Стратегия и Управление.ru
Dec 6

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Специфика финансовых причин системного экономического кризиса 2008 года

В настоящее время достаточно актуальна проблема анализа причин системного экономического кризиса. Среди них особое значение приобретают финансовые причины. Однако их понимание возможно после первичного исследования макроэкономических предпосылок кризиса.

Среди основных причин кризиса 2008 года исследователи выделяют три группы:

  • специфические проблемы американской экономики;
  • системные, фундаментальные проблемы современного экономического развития;
  • специфические российские обстоятельства.

По мнению ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, В. А. Мау, эти факторы действуют разнонаправлено, и борьба с кризисом должна строиться с учетом всех трех групп.

Современный мировой финансовый кризис является звеном в цепочке кризисов. Но настоящий, по мнению министра финансов А. Л. Кудрина, отличается как глубиной, так и размахомон впервые после Великой депрессии охватил весь мир. «Спусковым крючком», приведшим в действие кризисный механизм, стали проблемы на рынке ипотечного кредитования США. Однако в основе кризиса следует выделить различные категории предпосылок, в частности: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

Совмещая выделенные В. А. Мау и А. Л. Кудриным причины кризиса, представляется возможным составить следующую классификацию (Таблица 1).

Таблица 1. Причины системного экономического кризиса 2008 года

Причины кризиса

Специфические американские проблемы

Системные проблемы современного мирового развития

Специфические российские проолемы

1. Экономические 1.1. Макр оэкономические

Полшика низких процентных ставок

  • Глобализация мировой экономики
  • Искусственное стимулирование экономического роста
  • Изменение направления движения капитала
  • Рост капитализации
  • Зависимость России от внешних.заимствований
  • Неудовлетворительное состояние банковского сектора
  • Неэффективная структура экономики и экспорта (ориентация на топливные, сырьевые источники)

1.2. Микроэкономические

Быстрое развитие производных финансовых инструментов

1.3. Институциональные

Маскировка рисков

  • Не д о стат очный ур о ве нъ оценки рисков
  • Маскировка рисков (секьюритнзация и т. п.)

2. Политические

  • «Однополюсный мир» во главе с США
  • Стремление других стран потеснить лидерство США
  • Отток капиталов из России в связи с военным конфликтом России и Грузин в августе 200S года
  • Снижение международных финансово- экономических рейтингов России

3. Психолого-культурно — идеологические

Идеалы постиндустриального оошества

  • Пропаганда доступных товаров через открытие дешевых кредитов
  • Пропаганда нден сильного государства, защищающего банки и заемщиков, что привело к уменьшению внимания при выдаче кредитов, повышению рисков
  • Недостаточное понимание причин и последствий финансового кризиса 199S года, расслабление.

Система «однополюсного мира» во главе с США, сложившаяся после окончания холодной войны в 1990-х годах, усиливавшаяся:

  • снижением доверия к развивающимся странам после 1998 года;
  • инвестированием в американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы;
  • политикой низких процентных ставок,— привела к избытку ликвидности в экономике США и к формированию рыночных «пузырей» (в разное время: кредитного, сырьевого, акций, недвижимости и т. п.).

В последнее время высокие темпы развития показывал Китай, что стало угрожать стабильному состоянию Америки и европейских стран. Началась «погоня» за ростом валового внутреннего продукта. Многие правительства предпринимали шаги по стимулированию роста экономики, забывая о «перегреве» экономики. В этой же логике находится и поставленная российским руководством задача удвоения ВВП за десять лет, также делавшая акцент преимущественно на достижении количественных, объемных показателей, а ценообразование в строительстве очень сложная процедура в современных условиях.

Благодаря росту экономики росло и благосостояние людей, улучшалась социальная политика государства. Люди, привыкшие к социальным гарантиям, не готовы от них отказываться.

В России активно рекламировались кредиты, благодаря которым можно было приобрести различные товары, получить необходимые услуги. При этом не оценивали реально свои силы ни заемщики, ни банки: банки, стремясь получить максимальную прибыль, наращивали свои кредитные портфели, выдавали кредиты заемщикам без оценки их реальной кредитоспособности и возможных рисков; а заемщики надеялись на «авось». Кроме того, большинство кредитов было направлено в сферу потребления, а не на развитие производства. В связи с недостаточной оценкой рисков осуществлялись значительные вложения инвестиционных и кредитных средств в недостаточно рентабельные символические проекты (например, перестройка гостиницы «Москва», строительство небоскребов в Москве).

Чтобы снизить свои риски, банки проводили секьюритизацию активов и применяли другие способы маскировки рисков.

В России пропагандировалась идея сильного государства, защищающего банки и заемщиков, что привело к снижению оценок кредитного риска при кредитовании и к бесконтрольному росту кредитных портфелей.

