Стратегия и Управление.ru
Dec 3

Стратегия и управление

Маркетинг и реклама

Экономика и финансы



Новые факторы, определяющие конкурентоспособность современного предприятия

Настоящее время — время новых производ­ственных и управленческих технологий, интеллек­туальной и инновационной активности, быстро меняющихся условий внешней среды, широкого применения системного и ситуационного подходов в управлении — ставит перед менеджментом поиск новых задач.

Современный этап развития мировой экономи­ки, и в том числе экономики России, характеризу­ется формированием новых для российских пред­приятий конкурентных преимуществ, которые принципиально меняют представление о конкурен­тоспособности.

Усиление конкуренции заставляет руководите­лей предприятий находиться в постоянном поиске новых рычагов повышения конкурентоспособно­сти.

Факторы — это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолют­ной и относительной величины затрат на производ­ство, а в результате изменение уровня конкуренто­способности самого предприятия.

Существует целая система факторов, опреде­ляющих конкурентоспособность предприятия. Наиболее обоснованный набор факторов конку­рентоспособности предприятия, широко исполь­зуемый при проведении стратегического анализа и маркетинговых исследований, приведен в работах Артура А. Томпсона-мл. и А. Дж. Стрикленда, Дэвида Кревенса и Е. П. Голубкова. Остальные авторы в той или иной мере используют основные положения от­меченных ученых, пытаясь развить их для конкрет­ных направлений деятельности.

Создание факторов — это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добав­ляя к прежним. Именно такой точки зрения придер­живается не только М. Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б. Скотт, Дж.Лодж, Дж.Бауэр, Дж.Зюсман, Л. Тайсон.

Правильное определение ключевых факторов успеха в своей отрасли позволяет достичь значи­тельного преимущества перед конкурентами и за­воевать лучшую позицию на рынке. Однако менед­жеры должны отказаться от искушения считать ключевыми все, в том числе второстепенные фак­торы; слишком большой список ключевых факто­ров успеха не выполняет своей основной функции — указать руководству главные факторы, определя­ющие успех в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе.

Все факторы, предлагаемые разными авторами, действенны и по сей день, но как мы считаем, на­зрела необходимость добавить к их числу не ме­нее важный фактор — интеллектуальный капитал. Главным средством роста конкурентоспособности российских предприятий в ближайшем будущем станет интеллектуальный капитал.

Все это обуславливает актуальность проблемы повышения конкурентоспособности предприятий на основе формирования и развития их интеллек­туального капитала.

Сравнительный анализ методических подходов по оценке конкурентоспособности предприятия по­казал, что единого подхода не существует. К тому же такая составляющая как интеллектуальный капи­тал в данных подходах не учитывается.

Опыт и знания предприятия, интеллектуальный капитал, конкурентные возможности, уникальные навыки, стратегически ценные активы, рыночные достижения в совокупности составляют его ресурс­ный потенциал, необходимый для успешной конку­рентной борьбы. Успех в этой борьбе определяется также количеством этих ресурсов и способностью предприятия мобилизовать их в нужный момент.

Велика роль существования специализирован­ных и развитых факторов конкурентоспособности, развитием которых занимаются сами предприятия, как наиболее знающие, что им нужно именно сейчас для обеспечения конкурентного преимущества.

Автором статьи выявлено, что при учете конку­рентных возможностей предприятия его интеллек­туальный капитал не учитывается в полном объеме. В связи с этим мы предлагаем свой подход к оценке конкурентоспособности предприятия, с учетом не только производственной, маркетинговой и фи­нансовой его деятельности, но и особо значимого, но малоучтенного актива — интеллектуального ка­питала. Мы считаем, что данное дополнение позво­лит более полно и объективно осуществлять оценку конкурентоспособности предприятия.

Преимуществами формирования и развития интеллектуального капитала является то, что он направлен на решение следующих задач: повыше­ние производительности труда, выработки и рен­табельности; привлечение инвесторов (клиентов, поставщиков, потребителей); создание и внедрение новых технологий (ноу-хау, рационализаторских предложений и пр.); развитие сильной организаци­онной культуры (сплоченный, лояльный коллектив и «здоровая» культура труда) и др., а все это созда­ет условия для повышения конкурентоспособности предприятий.

 
Опубликовать в Twitter Написать в Facebook Поделиться ВКонтакте В Google Buzz Записать себе в LiveJournal Показать В Моем Мире В дневник на LI.RU Поделиться ссылкой на Я.ру