Механизмы по выравниванию территориальных диспропорций на муниципальном уровне

    Согласно Конституции РФ, органы государственной власти субъекта Федерации, обязаны обеспечить населению всех муниципальных образований района равный доступ к услугам социальной инфраструктуры, близкие уровни качества жизни, что является целью и результатом политики выравнивания территориальных диспропорций.

    Социально-экономическое развитие многих российских регионов сопровождается значительными территориальными диспропорциями, которые необходимо учитывать при реализации региональной политики. Проблема поляризации пространства в последнее время привлекает к себе внимание, как исследователей, так и представителей органов власти. В настоящее время достаточно актуальным становится подход с позиций качества экономического пространства, его неравномерного развития, сохранения целостности национальной экономики в условиях исключительной пространственной неоднородности [2].

    Территориальные пропорции (диспропорции) – определенное соотношение между двумя и более компонентами территориальных экономических систем, выражаются в межрегиональных различиях по различным социально-экономическим показателям. В пропорциях отражается исторический процесс хозяйственного освоения пространства страны, место страны в мировой экономике и финансах, совокупное воздействие на региональное развитие критериев экономической эффективности и социальной справедливости.

    Основными причинами возникновения территориальных диспропорций явились разные стартовые условия, в которых оказались территории к началу 90-х годов ХХ века (объективные факторы), и то, как руководители территорий сумели провести экономическую и социальную политику, использовать ресурсы территорий и нивелировать влияние негативных факторов. Это обусловливает различия в налоговом потенциале, структуре бюджетных доходов и расходов, потребностях в финансовых средствах, в качестве жизни населения территорий, обеспеченности жителей поселений районов различного рода социальными услугами и т.д.

    Управление асимметрией в социально-экономическом развитии муниципальных образований и конкретных территорий осуществляется с помощью политики выравнивания. Под "выравниванием" понимается сближение уровней социально-экономического развития территорий в свете уменьшения диспропорций их развития, приоритетного развития экономики и социальной сферы наиболее отсталых поселений, создания условий для экономического роста всех муниципальных образований района. Выравнивание может производиться за счет развития социальной сферы и инфраструктуры проблемных территорий, за счет перераспределения финансовых ресурсов в рамках межбюджетных отношений, а также стимулирования их опережающего экономического развития.

    Таким образом, целью политики выравнивания диспропорций развития территорий является обеспечение устойчивого экономического роста района при постепенном сокращении дифференциации основных показателей развития экономики и социальной сферы территорий (ускоренном развитии наиболее отсталых, кризисных муниципальных образований) и предоставление базовых социальных гарантий населению всего района. При этом сохраняется требование к обеспечению устойчивого экономического роста района в целом.

    Основные принципы политики выравнивания социально-экономического развития территорий:

    - приоритетное использование экономических инструментов для решения социальных и политических проблем;

    - достаточный объем помощи, адресность, проектная ориентированность, паритетное участие всех источников финансирования;

    - сохранение экономического роста регионов-доноров при изъятии и перераспределении у них ресурсов;

    - гласность и “прозрачность”, стабильность и предсказуемость, системность и программный характер выравнивающей политики;

    - институциональная проработанность и законодательная закрепленность мер и механизмов выравнивающей политики.

    Важнейшим этапом управления асимметрией развития территорий является выявление и мониторинг диспропорций, создание информационно-аналитической базы для проведения взвешенной политики выравнивания диспропорций. Главная задача мониторинга состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной политики регулирования развития муниципального района и для определения её приоритетов, для принятия в этой связи мер селективной (выборочной) поддержки тех или иных муниципальных образований и для реализации иных важнейших направлений политики социально-экономического развития района.

    Невозможно проводить политику выравнивания территориальных диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований различных районов без аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, поселений, конкретных территорий, перспективы их развития, позволяющей выявлять и выравнивать диспропорции, указывать на важнейшие факторы, вызывающие диспропорцию, оценивать их влияние на уровень жизни населения и выявлять тенденции к росту (сокращению) диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований района. В настоящее время многие муниципалитеты не располагают систематизированными данными по социально-экономическому развитию каждого из существующих в структуре  муниципальных образований, входящих в муниципальный район.

    Поэтому для выработки обоснованных рекомендаций по выравниванию территориальных диспропорций муниципальных районов требуется организация районного мониторинга. Основными требованиями к системе районного мониторинга являются возможность горизонтального (межмуниципального) сравнения отдельных показателей развития территорий, сравнения данных показателей со средними (нормативными) параметрами и выявления отклонений (диспропорций), что позволит определить направления проведения политики выравнивания данных отклонений.

    Задачами исследования социально-экономического развития территорий муниципального района являются:

    - сбор общих сведений об экономике и социальной сфере территорий (городских, сельских поселений) района и определение системы показателей, характеризующих уровень их социально- экономического развития;

    - построение рейтингов по отдельным (частным) показателям, характеризующим их социальное или экономическое развитие;

    - группировка территорий по группам использованных показателей, что является выявлением асимметрии по отдельным отраслям экономики и социальной сферы;

    - определение групп территорий в зависимости от потребности в оказании государственной помощи;

    - создание информационной базы для последующей выработки рекомендаций проведения политики выравнивания асимметрии развития различных территорий муниципального района по конкретным выявленным направлениям и/или отраслям социальной сферы и экономики территорий.

    На основании данных, полученных в результате анализа социально-экономического состояния муниципального района должна быть сделана предварительная классификация поселений по уровню их адаптации к рыночным условиям хозяйствования по трем градациям - территории успешно работающие в рынке; территории среднеадаптированные к рыночным условиям; территории  слабоадаптированные к рыночным условиям.

