этой точки зрения про­цедуры учета неопределенности сводятся не столько к правильному прогнозированию денежных пото­ков, а к методам установления эффективности или неэффективности проекта с учетом всех возможных последующих условий его реализации. Естественно, что соответствующий критерий носит качественно иной характер и не может трактоваться как чистый дисконтированный доход (ЧДД) прогнозного денеж­ного потока проекта.

Это значит, что в условиях неопределенности эффективность проекта должна пониматься не так, как в детерминированных условиях: проект следует рассматривать как эффективный, если участие в нем предпочтительнее, чем отказ от него. Тем самым критерий эффективности проекта в условиях неоп­ределенности должен в еще большей мере отражать систему предпочтений хозяйствующего субъекта (например, в части отношения к риску), чем в условиях полной информации. Таким образом, проект будет считаться эффективным при условии, что интегральный предотвращенный ущерб будет больше или равен сумме вложенных инвестиций (с учетом дисконтирования):

ЕУ at > ЕК at,

Рассмотрим пример расчета экономической эффективности противопаводковых мероприятий при наличии исходных данных по фиксированным ущербам (табл. 1).

Таблица 1 — Зафиксированные величины ущербов от паводков

Годы

1976

1987

1990

1991

1995

1997

1998

2000

2002

2003

2005

2006

Процент обеспеченно­сти паводков

10

3

17

32

47

35

23

41

38

36

1

9

Ущерб, млн. руб. (в сопос­тавимых це­нах)

40,1

120

36,9

9,0

0,3

4,5

24,7

2,2

4,1

4,3

260,8

42,7

Приведенные величины ущерба содержат только прямые виды ущербов от паводков (наводне­ний) и затоплений.

Среднемноголетний экономический ущерб, при наличии данных по объемам затопления и ко­личественным характеристикам, определяется по формуле:

Унсрмн = ЕР, У /ЕРг.

Прямой среднемноголетний ущерб составляет 12,29 млн. руб. Этот ущерб не учитывает косвен­ные виды ущербов и неучтенные ущербы. Величина косвенного ущерба определяется с учетом коэффи­циента, равного 0,05, а неучтенного — 0,25 от прямого экономического ущерба. Следовательно, величина среднемноголетнего экономического ущерба от паводков (наводнений) с учетом косвенных и неучтен­ных ущербов составит 15,98 млн. руб.

Принимая рентабельность инвестиций в проект, направленный на предотвращение ЧС, на уров­не 0,06—0,08, можно оценить величину капитальных вложений:

КЧс = 15,98 / (0,06–0,08) = 266,3–199,6 млн. руб.

Сопоставляя эти значения с величиной зафиксированных ущербов от паводков, отметим, что они соответствуют паводкам 1—3% обеспеченности. Таким образом, определив величину среднемного- 85 летнего ущерба, возможно оценить объем инвестиций на реализацию природоохранных проектов, на­правленных на предотвращение ЧС.

В заключение следует отметить, что корректно обоснованная оценка эффективности инвестици­онных проектов по предотвращению ЧС в значительной степени будет служить основанием для их фи­нансирования.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру