Малые предприятия и стратегическое планирование

    Малый бизнес (или малое предпринимательство) – это совокупность малых и средних предприятий, ограниченная определенными правовыми нормами в сфере предпринимательской деятельности, а также сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия. Общее число показателей, согласно информации Мирового банка, по которым предприятия или организации относятся к малому предпринимательству, более 50, однако, как показывает практика во всем мире, основным критерием, в первую очередь, является средняя численность работников, занятых в отчетном периоде организации или предприятия.

    Главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям внешней среды. В этой связи на первый план в определении направлений развития предприятий малого бизнеса выходит стратегическое планирование, целью которого является разработка программы действий, направленных на повышение конкурентоспособности малых предприятий и укрепление их положения на рынке.

    Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

    Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

    Малый бизнес, в большом количестве, не осознает важной роли, в разработке и применения стратегического планирования. Они не правильно думают, что стратегическим планированием занимаются только крупные предприятия или корпорации, так как у них есть необходимые ресурсы и персонал, а сами они борются лишь за то, чтобы сдвинуться с места и приносить прибыль.

    Стратегический план нужен, или даже необходим всем организациям и предприятия, даже самым маленьким.

    Недавний опрос малых предприятий показал, что малые предприятия зачастую не имеют достаточных навыков для осуществления стратегического планирования и развития, и не предпринимают необходимой подготовки стратегического управления. Существует значительный потенциал для повышения уровня стратегического управления и общей компетенцией в малом бизнесе.

    На малых предприятиях стратегический план может быть не настолько сложен и объемен, как в крупных предприятиях. Необходимость применения продвинутого программного обеспечения отпадает, и естественно нет необходимости в красочной графической иллюстрации. Если сконцентрироваться, то составить надежный рабочий проект вам удастся не более чем за несколько часов.

    Стратегический план важен тем, что помогает последовательно, пошагово расписать те действия, которые предпримет ваша компания на пути к успеху. В нем также раскрываются потенциальные препятствия, с которыми предстоит столкнуться компании, и пути их преодоления. В некотором смысле, наличие стратегического плана имеет более существенное значение для малых компаний, нежели для крупных корпораций. Причина состоит в том, что у малых компаний гораздо более низкая маржа безопасности и у них гораздо меньше денежных средств, на которые можно будет полагаться на случай, если что-либо пойдет не так.

    Эффективное стратегическое планирование рассматривается как важный способ внедрения инноваций и инновационного мышления в малые предприятия, которые могут повлиять на деятельность во всей компании. На этой стадии разработки соответствующих подходов и методов в целях содействия эффективному стратегическому планированию являются важными для развития устойчивых малых предприятий в современных условиях сегодняшнего дня.

    Барьеры для подготовки стратегического управления и развития могут быть решены путем поддержки владелец/менеджеры, в том, чтобы признавать свои недостатки в области стратегического управления, и на основе ревизии этого процесса, подготовиться более индивидуально или специально к факторам, которые имеют отношение к малому бизнесу.

    Важнейшими конкурентными преимуществами малых предприятий становятся возможность более легкой адаптации к потребностям потребителей, создания домашней атмосферы, кроме того, возможно применение более гибкой системы скидок.

    Неплохим инструментом для разработки стратегического плана является SWOT анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз). Здесь необходимо оценить каждый из этих факторов для своего предприятия, а также для конкурентов и для отрасли в целом. Хотя SWOT анализ может потребовать затрат немалого количества времени, он сможет помочь прояснить, что сейчас удается делать правильно, где необходимо внести поправки, и за какие рыночные возможности цепляться и от каких защищать себя.

    Большое внимание в процессе стратегического планирования в малом предприятии разработка эффективного маркетингового плана по привлечению и удержанию клиентов.

    Для малого бизнеса особенно важен маркетинговый план по следующим причинам: они проигрываю по издержкам и финансовым ресурсам.

    Таким образом, тесное взаимодействие с покупателем и оперативное реагирование на его пожелания является основным конкурентным преимуществом малых и средних предприятий. А для того, чтобы в полной мере воспользоваться данным преимуществом, необходимо постоянно отслеживать изменения в предпочтениях потребителей (с помощью маркетинговых исследований) и разрабатывать модификации товаров в соответствии с выявленными пожеланиями покупателей (с помощью реализации функций маркетинга).

    Отсюда вывод — для малых предприятий внедрение маркетинга и разработка маркетингового плана как основной функции предприятия необходимо, так как оно обеспечивает им преимущество в конкурентной борьбе за потребителя с крупными предприятиями.

    © StrategPlann 2009