    1. Территории успешно работающие в рынке. К ним можно отнести территории, для которых характерен относительно высокий экономический потенциал, достаточный для саморазвития. Выгодное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура. Хозяйственная специализация и отраслевая структура их хозяйства практически полностью соответствует требованиям рыночной конъюнктуры и развивается по ее законам. Экономический потенциал реформируется, привлекаются инвестиции, адаптируется структура городского хозяйства. Сохранен и развивается хозяйственный комплекс территорий. Их промышленные предприятия в основном работают стабильно, продукция и услуги – конкурентоспособные и ликвидные, работающие получают зарплату постоянно и вовремя. Наблюдается рост заработной платы. Предприятия развиваются: осваивают новые виды продукции, внедряют ноу-хау, осуществляют ввод производственных фондов, модернизируют производства, переходят на высокие технологии, развивается транспортная инфраструктура, портовое хозяйство. На их территории активно ведется новое промышленное строительство за счет инвестиций. Такие территории и предприятия, на них расположенные, являются основными налогоплательщиками в бюджеты всех уровней. География их хозяйственных связей широка. Хозяйственная деятельность диверсифицирована. Многие предприятия имеют четкую программу развития, инвестиционные проекты и бизнес-планы.

    Для успешно действующих территорий характерны следующие признаки:

    • профилирующее производство ориентировано на внутреннее потребление, потребление в рамках субъекта Федерации, потребление в других субъектах Федерации и на экспорт;
    • территории, расположены в зоне влияния мегаполисов;
    • успешно работает малый бизнес;
    • территории являются центрами транзита транспортных потоков (морской порт, трассы федерального значения, железнодорожные пути);
    • территории обладают значительными запасами полезных ископаемых и промышленной базой для их переработки.

    2. Территории среднеадаптированные к рыночным условиям. К ним можно отнести территории, чей экономический потенциал, ориентированный в прошлом на государственную распределительную систему, оказался значительно подорван за годы реформирования и не обеспечивает условия для саморазвития территории. Хозяйственная специализация и отраслевая структура этих хозяйств не противоречат требованиям рыночной конъюнктуры, но в условиях существующей налоговой и ценовой политики производимая на предприятиях этих поселений продукция реализуется по ценам иногда ниже себестоимости.

    3. Территории слабоадаптированные к рыночным условиям. К данному типу территорий относится территории, экономический потенциал которых был частично утрачен по различным политическим, экономическим и другим причинам. Экономический потенциал практически утрачен, хозяйственный комплекс территории находится в депрессии, утеряны специалисты высокого класса.

    Различия между территориями одного муниципального образования наиболее существенно проявляются в объемах товарного производства на душу населения, включая промышленное и сельскохозяйственное производство, а также в  инвестиционных вложениях в конкретные территории.

    Одной из проблем, требующих решения, является использование имеющихся резервов территории - в том числе развитие деловой активности населения, развития предпринимательства на депрессивных территориях.

    В депрессивных муниципальных образованиях наблюдается процесс замедления темпов развития малого предпринимательства, нет фондов поддержки малого предпринимательства, информационных и консультационных пунктов, систем микрофинансирования начинающих предпринимателей.

    В качестве действенных мер, способствующих выравниванию территориальных диспропорций, предлагается освобождение от местных и областных налогов предприятий, создающих рабочие места в отдаленных поселениях на депрессивных территориях. Применение целевых субсидий, бюджетных кредитов и гарантий для инвесторов. Решения по этим вопросам необходимо будет принимать на областном и районном уровнях.

    Для сельскохозяйственных предприятий и малого бизнеса выравниванию территориальных диспропорций будет способствовать создание гарантий в части административного регулирования, реализации контрольных объемов продукции, защита от монопольных проявлений. Основные решения по данным вопросам должны приниматься на федеральном, областном и районном уровнях.

    Действенным механизмом выравнивания экономического развития территорий должны стать и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований. Программы, разработанные на основе комплексного и системного анализа развития всех городских и сельских поселений за последние пять-семь лет, должны иметь все муниципальные образования.

    На основе информации о текущем положении территории и заданных в стратегических документах муниципальных образований параметрах, можно стимулировать муниципальные образования к использованию и накоплению ресурсов, вытягивать отстающие звенья.

    Программный подход позволяет увидеть те сектора жизнедеятельности городских и сельских поселений, в которых она отстает, как и сферы, где их позиции наиболее сильны, правильно распределить имеющиеся ресурсы и использовать их с максимальной эффективностью.

    Социально-экономическое развитие реализуется эффективней там, где промышленные комплексы, отдельные предприятия оказывают содействие в решении выявленных проблемных социально-экономических вопросов территорий.

    Уровень социально-экономического развития выше там, где имеются эффективно работающие, финансово устойчивые предприятия. На этих территориях высокая заработная плата, высокие поступления в бюджет, низкий уровень безработицы, высокий спектр оказываемых услуг населению и развитая социальная сфера.

    Для территорий, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами по данным мониторинга, необходимо разработать и принять целевую программу «Поддержка депрессивных муниципальных образований».

    Рассмотреть возможности реорганизации неблагополучных сельскохозяйственных предприятий с привлечением возможностей крупных и финансово-устойчивых предприятий.

    По проблемным территориям необходимо принять постановления, которыми должны быть утверждены комплексные мероприятия социально-экономического развития депрессивных территорий муниципального района.

    В результате реализации этих постановлений социальная сфера и собственная материальная база муниципальных образований должны получить существенный политический и финансовый импульсы к развитию.

     

    Автор - Король Т.А. - статья опубликована в журнале "Диалоги о науке" № 1, 2010 год.

    © StrategPlann 2009