Стабильный продолжительный экономический рост, профицитный бюджет, увеличение международных резервов способствовали снижению внимания к причинам и последствиям финансового кризиса 1998 года.

За период с 1998 по 2008 год Россия интегрировалась в мировую экономическую и политическую систему, что имело свои и плюсы, и минусы. Как минус, можно отметить то, что Россия стала зависеть от мировой конъюнктуры и от состояния мировой экономики. Глобализация мировой экономики постоянно усиливается.

Как следствие глобализации стали развиваться новые финансовые инструменты (рынок облигаций, опционов, фьючерсов и т. д.), что считалось источником бесконечного финансового успеха и поступательного роста.

Вторым аспектом глобализации стало формирование глобального дисбаланса, когда изменился вектор движения капитала: в начале XX века капитал двигался из развитых стран на периферию, в развивающиеся страны, а в начале XXI века — из развивающихся стран в США и другие развитые страны.

Третьим аспектом глобализации стала ключевая ориентация развития корпораций на рост капитализации в ущерб росту производительности.

Кризис начал свое движение по всему миру из США в результате обвала ипотечного рынка. Рецессия в США вызвала вывод Соединенными Штатами активов из других стран, что оказало негативное влияние на фондовые рынки в развитых и развивающихся странах.

В России первым проявлением кризиса стало снижение показателей фондового рынка летом 2008 года. За последние несколько лет, на фоне роста бюджета и платежного баланса, Россия стала привлекательной для иностранных инвесторов, что позволило расширить объем заимствований. При начале кризиса западные инвесторы начали выводить свои средства из России (как, впрочем, и из других инвестируемых объектов и стран), кредитное плечо сжалось, что немедленно привело к падению фондового рынка.

Оттоку иностранных инвестиций из России отчасти способствовал военный конфликт между Россией и Грузией в августе 2008 года, в результате которой снизились международные рейтинги стабильности страны.

Однако снижение показателей фондового рынка еще не вызвало перемены правительственного курса.

В России стали говорить о возможном кризисе лишь в октябре 2008 года, когда резко снизились цены на нефть и газ — основные источники формирования ВВП в стране. Но официально правительство не признало наступление финансового кризиса в России, хотя мировые и внутристрановые тенденции свидетельствовали об этом.

При этом нельзя не отметить постепенного оттока частных вкладов физических лиц из банков. В совокупности обвал фондового рынка и отток вкладов привели к проблеме ликвидности банков. Лишившись долгосрочных западных заимствований, передаваемых под низкие проценты, банки практически перестали выдавать новые кредиты, стали требовать досрочного возврата существующих кредитов.

Проблема восстановления ликвидности банков решалась различными методами, в том числе и за счет предоставления банкам кредитов Центробанка.

В 2007–2008 годах отмечался рост корпоративных внешних заимствований, при этом происходило снижение государственных заимствований. Однако большинство заемщиков являются близкими к государству структурами, поэтому внешний долг в кризис 2008 года можно определить как квазигосударственный. Суть его сводилась к тому, что государство, формально юридически не будучи заемщиком, должно было его обслуживать и спасать заемщиков. При этом большинство заемных средств было получено по залоговым схемам. В условиях кризиса началось быстрое падение стоимости залогов, иностранные кредиторы стали требовать пополнение залогов, заемщики оказались перед реальной угрозой лишиться своих активов.

Эта ситуация сказалась на выработке бюджетной и курсовой политики. С одной стороны, наличие значительной задолженности околобюджетных заемщиков ограничивало возможности снижения валютного курса, что привело бы к резкому удорожанию обслуживания их внешнего долга. С другой стороны, чтобы оказать заемщикам финансовую помощь по его покрытию или выкупу, необходимо было использовать государственные ресурсы, в частности резервы стабилизационного фонда.

Еще одним фактором, способствовавшим постепенной, а не одномоментной девальвации рубля стал ожидавшийся рост социальной напряженности в стране в результате обесценения вкладов физических лиц в банках.

Учитывая вышеперечисленные два фактора, правительство и Центробанк решились на постепенную, в течение 4 месяцев, девальвацию рубля, чтобы дать возможность участникам рынка решить, куда двигаться.

Постепенная девальвация привела к снижению международных резервов, израсходованных на стабилизацию курса рубля по отношению к доллару США и евро, и не дала возможность быстрому подъему экономики. Произошли характерные для кризиса последствия. Началась рецессия. Повысилась безработица. Выросла инфляция. Увеличилась социальная напряженность.

Банки, обеспокоенные рецессией, не возобновили выдачу кредитов прежними темпами. В основном проводится реструктуризация существующих кредитов.

Таким образом, финансовые причины системного кризиса необходимо рассматривать в совокупности ряда факторов, составляющих своеобразную «цепочку» причин и последствий. Поэтому и преодоление системного кризиса должно происходить постепенно, с учетом финансовой составляющей.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру