Линейная модель коммуникации

    В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом Г. Лассуэлом и включающая пять элементов:

    • Кто ? (коммуникатор передает сообщение)
    • Что? (передается сообщение)
    • Как? (осуществляется передача)
    • Кому? (направлено сообщение)
    • С каким эффектом? (сообщение доставлено)

    Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса: 1) источник коммуникации (коммуникатор); 2) содержание; 3) канал коммуникации; 4) мишень (приемник); 5) эффект.

    При этом Г. Лассуэл выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:

    1. наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определения возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и/или его составных частей;
    2. корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на "поведение" окружающей среды;
    3. передача социального наследия от поколения к поколению.

    Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникативной функции культуры. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается только объектом коммуникационного воздействия. Дело в том, что результат коммуникации - не просто изменение сознания, чувств, установок или поведения слушателя (зрителя, читателя), это еще и достижение определенной степени согласия или несогласия реципиента с тем, что, как и почему сообщается коммуникатором. Поэтому в дополнение к бихевиористической по существу модели Лассуэла в середине 50-х годов XX века появилась интеракционистская модель коммуникации, предложенная Т. Ньюкомбом.

    © StrategPlann 2009