Стратегия и Управление.ru
Dec 10

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Ожидаемые результаты и система реализации энергетической стратегии

В результате реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, будут обеспечены рост эффективности использования потенциала энергетического сектора для социально-экономического развития страны, стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики и населения в топливно-энергетических ресурсах и повышение конкурентоспособности продукции ТЭК и его услуг на мировом рынке.

Основные ожидаемые результаты при этом характеризуются следующим:

  • - предусматривается двукратное снижение удельной энергоёмкости валового внутреннего продукта и соответствующий рост энергоэффективности экономики (доля потребляемых энергоресурсов в распределенном валовом внутреннем продукте снизится с 22% в 2000 году до 13-15% в 2020 году);
  • - наиболее эффективным путём будет обеспечено удовлетворение внутренних энергетических потребностей страны в первичных топливно-энергетических ресурсах (рост спроса на них в 2020 году по сравнению с 2000 годом составит 27-40% при росте валового внутреннего продукта в 2,3 — 3,3 раза);
  • - предусматривается умеренный рост в 2001 — 2020 годах среднедушевых расходов на топливо- и энергообеспечение населения (в 2,3 — 2,4 раза) при опережающем увеличении доходов населения (в 3,4 — 3,7 раза);
  • - ежегодная выручка от деятельности ТЭК к 2010 году возрастет в 1,5 раза с увеличением на одну треть налоговых поступлений в бюджеты государства при снижении доли ТЭК (как капиталоёмкого и энергоёмкого комплекса) в промышленном производстве с 30% в настоящее время до 25-26% в 2010 году и 18-20% в 2020 году при опережающем росте наукоёмких и перерабатывающих секторов с низкой энергоёмкостью;
  • - экспорт энергетических ресурсов может возрасти к 2020 году на 45-64%, что соответствует требованиям устойчивости платёжного баланса страны, укрепления её экономического положения и влияния.

Поэтапное формирование энергетического рынка с развитием соответствующей инфраструктуры позволит обеспечить постепенную рационализацию топливно-энергетического баланса, самофинансирование производственной и инвестиционной деятельности организаций ТЭК.

Намеченная до 2006 года динамика цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий приведёт к незначительному росту (на 5-8%) удельного веса энергоресурсов в затратах на производство и реализацию продукции энергоёмких отраслей промышленности и позволит сохранить инфляцию на определенном в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации уровне.

Прогнозируемый рост внутреннего и внешнего спроса на энергоносители и требуемое для его удовлетворения развитие энергетического сектора определяют следующие ориентировочные уровни инвестиций до 2020 года, которые в дальнейшем могут уточняться с учётом реальных потребностей в энергоносителях:

  • - в газовой отрасли – от 170 до 200 млрд. долларов США (с учётом 35 млрд. долларов США на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд. долларов США на реализацию программы освоения месторождений полуострова Ямал). Эти средства будут формироваться за счёт инвестиций открытого акционерного общества «Газпром» и независимых производителей газа;
  • - в нефтяном комплексе – около 230 — 240 млрд. долларов США (собственные средства нефтяных компаний и инвесторов);
  • - в электроэнергетике120 — 170 млрд. долларов США, в том числе на строительство и модернизацию генерирующих мощностей 100 — 140 млрд. долларов США, из которых 25 — 35 млрд. долларов США на атомные электростанции и 20 — 30 млрд. долларов США на развитие электрической сети (собственный капитал электрических компаний, средства инвесторов, а по атомным и гидроэлектростанциям, а также федеральной сетевой компании — тарифные источники);
  • - в угольной промышленности – около 20 млрд. долларов США (средства инвесторов, собственный капитал частных угольных компаний и средства федерального бюджета);
  • - в теплоснабжении – около 70 млрд. долларов США (средства региональных и муниципальных бюджетов, тарифные источники и средства инвесторов);
  • - в энергосбережении50 — 70 млрд. долларов США (региональные фонды энергосбережения, бюджеты всех уровней, средства инвесторов, тарифные источники).

Общий объём капитальных вложений в реконструкцию и развитие энергетического сектора может составить от 260 до 300 млрд. долларов США в 2001 — 2010 годах и от 400 до 510 млрд. долларов США в следующее десятилетие. По оценкам, доля ТЭК в общих инвестициях в экономику страны составит 33-35% в 2001 — 2005 годах, уменьшится до 31-33% в 2006 — 2010 годах и до 20-24% к 2020 году.

Рост капиталовложений в энергетический сектор, в том числе значительный приток прямых и портфельных иностранных инвестиций, должен последовательно распространиться на другие отрасли экономики как благодаря росту заказов на их продукцию и услуги, так и вследствие накопления капитала в обрабатывающих отраслях экономики.

Таким образом, предполагаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных настоящим документом, соответствуют основным направлениям социально-экономического развития страны.

Система реализации Энергетической стратегии

Проблема реализации Энергетической стратегии заключается в недопущении такого развития событий в энергетическом секторе, которое противоречило бы основным положениям, принципам и механизмам государственной энергетической политики.

Предлагаемая система реализации Энергетической стратегии исходит из следующих принципов:

  • - взаимосвязанное осуществление двух процессов – воплощения в жизнь основных положений государственной энергетической политики и конкретизации параметров важнейших мероприятий по развитию энергетики;
  • - создание механизма мониторинга Энергетической стратегии, использующего показатели результативности государственной энергетической политики и позволяющего оценивать влияние важнейших осуществляемых и планируемых мероприятий на изменение указанных показателей;
  • - выделение на каждом этапе реализации Энергетической стратегии важнейших целевых ориентиров и концентрация основных имеющихся ресурсов на их достижении.

Система реализации Энергетической стратегии предусматривает:

  • - включение в план действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период необходимых мероприятий, обеспечивающих реализацию Энергетической стратегии;
  • - разработку системы показателей результативности государственной энергетической политики;
  • - корректировку федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002 — 2005 годы и на перспективу до 2010 года, рассматриваемой в качестве одного из важнейших инструментов реализации Энергетической стратегии;
  • - формирование информационно-аналитического обеспечения системы мониторинга Энергетической стратегии с использованием государственного информационного ресурса.

Система мониторинга Энергетической стратегии предусматривает непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в ТЭК и реализацией государственной долгосрочной энергетической политики, а также получение оперативной информации для своевременного выявления и системного анализа происходящих изменений в целях предупреждения негативных тенденций, влияющих на энергетическую безопасность страны.

По результатам мониторинга в Правительство Российской Федерации ежегодно должен представляться доклад о ходе реализации Энергетической стратегии.

Доработка и уточнение Энергетической стратегии должны осуществляться не реже чем один раз в 5 лет.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру